- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (24-30 мая 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане и Афганистане. 28 мая исламистские боевики совершили в пакистанском городе Лахор крупное террористическое нападение, захватив две мечети. Эта акция продемонстрировала неустойчивость, хрупкость ситуации в Пакистане. Афганские власти 29 мая сообщили о захвате боевиками движения «Талибан» уезда в провинции Нуристан на востоке страны недалеко от границы с Пакистаном.

28 мая делегации 189 стран, участвовавших в организованной ООН обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия, единогласно приняли заключительную Декларацию, в которой содержится призыв к проведению в 2012 г. международной конференции «по установлению на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и другого оружия массового поражения». Этот пункт был включен в итоговый документ по настоянию арабских государств. Кроме того, Декларация, носящая рекомендательный характер, призывает Израиль подписать ДНЯО и допустить международных инспекторов на свои ядерные объекты. В то же время в документе ничего не говорится о ядерной программе Ирана, который приветствовал резолюцию. Израильское правительство заявило о своем негативном отношении к Декларации, считая, что она «не учитывает действительность на Ближнем Востоке» и угрозы, существующие в регионе.

В результате террористического нападения в Лахоре на востоке Пакистана погибли 80 и получили ранения свыше 100 человек. В заложниках оказались до 2000 человек. Захваченные боевиками мечети были отбиты силами полицейского спецназа, а заложники освобождены. МВД сообщило, что акцию осуществили местные запрещенные исламистские экстремистские группировки. Отметим, что мечети, атакованные экс-тремистами, принадлежат немногочисленной секте ахмадия, приверженцев которой в 1973 г. объявили «неверными», а в 1984 г. им запретили называть себя мусульманами. Террористическая акция в Лахоре стала одной из наиболее крупных и дерзких, совершенных экстремистами в последние годы. К тому же она произошла в провинции Пенджаб, считавшейся относительно спокойным регионом страны, где действия талибских боевиков не отличалась высокой активностью.

На минувшей неделе в Исламабаде с официальным визитом побывал министр обороны Китая Лян Гуанле. По итогам его переговоров с главой пакистанского военного ведомства А. Мухтаром стороны договорились о дальнейшем расширении военного сотрудничества. В частности, продолжатся поставки китайского вооружения Пакистану, будут проводиться совместные учения ВС двух государств.

Согласно заявлению властей Афганистана, полицейские формирования «после тяжелых боев» под напором превосходящих сил боевиков движения «Талибан» были вынуждены оставить уезд Барге Маталь в восточной провинции Нуристан. Этот, казалось бы не очень значительный эпизод, в очередной раз со всей очевидностью продемонстрировал слабость правительственных силовых структур, их неспособность и неготовность самостоятельно противостоять вооруженной оппозиции.

Тем временем командование силами западной коалиции в Афганистане выразило обеспокоенность ростом потерь личного состава войск США и НАТО, что вызвано усилением боевой активности отрядов движения «Талибан». Так, в 2010 г. войска НАТО, действующие в Афганистане, потеряли убитыми 222 человека, в т. ч. ВС США – 140 (для сравнения, в Ираке – 30 человек), ВС Великобритании – 43, контингенты других стран – 39 человек. Командование коалиции также заявило об острой нехватке специалистов и инструкторов, необходимых для обучения афганских военнослужащих и полицейских. И это при том, что подготовка местных силовиков считается одной из главных задач, стоящих перед западными союзниками в стране. Еще одной серьезной проблемой, вызывающей беспокойство у руководства коалиции, является увеличение потерь среди афганского мирного населения от действия войск США и НАТО, что ведет к росту недовольства жителей страны, направленного против иностранного военного присутствия, осложняет отношения Североатлантического альянса с Афганистаном.

На прошедшей неделе американское командование заявило, что впервые численность ВС США в Афганистане превысила численность войск в Ираке. В настоящее время в Афганистане находятся 94 тыс. американских солдат и офицеров, а в Ираке – 92 тыс.

Высокой активностью продолжает характеризоваться международная деятельность вокруг ядерной программы Ирана. 24 мая Тегеран передал МАГАТЭ текст соглашения, подписанного 17 мая Ираном, Бразилией и Турцией, по обмену низкообогащенного иранского урана на ядерное топливо для тегеранского исследовательского реактора. Госсекретарь США Х. Клинтон 25 мая заявила, что этот документ «имеет ряд недостатков», но уже на следующий день назвала его «откровенной уловкой», предназначенной для избегания Ираном новых санкций со стороны Совбеза ООН. Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон призвал к усилению давления на Иран в целях принуждения его к отказу от национальной ядерной программы, т. к. Тегеран, по мнению Лондона, не желает выполнять свои международные обязательства. Канцлер Германии А. Меркель заявила, что Иран не смог доказать прозрачность своей ядерной программы, и поэтому работа над новыми санкциями в отношении ИРИ будет продолжена. В то же время премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган считает, что «сейчас не подходящий для этого момент».

