- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обсуждение ситуации с правами человека в Иране в Специальном Совете ООН. Часть 1

В последние дни уходящего 1402 года по иранскому солнечному календарю,  (18 марта 2024 г.) Совет ООН по правам человека провел в Женеве заседание, посвященное ситуации с правами человека в Иране.  Заседание базировалось на обсуждении двух основополагающих документов – годового доклада специального докладчика ООН по мониторингу положения с правами человека в Иране Джавида Рахмана, и содоклада главы Комитета по установлению истины Сары Хоссейн  (1). Особый акцент был сделан на протестных акциях, начавшихся в Иране после убийства осенью 2022 г. курдской девушки Махсы (Жины) Амини, павшей жертвой патрулей благочестия. Эти акции продолжались несколько месяцев и в них выдвигались жесткие антиправительственные и антирежимные лозунги.

Д.Рахман, чиновник ООН, много лет обозревающий ситуацию с правами человека в Исламской Республике Иран и реализующий свою миссию с максимально объективных позиций, выразил в начале своего доклада глубокое сожаление по поводу того, что, несмотря на настоятельные просьбы международных организаций, он так и не сумел добиться разрешения  властей ИРИ на поездку в Иран. К слову, отметим, что Д.Рахман, занимающий этот пост длительное время, подвергается в Иране и на международных площадках изощренной критике. Так, как писало недавно аффилированное с КСИР радикальное издание «Фарс», посол и заместитель постоянного представителя ИРИ при ООН Захра Эршади заявила на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, что «цель таких докладов состоит только в том, чтобы использовать права человека в качестве инструмента против стран, и докладчик в своем докладе получал информацию в основном из неизвестных и предвзятых источников и со слов оппозиции…К сожалению, все усилия и соображения Исламской Республики Иран были им проигнорированы».

В любом случае, Д.Рахман охарактеризовал ситуацию с правами человека в этой стране крайне тревожной, приведя далее многие подтверждающие эту оценку факты. Так, он информировал Совет по правам человека о росте числа казней на 43% в 2023 г. и угрожающе беспокоящей общей ситуации в правоохранной сфере. Что касается прозвучавшей в докладе конкретики, то в прошлом 2023 г. было казнено не менее 834 человек, то есть почти наполовину больше, чем в предшествовавшем  году.  При этом докладчик акцентировал внимание на том, что 471 казнь — примерно 56,5% — была совершена по обвинениям, связанным с наркотиками. По состоянию на 31 декабря 2023 г., с момента начала общенациональных протестов в сентябре 2022 г., иранские власти, «к сожалению, казнили 9 человек за участие в протестах». Глубокую озабоченность спецдокладчика по Ирану вызвало присутствие среди казненных женщин и детей: «Несмотря на серьезную обеспокоенность, выраженную мной и международным сообществом, казни детей в Иране продолжаются, и по крайней мере одна казнь была зарегистрирована в 2023 г. В ИРИ зафиксирован и один из самых высоких показателей казни женщин: не менее 22 в 2023 г.». Вот еще одна цифра, приведенная в докладе ооновского чиновника: лишь с начала по осень 2021 г. тайно казнены 230 человек, в том числе 9 женщин и один ребенок.

Cпециальный докладчик ООН по мониторингу положения с правами человека в Иране Д.Рахман жестко раскритиковал на заседании в Женеве и рецидивы несправедливых судебных разбирательств в ИРИ  и заявил: «Количество смертных приговоров без соблюдения необходимого юридического процесса и права на справедливое судебное разбирательство вызывает крайнюю тревогу. Нередки также сообщения о пытках и жестоком обращении с находящимися под стражей «обвиняемыми», им неоднократно отказывали и отказывают в доступе к адвокатам, а адвокатам чинятся препятствия в проведении защиты своих клиентов».

В другой части своего доклада Д.Рахман коснулся положения этнических и религиозных меньшинств в Иране: «Положение этнических и религиозных меньшинств по-прежнему вызывает большую тревогу, число казненных людей из этнических и религиозных меньшинств непропорционально велико, особенно в серьезных преступлениях. Чаще всего здесь фигурируют преступления, связанные с наркотиками или проблемами безопасности». Чиновник ООН  обвиняет власти ИРИ в том, что больше всего суровых наказаний реализуется по отношению к лицам, проживающим в депрессивных регионах – провинциях Систан и Белуджистан и Иранский Курдистан. Именно они, по утверждению Д.Рахмана, стали объектом произвольного лишения права на жизнь со стороны государственных чиновников путем казней и убийств вне рамок справедливого судебного процесса».

Фарсиязычные СМИ полагают, что этнические меньшинства, чаще всего курды и белуджи, составляют непропорционально высокий процент казненных по сравнению с их долей в населении страны. Так, примерно 20% казненных в 2023 г.  составляли сунниты-белуджи, доля которых в Иране составляет в пределах 2-5% от общей численности населения ИРИ.  Курды составили более 50% казненных по политическим обвинениям и обвинениям в сфере безопасности за последние 13 лет, представляя при этом порядка 10% иранского населения.

По словам специального докладчика ООН по наблюдению над правами человека в Иране, весьма беспокоящим фактом для мирового сообщества является непрекращающиеся аресты и притеснения членов общины бахаи. ИРИ не признает их религию, а власти неоднократно называли этих граждан «шпионами и врагами», и за последние четыре десятилетия им были вынесены многочисленные смертные приговоры. Их увольняют с работы, изгоняют из вузов, торпедируют продвижение по служебной лестнице. Заметны также многочисленные преследования других религиозных меньшинств, особенно недавно обращенных в лоно христианства. Тревогу чиновника вызывает факты дискриминации и преследования и в отношение суфиев, особенно  — принадлежащих  к секте Гонабади .

Из доклада Д.Рахмана следует, что в Иране не стихают темпы арестов и преследований борцов за гражданские права и правозащитников. По отношению к ним продолжаются факты преследований, угроз, арестов и тюремных заключений. Это касается и адвокатов, журналистов, профсоюзных активистов. Особую тревогу вызывает положение Наргес Мохаммади. Этот известный в стране правозащитник заключена в тюрьму, хотя страдает серьезными проблемами со здоровьем, в том числе тяжелыми заболеваниями сердца и легких. Д.Рахман подчеркивает далее в своем докладе, что активисты-правозащитники, специализирующиеся на защите трудовых прав, и журналисты, освещающие эту сферу, часто сами попадают в тюрьму по причине реализации свободы выражения мнений и мирных собраний. Интересны представленные в этом докладе цифры: в 2023 г. произошло как минимум 1266 профсоюзных протестов, 4 случая силового подавления протестов и 32 профсоюзные забастовки.

  1. https://www.iran-emrooz.net/index.php/news1/more/113356/ [1]