Когда правительство Сомали одобрило соглашение о военном сотрудничестве с ОАЭ в феврале 2023 года, значительная часть парламента сочла, что соглашение противоречит суверенитету Сомали. С начала 1990-х Сомали боролось с военными главарями и вооруженными группировками, такими как «Аш-Шабаб», и заработало репутацию несостоявшегося государства. Тем не менее, усилия по государственному строительству в последние годы принесли плоды. В декабре ООН сняла эмбарго на поставки оружия в страну, признав прогресс, достигнутый сомалийским правительством в плане институционализации демократии и конституции. Однако правительство Сомали по-прежнему нуждается в иностранной помощи. Оно получило помощь на цели развития в размере 2,4 млрд долларов от таких доноров, как ЕС, США, Турция, Катар и ОАЭ в 2021 году. Вдобавок ко всему, правительству также нужна помощь в обеспечении безопасности и надежной подготовки сотрудников своих служб безопасности. Несмотря на эти доводы, некоторые депутаты сочли, что сделка с ОАЭ зашла слишком далеко. Соглашение обязывает ОАЭ «проводить военные операции и операции по обеспечению безопасности, включая наземные, морские и воздушные операции, которые они сочтут целесообразными, для ликвидации террористических элементов». Соглашение также разрешает Абу-Даби «использовать территорию» Сомали. ОАЭ «должны иметь право использовать сухопутные базы, морские порты и аэропорты на территории Федеративной Республики Сомали» и создавать военные и тренировочные базы для проведенияя своих операций. Однако наиболее спорной частью соглашения был тот факт, что оно предоставляло военным ОАЭ полный иммунитет, что собственно и вызвало критику в парламенте: «Всем лицам, работающим в рамках этого соглашения, предоставляются гарантии и иммунитет от любой международной, юридической или административной ответственности» в Сомали, говорится в соглашении и добавлено: «На лиц, работающих в рамках этого соглашения, не могут распространяться какие-либо национальные или международные процедуры, претензии или применение вынесенного против них судебного решения в Сомали в ходе реализации соглашения». Сразу после одобрения соглашения правительством Сомали ОАЭ передислоцировали часть сомалийских военнослужащих, которых они обучали в Уганде, обратно в страну, выплатив им зарплату и оплатив расходы. Месяц спустя эмиратские военные также начали строительство новой базы, принадлежащей ОАЭ и управляемой ими, в южном регионе Джубаленд. При этом уже прошел год, а парламент Сомали все еще не ратифицировал соглашение, чтобы официально завершить конституционную процедуру. Напротив, депутаты парламента быстро одобрили аналогичное оборонное и торговое соглашение с Турцией в течение нескольких недель в прошлом месяце. Два источника, знакомых с политической логикой Могадишо, сказали, что, когда правительство президента Хасана Шейха Махамуда подписывало соглашение с ОАЭ, оно имело в виду президентские выборы в Турции в мае 2023 года, которые, по всем опросам, Реджеп Тайип Эрдоган, должен был проиграть. При Эрдогане Анкара с 2011 года инвестировала значительные средства в Сомали, предоставив гуманитарную помощь на сумму более 1 млрд долларов, открыв крупнейшее посольство страны за рубежом и военную базу в Могадишо для обучения трети сомалийских военных. Поставляемые Турцией беспилотники в настоящее время действуют против «Аш-Шабаб», в то время как турецкие компании управляют аэропортом и морским портом Могадишо. Возможный уход Эрдогана мог тогда лишить Сомали важного покровителя. Турецкая оппозиция совершенно ясно дала тогда понять, что не чувствует необходимости проводить столь напористую внешнюю политику в таких местах, как Африканский Рог, и у нее нет никакого желания тратить деньги или время на восточноафриканскую страну. Тогда, согласно источникам, Сомали обратилось к Абу-Даби, чтобы обеспечить свою долгосрочную борьбу с группировками боевиков и заполнить возможный вакуум, который создаст возможный уход Эрдогана. Однако Эрдоган победил на выборах, выйдя победителем во втором туре.