26 мая президент Ирана М. Ахмадинежад призвал Россию и США принять условия тегеранской сделки по обмену урана, предупредив, что это будет последним шагом для урегулирования «ядерного конфликта». Он также отметил, что соглашение от 17 мая открывает для президента США Б. Обамы «большие возможности». Одновременно президент ИРИ критически отозвался о российской поддержке разрабатываемых новых санкций против Тегерана, подчеркнув, что нашей стране «стоит позаботиться», чтобы она не вошла в число «исторических врагов Ирана». В Москве эти высказывания М. Ахмадинежада назвали «политической демагогией» и «эмоциональными». Глава МИД РФ С. Лавров заявил 26 мая, что Россия приветствует тегеранское соглашение, которое создает предпосылки для урегулирования ядерной проблемы ИРИ, но у Москвы «нет стопроцентной гарантии, что оно будет исполнено». С. Лавров отверг предположения иранского руководства о том, что Россия идет на поводу США, подчеркнув, что все решения, в т. ч. по ядерной проблеме ИРИ, базируются на российских национальных интересах.

24 мая в Тегеране объявили о начале крупных учений «Бейт-оль-Могаддас-22», которые проводятся в центральной провинции Исфаган. В них участвуют соединения и части сухопутных войск, сил ПВО, формирования КСИР, местные силы безопасности и службы спасения. Подчеркнем, что это уже третьи по счету крупные учения иранских ВС за последний месяц.

На минувшей неделе в ответ на пуски ракет и обстрелы израильской территории из сектора Газа самолеты и вертолеты ВВС Израиля нанесли несколько ударов по объектам боевиков на территории палестинского анклава.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас заявил 27 мая, что не согласится на переход от нынешних непрямых переговоров с Израилем к прямому диалогу, если не будет достигнута договоренность по вопросам безопасности и границ будущего палестинского государства. Причем руководитель ПНА надеется достичь согласия по данным вопросам в течение четырех месяцев. М. Аббас вновь подчеркнул, что конечная цель переговоров – это «создание независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме в рамках «дорожной карты» (2003 г., — авт.) и арабской мирной инициативы (2002/2007 гг., — авт.)».

Со своей стороны, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, находившийся на минувшей неделе с официальным визитом во Франции, после переговоров с президентом этой страны Н. Саркози подтвердил желание израильтян «как можно быстрее» перейти к прямому диалогу с палестинцами, что, по его мнению, ускорит мирный процесс.

26 мая в районе острова Крит начались совместные учения ВВС Израиля и Греции, в ходе которых отрабатываются задачи ведения воздушных боев, нанесения ударов по наземным целям, дозаправки самоле-тов в воздухе и проведения спасательных операций. С израильской стороны в учениях участвуют истребители типа F-15 и F-16.

Премьер-министр Ливана Р. Харири на прошедшей неделе находился с первым официальным визитом в США, где обсудил с президентом Б. Обамой вопросы арабо-израильского урегулирования, ситуацию вокруг иранской ядерной программы (Вашингтон настаивал на поддержке Бейрутом новых санкций против ИРИ) и перспективы американо-ливанских отношений. В ходе переговоров Б. Обама указал Р. Харири на «опасность, которую представляет передача оружия в Ливан» группировке «Хизбалла» в нарушение резолюций Совбеза ООН. Одновременно глава Белого дома заверил ливанского премьер-министра в неизменности усилий США в вопросах укрепления ливанской государственной, правительственной армии и Сил внутренней безопасности. Р. Харири проинформировал американского президента о «повсеместно распространенных в арабском и исламском мире разочаровании и скептицизме» относительно мирного процесса на Ближнем Востоке.

Так, по мнению президента Сирии Б. Асада, Соединенные Штаты, несмотря на надежды Б. Обамы, потеряли свое влияние на ближневосточный мирный процесс, в то время как в регионе «мы не можем больше ждать». Одновременно Б. Асад отметил деятельность России по восстановлению своего влияния на Ближнем Востоке. Президент САР вновь подтвердил позицию Дамаска, что условием возобновления мирных переговоров с Израилем является его согласие на возвращение Сирии оккупированных в 1967 г. Голанских высот, к чему израильтяне, по мнению Б. Асада, сейчас не готовы.

24 мая по итогам визита в Анкару заместителя министра обороны и авиации КСА принца Халеда бен Султана было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в военной сфере между Турцией и Саудовской Аравией. Это первый документ такого рода, подписанный между двумя странами. По словам принца Халеда, соглашение закладывает «важную основу» для расширения связей между вооруженными силами двух государств и является «сильным стимулом для дальнейшего развития» саудовско-турецкого партнерства. Документ, в частности, предусматривает установление и развитие сотрудничества в деле подготовки военных кадров, в научной и технической областях, проведение совместных учений армий двух стран, поставки вооружения и военной техники. Турция окажет Саудовской Аравии содействие в развитии военной промышленности. Турецкие военные фирмы имеют намерение участвовать в модернизации состоящих на вооружении ВС КСА американских БТР типа М113 и военных самолетов.

