- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О взаимоотношениях хуситов Йемена с местными племенами. Часть 3

На сайте Sanaa Center был опубликован интересный доклад йеменского историка Аделя Дашелы «Племена Северного Йемена  эпохи Али Абдаллы Салеха и движения хуситов: сравнительное исследование». В серии военно-политических конфликтов на Ближнем Востоке, зародившихся в последнее десятилетие, конфликт в Йемене занимает особое место. С 2011 года в этом арабском государстве происходят трагические события, связанные как с гражданской войной внутри страны, так и с иностранным вмешательством во внутренние дела. Йеменский кризис уже привел к распаду государственных структур и территориальной целостности этой страны. Однако в последнее время он получил серьезные международные импликации. Движение хуситов «Ансар Аллах» с началом войны Израиля против организации ХАМАС в секторе Газа начало обстрелы судов западных государств в Красном море и Баб эль-Мандебском проливе, что привело к параличу морского торгового сообщения в этом регионе. Альянс хуситов Йемена с Ираном создал дополнительные угрозы безопасности главного американского союзника в регионе, Израиля. Выступления хуситов в защиту палестинцев Газы вызвали вооруженное вмешательство США и Великобритании, еще более ухудшающие условия в Йемене, являющемся беднейшей страной арабского мира. Таким образом, движение «Ансар Аллах» становится важным негосударственным актором в регионе Ближнего Востока.

В предыдущей части была проанализирована политика президента Али Абдаллы Салеха (1978-2012 годы) по отношению к йеменским племенам. Одновременно была показано, каким образом шейхи сильнейшей племенной федерации Хашид потеряли власть и влияние. 6 января 2023 года умер ее шейх Садык аль-Ахмар. Наблюдатели отметили отсутствие на его похоронах в Сане представителей движения хуситов. Это свидетельствовало о напряженности, сохранявшейся в его отношениях с движением «Ансар Аллах». Одновременно это было явным нарушением племенного кодекса чести. Во время похорон и траура даже враги отдают дань уважение покойному и должны присутствовать на траурных мероприятиях. Вместе с тем похороны посетило большое количество соплеменников шейха Садыка. Это было своего рода политической демонстрацией. Шейх Садык не был успешным лидером и не смог сохранить позиции своего племени. Однако участники похорон выразили свою верность традиции. На похоронах многие члены племени оплакивали «старые добрые дни» президента Салеха, когда они не страдали от насилия и унижений. Новым шейхом племенной федерации Хашид был избран брат Садыка Химьяр аль-Ахмар, единственный из сыновей шейха Абдаллы, оставшийся в Йемене. Химьяр не является харизматической личностью и не обладает влиянием, но его избрание означает, что племенное единство будет поддерживаться. Одновременно это является своего рода посланием хуситам, для которых клан аль-Ахмаров всегда представлял угрозу. На похоронах один из соплеменников отметил, что он лично всегда недолюбливал аль-Ахмаров, но голосовал за Химьяра, так как это оппозиция хуситам.

Йеменский историк Адель Дашела отмечает, что во время своего восхождения к власти движение «Ансар Аллах» умело манипулировало племенами, используя раздоры в их среде. Так как племенное объединение Хашид ассоциировалось у многих йеменцев с режимом Салеха, хуситы смогли привлечь на свою сторону конкурирующее племя Бакиль. Йеменский исследователь Ахмед аль-Арами отмечает, что «Племена находились под влиянием ориентаций их шейхов или лидеров. Например, Бакиль заняли сторону хуситов в результате их исторического соперничества с Хашид». В ходе наступления на Сану хуситы часто прибегали к племенному посредничеству. Например, когда в районе Данан провинции Амран в 2013 году начались столкновения между хуситами и племенем Усаймат, хуситы представили дело так, что конфликт происходил между племенами Усаймат и Одхар (оба – субплемена Хашид) и добились в результате посредничества их подчинения.

В результате революции 2011 года и военной экспансии хуситов в Йемене были серьезно ослаблены как государство, так и племена. «Ансар Аллах» является идеологическим движением зейдитского возрождения, в ядро которого входят симпатизанты из числа племен (как Бакиль, так и Хашид), проживающие в северных провинциях Саада, Амран, Сана, Дамар и Хаджа. В 2012 году движение хуситов использовало племенную карту для того, чтобы усилить свой социальный статус и представить себя альтернативой государству. Оно получало выгоду от политических разногласий внутри самих племен. Например, часть племени Хашид поддерживала братьев аль-Ахмар и генерала Али Мохсена, а другая часть – президента Салеха.

Хуситы успешно нейтрализовали племя Бану Сурайм (входит в федерацию Хашид) с помощью традиционного племенного соглашения Мусавана, гарантирующего безопасность договаривающихся сторон. Это соглашение было заключено в феврале 2014 года между шейхами Абу Хамидом аль-Джулайданом и Мабхутом аль-Машрики (оба позже будут репрессированы хуситами) с одной стороны и представителем «Ансар Аллах» Абу Али аль-Хакимом с другой, но без консультации с другими шейхами Хашид. Этот договор, получивший название «Соглашения Черной линии», открыл хуситам дорогу к городу Хамер, резиденции семьи аль-Ахмар. В нем подтверждалось обязательство племени Бану Сурайм открыть и защищать дорогу Саада-Сана и обязательство «Ансар Аллах» не нападать на это племя и не вмешиваться в его внутренние дела.

Во время завоевания племенных территорий в Амране и Сааде хуситы старались привлечь симпатии Бакиль, назначив главой созданного ими Совета племенного единства шейха племени Хаулян бин Амир (Бакиль) Зайфаллу Рассама. Необходимо отметить, что это слабая фигура, не пользующаяся авторитетом и влиянием. Это назначение символизировало, что центр власти в Северном Йемене сместился от Хашид к движению «Ансар Аллах». В то же время оно вызвало недовольство ряда шейхов Бакиль, так как было принято без согласования с ними и расценено как намерение «вырвать ковер из-под их ног».

На начальном этапе хуситы позиционировали себя как силу, противостоящую негативным явлениям племенного общества: кровной мести, разбою на дорогах, высоким выкупам за совершенные преступления. Однако этого было недостаточно, чтобы убедить членов племен подчиниться их правлению. Тогда они перешли к противоборству с отдельными племенами, оккупации их территорий и разрушению домов шейхов с помощью взрывчатых веществ. Так были взорваны дома многих племенных лидеров. В провинции Саада – шейха Али Хусейна аль-Мунбихи; в провинции Амран – шейхов Садыка аль-Ахмара, Мабхута аль-Машрики, Салеха Суда и Сагира бен Азиза; в провинции Ибб – шейхов Абдель Вахида аль-Даама, Али Каша, Моазза аль-Джамаля и Али Бадра; в провинции Аль-Далеа шейха Абдель Джалиля аль-Худайфи; в провинции Дамар шейхов Абдель Ваххаба аль-Муаввада и Али Ахмеда аль-Макдаши; в провинции Шабва – шейха Салеха бен Фарида аль-Авлаки; в провинции Хаджа – шейха Акрама аль-Зарка.

Это было предупреждением племенам о том, что эпоха прагматического сотрудничества по принципу «ты мне, я тебе» закончилась и правление хуситов должно быть принято без вопросов и оговорок. Иногда хуситы использовали тактику массовых атак на территории непокорных племен (как в случае с племенами Суфьян, Усаймат, Одхар, Хаджур и Атма).