Ранее уже было сказано о том, что США не могут применить против Ирана план разжигания конфликта с Саудовской Аравией. Поэтому ставка делается на ослабление Исламской Республики с использованием террористических организаций – от «Исламского государства» (запрещено в России) до «Моджахеддин-э-хальк». Иранцы прекрасно это понимают и применяют свою контрстратегию. Она подразумевает силовые удары по американским союзникам в регионе непосредственно с территории Ирана и удары по американским военным базам и объектам с помощью своих прокси. Дополнительно необходимо отметить деятельность йеменских хоуситов, наносящих удары по гражданским транспортным судам в Красном море и Баб эль-Мандебском проливе, которые ведут к существенному ущербу для экономики Запада.
Представляется, что конечной целью данной стратегии является вывод американских войск из Сирии и Ирака, что снимет угрозу на иранских границах и предоставит Тегерану дополнительные возможности и свободу действий. Интересно, что в самих США со стороны представителей истеблишмента и «глубинного государства» все громче раздаются голоса о необходимости вывода войск из этих государств. Ведь американские базы в САР и Ираке из актива превращаются в легкую мишень для деятельности иранских прокси-групп. В частности, в авторитетном американском журнале Foreign Policy была опубликована в конце января с. г. статья эксперта по международному терроризму Чарльза Листера «Америка планирует выйти из Сирии и создать там бедствие» (1).
Сам автор категорически выступает против такого сценария, так как убежден, что вывод американских войск из Сирии приведет к усилению террористической организации «Исламское государство» и ослаблению сирийских курдов из проамериканских формирований СДС. Чарльз Листер сообщает, что четыре чиновника из Пентагона и Госдепартамента в беседах с ним отметили усталость Белого дома от американского военного присутствия в САР, которое больше не является необходимым. Нежелание больше инвестировать в эту военную операцию приведет, по их мнению, к тому, что она скоро закончится.
Американский эксперт с этим категорически не согласен. Он считает, что угроза, исходящая от ИГ, никуда не делась. Это, по его мнению, подтверждает ракетная атака террористов 16 января с. г. на тюрьму, где содержатся 5000 боевиков ИГ. Автор упоминает о том, что в 20 тюрьмах, на территориях, контролируемых СДС, содержатся 10 000 бывших террористов. Одновременно в специальных лагерях находятся 50 000 женщин и детей, членов семей террористов ИГ. Он также упоминает об усилении деятельности этой организации, контроль которой, по его мнению, расширяется над районом Бадия (пустыни провинции Дейр эз-Зор). По его информации, только за январь 2024 года группировка совершила 35 нападений в 7 из 14 провинций Сирии и 100 нападений по всему миру. В 2023 году ИГ провело 200 атак в Сирии, в результате которых погиби 552 человека.
Категорически не согласимся с аргументацией автора. На самом деле пребывание американских войск на северо-востоке Сирии вызвано не заботой о борьбе с терроризмом, а поддержкой сирийских курдов, фактически создавших сепаратистское квазигосударство и контроль над сирийской нефтью. По информации Листера, «Некоторые высокопоставленные чиновники в администрации США предлагают сейчас соглашение о сотрудничестве между СДС и сирийским режимом для того, чтобы противодействовать «Исламскому государству» после вывода американских войск. Это невозможно в силу самих сирийских условий. Часть СДС проводит периодические контакты с режимом Асада, но они не являются естественными союзниками. Режим никогда не позволит СДС вести самодостаточное существование, а Турция убьет то, что от них останется».
24 февраля в том же журнале Foreign Policy появилась статья отставного американского дипломата Дэвида Шенкера «Покинуть Ирак было бы наиболее мудрым выбором США». Шенкер – не рядовой американский гражданин. В течение шести лет он был заместителем госсекретаря США по Ближнему Востоку, проделав, в частности, большую посредническую работу на переговорах между Ливаном и Израилем по демаркации морских границ. Несомненно, этот человек обладает большими связями в американском истеблишменте и озвучивает не только свою позицию.