По предварительным данным, на прошедших 16 мая в Эфиопии парламентских выборах побеждает правящая партия Эфиопский народный революционно-демократический фронт (ЭНРДФ) во главе с премьер-министром страны М. Зеннауи. ЭНРДФ побеждает в 9 из 11 регионов Эфиопии. В то же время, по заявлениям правозащитников и оппозиции, выборам предшествовало длительное давление на избирателей, а в ходе голосования имели место многочисленные нарушения и подтасовки.

Пентагон значительно расширяет разведывательные операции на территории Йемена с целью противодействия террористической группировке «Аль-Каида на Аравийском полуострове». Для противодействия террористам и боевикам предполагается активно задействовать ИСЗ и разведывательные самолеты различных типов, в т. ч. беспилотные летательные аппараты «Рипер», которые перебрасываются на американскую военную базу в соседнем Джибути. Командование ВС США передает часть разведывательной информации йеменским силам безопасности для проведения рейдов по захвату и уничтожению руководителей и боевиков «Аль-Каиды».

В южных провинциях Йемена не прекращаются вооруженные нападения сепаратистов на военных и правительственные силы безопасности.

Приложение

 

 

Вооруженные силы Мавритании: состояние и решаемые задачи

 

 

Сложная военно-политическая обстановка в Северо-Западной Африке, наличие территориальных и иных противоречий с соседними государствами, неурегулированность межэтнических отношений и другие противоречия в мавританском обществе, негативно влияющие на внутриполитическую стабильность в стране, определяют приоритеты руководства Исламской Республики Мавритании (ИРМ) при решении проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности и обороны.

Мавритания, обладая обширной территорией (1030,7 кв. км) и протяженными границами (общая протяженность сухопутных границ — 5074 км, морских — 754 км), но, имея малочисленное население (3,4 млн человек, плотность населения немногим более 3-х человек на 1 кв. км), слаборазвитую экономику (146-е место в мире по объему ВВП), а также слабую по численности, вооружению и уровню подготовки армию, не в состоянии самостоятельно защищать себя от усилившейся в последние годы террористической угрозу, военной агрессии и территориальных притязаний соседей.

Все перечисленные обстоятельства вынуждают военно-политическое руководство ИРМ на всем протяжении существования мавританского государства искать внешних партнеров и союзников, которые могли бы оказать эффективное политическое содействие, а при необходимости и реальную военную помощь в деле защиты суверенитета и территориальной целостности республики.

Отсутствие у ИРМ собственной военно-промышленной и научно-технической базы ставит страну в полную зависимость от зарубежной помощи в вопросах оснащения вооруженных сил оружием и военной техникой, создания элементов военной инфраструктуры и подготовки кадров, прежде всего инженерно-технического состава. Вооружение и военная техника мавританских ВС полностью иностранного производства (французского, английского, советского, американского и др.). Причем большая часть оружия получена еще в 1970-е — 1980-е гг., морально и физически устарела, требует модернизации или замены на современные образцы, однако, учитывая очень тяжелое финансово-экономическое положение республики, в ближайшие годы правительство вряд ли пойдет на закупки крупных партий вооружения за границей. Маловероятна и значительная безвозмездная военная помощь из-за рубежа.

Вооруженные силы Мавритании (15650 человек) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил. Военный бюджет ИРМ составил в 2009 г. всего 26 млн долларов.

Верховным главнокомандующим ВС Мавритании является президент республики. Он руководит вооруженными силами через министерство национальной обороны (МНО) и генеральный штаб. МНО возглавляет гражданское лицо. Министерство занимается в основном административными и финансовыми вопросами, закупками вооружений за рубежом, а также отвечает за строительство различных объектов военного назначения. Генеральный штаб — основной орган оперативного управления войсками и ор-ганизации боевой подготовки. Генштаб разрабатывает планы использования вооруженных сил. Начальник генерального штаба одновременно является командующим сухопутными войсками, в оперативном отношении ему подчинены командующие ВВС и ВМС. В военно-административном отношении территория Мавритании разделена на шесть военных районов.

Боеспособность и боеготовность войск, уровень боевой и технической подготовки личного состава находятся на низком уровне. Армия испытывает значительные трудности в вопросах поддержания в технически исправном состоянии вооружения и военной техники. Практически отсутствует ремонтная база. Воинские подразделения часто задействуются в работах по строительству дорог, борьбе с саранчой и др.