В этой связи турецкие аналитики отмечают, что активность Анкары в Сомали укладывается в общую логику экспансии в регион Африканского Рога в целом. Турки — торговая нация, и у них уже наладились растущие торговые отношения с регионом. Турецкий экспорт в Сомали в 2022 году составил 386 млн долларов США, увеличившись с 896 тыс. долларов США в 1995 году, по данным Observatory of Economic Complexity (OEC), онлайн-платформы визуализации и распространения данных, ориентированной на географию и динамику экономической деятельности. Также сообщается, что импорт из Сомали составил 2,5 млн долларов США в 2022 году по сравнению с 795 тыс. долларов США в 1995 году. OEC также сообщила, что экспорт Турции в Эфиопию в 2022 году составил 357 млн долларов США по сравнению с 14,4 млн долларов США в 1995 году, в то время как импорт из Эфиопии в 2022 году составил 24,4 млн долларов США по сравнению с 14,4 млн долларов США в 1995 г. Уровни торговли Джибути с Турцией также изменились, и в 2022 году турецкий экспорт составил 5,5 млн долларов США по сравнению с 5,4 млн долларов США в 2003 году, в то время как турецкий импорт из Джибути вырос со 123 тыс. долларов США в 2003 году до 1,1 млн долларов США в 2022 году. Эритрея оставалась вне орбиты Турции. В основном она торгует с Саудовской Аравией при некоторой минимальной торговле с ОАЭ и Катаром. Объемы торговли между регионом и Турцией остаются небольшими, но, безусловно, это указывает на растущее направление, и в настоящее время этому препятствует только вовлеченность региона в его многочисленные многогранные конфликты. Турция также использует регион как входные ворота в Африку, которые с 2011 года активно развиваются. Только за последнее десятилетие Турция провела три саммита с участием африканских лидеров, последний из которых состоялся 16-18 декабря 2021 года. Интерес к континенту представляют его природные ресурсы, как органические, так и неорганические. К ним относятся, среди прочего, нефть и газ, уран, золото, платина, хром, позолота и алмазы. На континенте также производят пальмовое масло, кофе, чай, какао, сахар и ваниль, которые являются важным сырьем для многих отраслей промышленности. Недавнее оборонное соглашение между Сомали и Турцией, по-видимому, является проверкой того, насколько далеко зайдут эти отношения.
Нынешним импульсом для нового этапа развития отношений Турции с Сомали безусловно стали развивающиеся связи Эфиопии с отколовшимся государством Сомалиленд в начале этого года, что глубоко обеспокоило Могадишо.
В январе Эфиопия подписала соглашение, предоставляющее ей военно-морской и коммерческий доступ к портам вдоль побережья Сомалиленда в обмен на признание независимости региона. Могадишо объявил пакт незаконным. При этом очевидно Сомали не хватает ни военно-воздушных сил, ни военно-морского флота. Таким образом, любая попытка Эфиопии навязать свою волю в водах Сомали не получит никакого внятного ответа со стороны сомалийских сил. Только Турция могла бы предложить противовес этой экспансии: у нее уже есть военная база и военные корабли, которые действуют у берегов Сомали в составе сил ООН по борьбе с пиратством. Затем последовало оборонное соглашение с Турцией, содержание которого до сих пор хранится в тайне соответствующими правительствами. Сообщается, что оно обязывает Анкару защищать морские воды Сомали от посягательств в течение следующих 10 лет. Некоторые инсайдеры Анкары говорят, что сделку также поддерживает Катар, соперник ОАЭ в Персидском заливе. «Объединенные Арабские Эмираты, вероятно, являются страной, которую больше всего беспокоит турецко-сомалийское соглашение о безопасности и обороне. В течение последнего года ОАЭ вели серьезную дипломатию, чтобы подписать очень похожее или даже более продвинутое соглашение о безопасности с Сомали. Однако реакция Сомали была неохотной — вот почему со стороны ОАЭ есть как реакция, так и разочарование в связи с таким развитием событий», — написал Мехмет Озкан, профессор Национального университета обороны в Турции. Турецкие официальные лица говорят, что сделка не вызвала никаких разногласий с Абу-Даби. Эрдоган часто посещал ОАЭ с 2021 года, когда обе страны официально помирились и подписали инвестиционный план для Анкары. 11 марта Эрдоган позвонил президенту ОАЭ Мухаммеду бен Заиду, поздравил его с днем рождения и пригласил в Турцию на встречу на высоком уровне. Тем не менее, пассивно-агрессивный и косвенный ответ Абу-Даби на сделку между Турцией и Сомали предполагает, что у него есть некоторые разногласия относительно возможной роли Катара в сделке. Ранее в этом месяце официальные лица ОАЭ сообщили Могадишо, что они частично прекратят финансовую поддержку в размере 5 млн долларов сомалийским вооруженным силам. «Эмиратцы прекратили выплаты пяти бригадам, расположенным за пределами Могадишо, сохранив финансовую поддержку только двум бригадам, охраняющим город, и одной специальной бригаде, назначенной для защиты жизненно важных объектов», — сообщает Somali Digest. Хотя это решение было также связано с тем фактом, что в результате нападения «Аш-Шабаб» в начале февраля на базу ОАЭ в Сомали погиб высокопоставленный эмиратский военный, полковник Мухаммед Мубарак, оно рассматривается как более широкий ответ на сомалийско-турецкую сделку. Но один из турецких дипломатических источников предположил, что главной заботой ОАЭ в этом контексте является возможное сотрудничество Катара с Сомали, а не с Турцией, с которой у ОАЭ более тесные отношения.