Шенкер пишет о том, что в качестве возмездия за гибель трех американских военнослужащих в Иордании правительство США распорядилось нанести удары по объектам проиранских вооруженных формирований в Сирии и Ираке. Эти шаги стали отходом от прежней политики администрации Байдена по отношению к проиранским силам в Ираке. Эти атаки получили значительное политическое противодействие в Багдаде, которое может привести к непредсказуемым последствиям (2).
2 февраля 2024 года американские войска нанесли 85 ударов по объектам проиранских групп в Сирии и в Ираке, включая ракетный обстрел двух баз «Аль-Хашд аш-Шааби» в провинции Анбар. 5 февраля американской ракетой был уничтожен один из видных полевых командиров группировки «Катаиб Хизбалла», командир 12-й бригады Муштак Талеб ас-Саиди, который, как предполагается, отвечал за нападение на американскую базу в Иордании. Американские удары вызвали закономерный негативный ответ в Багдаде и даже «превратили американских друзей во врагов». Офис премьер-министра Ирака Мухаммеда Шиа ас-Судани в своем заявлении охарактеризовал американские удары как «грубое нарушение иракского суверенитета», а погибших военнослужащих «Аль-Хашд аш-Шааби» как «мучеников». Ас-Судани навестил раненых бойцов шиитских формирований в госпиталях и объявил трехдневный траур.
В то же время иракское правительство поместило в сети Х (бывший Твиттер) заявление, в котором обвинило войска США в «подрыве безопасности и стабильности в Ираке». Пресс-секретарь вооруженных сил Ирака генерал-майор Яхья Расул пошел еще дальше, обвинив США в «подрыве гражданского мира в стране». Это, по его словам, вынуждает правительство Ирака «закончить миссию антитеррористической коалиции (т.е. поставить вопрос о выводе американских войск –авт.)». Дальнейшее присутствие иностранных войск, по словам генерала, «грозит затянуть Ирак в новый цикл конфликта».
В начале февраля премьер-министр ас-Судани объявил о том, что его правительство вскоре начнет с Вашингтоном переговоры о том, чтобы закончить присутствие войск коалиции в Ираке. Американский эксперт считает это серьезным отходом от прежней позиции иракского премьера, заявленной год назад, о том, что «Ирак нуждается в присутствии иностранных сил». Тогда же посол США в Ираке Алина Романовски похвалила иракского премьера за то, что он привлек к судебной ответственности трех бойцов ОНМ, ответственных за нападение на американское посольство.
В итоге Шенкер приходит к выводу о том, что американцам придется полностью или частично уйти из Ирака. Он пишет: «США пожертвовали значительным объемом крови и финансов для Ирака, а ситуация этой страны остается предметом значительного интереса для Вашингтона. Багдад может решить, что американским военным пора отправляться домой, так как иракское государство в состоянии самостоятельно бороться против ИГ. Даже если правительство Судани не будет выгонять войска коалиции, значительное американское военное присутствие в Ираке становится невозможным».
Шенкер предлагает свой вариант вывода американских войск из Ирака: сократить и численность и переместить то, что останется, в Иракский Курдистан. Он констатирует: «США не могут своими базами в Ираке ослабить иранское влияние в этой стране или перерыть сухопутный путь снабжения ливанской «Хизбаллы». Можно вывести наши войска в Иракский Курдистан, где нас все еще приветствуют. Американское присутствие в Курдистане является критическим для снабжения антитеррористических сил в Сирии. Впрочем, если будут принято решение о выводе наших военных из Сирии, то и оно будет избыточным. На первом этапе все-таки было бы правильно вывести часть баз в Курдистан. Это должно быть сделано для того, чтобы вывод войск не был хаотичным, как это случилось в Афганистане или не проводился бы под огнем. Также не нужно, чтобы у стран и народов региона складывалось впечатление, что мы полностью уходим из Ближнего Востока, переключая внимание на Индо-Тихоокеанский регион».