Вместе с тем, в последние годы одним из основных видов деятельности национальных ВС является борьба с террористическими вооруженными группировками и бандами наркоторговцев, действующими на территории республики. И здесь следует отметить, что армия в боестолкновениях с боевиками и бандитами зачастую проявляет себя далеко не с лучшей стороны. Учитывая это, руководство ИРМ в 2009 г. приняло решение о проведении мероприятий по укреплению вооруженных сил, уделив основное внимание повышению их возможностей в борьбе против террористической угрозы.

Сухопутные войска (15000 человек) являются основным и наиболее боеспособным видом вооруженных сил. В их боевом составе имеется 20 батальонов. На вооружении имеется 35 танков Т-55, 75 орудий полевой артиллерии калибра 122 и 105 мм, 140 минометов калибра 120 и 82 мм, 75 бронемашин и БТР, 50 ПТРК, 30 ПЗРК, 44 зенитных орудия и установки. Основная часть сухопутных войск до недавнего времени была размещена на юге страны, вблизи границ с Сенегалом. Однако в условиях возросшей активности террористических группировок на севере и северо-востоке республики в 2009 г. туда были переброшены дополнительные силы численностью около 4 тыс. человек.

Военно-воздушные силы (150 чел.) имеют на вооружении 16 самолетов и 4 вертолета, из которых 8 самолетов используются как учебно-боевые и боевые, а 2 самолета выполняют функции морских разведчиков и транспортных машин. Имеется также 6 транспортных самолетов. Полноценных боевых самолетов ВВС не имеют. В целом военно-воздушные силы являются наименее развитым и боеспособным видом вооруженных сил.

Военно-морские силы (520 чел.) имеют на вооружении 4 больших и 7 малых патрульных катеров. Имеются две военно-морские базы: Нуакшот и Нуадибу. В составе ВМС есть рота морской пехоты (100 чел.). Основной задачей флота является защита рыболовства в территориальных водах (ширина – 30 миль) и 200-мильной экономической зоне.

Кроме вооруженных сил в стране имеются военизированные формирования в составе МВД: Национальная жандармерия (3000 человек) и Национальная гвардия (2000 человек). Подразделения Национальной жандармерии предназначены для решения задач по поддержанию внутренней безопасности. Национальная гвардия выполняет задачи по охране государственных границ и поддержанию порядка.

С 1999 г. отмечается расширение военных связей Мавритании с США. ИРМ участвует в американской «Транссахарской антитеррористической инициативе». В рамках этой программы ВС Мавритании регулярно участвуют в многонациональных антитеррористических учениях «Финтлок». Американские военнослужащие неоднократно находились в Мавритании для оказания помощи в подготовке местных военных, главным образом спецназовцев, а мавританские военнослужащие проходили подготовку в США.

Мавритания поддерживает постоянные военные связи с НАТО. В 2008 г. мавританские ВМС, наряду с флотами Алжира, Марокко и Туниса приняли участие в натовских военно-морских учениях «Феникс экспресс-08» и «Бдительность и безопасность на море». Корабли ВМС стран НАТО периодически заходят в мавританские порты.

По закону 1962 г. в Мавритании введена обязательная военная служба для граждан мужского пола, достигших 18 лет. Срок службы определен в 24 месяца. Широко распространена и служба по найму, на которую добровольцы могут поступать армию с возраста 16 лет и подписывать контракт на срок от двух до пяти лет. Однако на практике по причине нехватки финансовых средств и трудностей, связанных с призывом в армию кочевников, набор призывников в вооруженные силы осуществляется не в полном объеме. Офицерский состав армии комплектуется главным образом из арабо-берберов, выходцев из северных районов республики. Основным военно-учебным заведением страны является Объединенный военный колледж, который готовит офицеров по двухгодичной, а сержантов — по одногодичной программе. Выпускники колледжа могут продолжить образование за рубежом.

Как показали государственные перевороты в 2005 и 2008 гг., вооруженные силы продолжают занимать главенствующее место в политической жизни ИРМ, оставаясь наиболее организованной политической силой страны. На президентских выборах в 2009 г. главой государства был избран генерал М. ульд Абдель Азиз, руководивший в 2008 г. государственным переворотом. Политическая система ИРМ еще не устоялась, в республике недостаточно развиты институты гражданского общества. Учитывая эти факторы, военные, в ближайшие годы вряд ли откажутся от ставшей для них привычной роли верховного арбитра судеб Мавритании.

Таким образом, на сегодняшний день и на обозримую перспективу мавританские ВС по своей численности, технической оснащенности и уровню подготовки личного состава могут выполнять (и то не в полном объеме) лишь задачи по обеспечению внутренней безопасности. Что касается защиты государства от внешних угроз, то армия, в лучшем случае, сможет решать оборонительные задачи в пограничном конфликте ограниченного масштаба.