Учитывая глобальный энергетический переход, амбиции Египта в отношении газового хаба могут оказаться нежизнеспособными в долгосрочной перспективе. Примечательно, что трехсторонняя сделка между ЕС, Египтом и Израилем рассчитана всего на пять лет, что отражает планы ЕС по сокращению потребления газа в ближайшие десятилетия. Однако энергетические амбиции Египта не ограничиваются газом и включают в себя возобновляемые источники энергии, поэтому страна сосредоточилась на проведении Конференции сторон Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP27) в Шарм-эш-Шейхе в 2022 году. Правительство Египта преследовало несколько целей, принимая COP27.
Во-первых, оно хотело продемонстрировать страну как место проведения крупных глобальных мероприятий.
Во-вторых, это было частью его усилий по поиску внешней помощи и поддержки для борьбы с последствиями изменения климата, которые могут негативно повлиять на долгосрочную стабильность страны, если не принять меры.
В-третьих, страна хотела продвигать природный газ как экологически чистую альтернативу другим видам ископаемого топлива и позиционировать себя в качестве стратегического экспортера природного газа в Европу.
В преддверии COP27 председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен встретилась с президентом Египта Эль-Сиси и опубликовала совместное заявление по вопросам энергетики, «зеленого» перехода и климата. В документе подчеркивается стремление Европы к укреплению энергетического партнерства с Египтом в рамках плана REPowerEU, в рамках которого ЕС стремится достичь цели в 20 млн тонн возобновляемого производства водорода в 2030 году. В ходе COP27 ЕС и Египет также подписали Меморандум о стратегическом партнерстве в области возобновляемого водорода. Изменение климата будет становиться еще одним важным аспектом отношений между Египтом и ЕС.
Что касается торгово-экономического сотрудничества, то в 2020 году ЕС продолжал оставаться крупнейшим торговым партнером Каира, на долю которого в том году пришлось 24,5 % объема торговли Египта. В целом объем торговли между Египтом и ЕС вырос с примерно 22,2 млрд евро в 2020 году до 27,6 млрд евро в 2021 году, что является значительным увеличением. Европа также является одним из крупнейших инвесторов Египта: 18,1 млрд евро прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2020 году против 4,4 млрд евро египетских ПИИ в ЕС.
Хотя Европа является важным торговым партнером Египта, Египет, пожалуй, еще более значим для ЕС. С населением около 110 млн человек, крупнейшим в странах Южного соседства, Египет остается одним из крупнейших рынков для европейских товаров и услуг. В стране работает несколько европейских компаний, поскольку низкая стоимость рабочей силы и многочисленное население делают местный рынок привлекательным для европейских инвесторов. Уход с египетского рынка может нанести ущерб крупным европейским корпорациям, таким как Siemens, чья многомиллиардная сделка в Египте в 2015 году позволила компании сохранить рабочие места для сотен рабочих на немецких заводах.
После переворота 2013 года Египет также использовал закупки оружия для сглаживания отношений с европейскими странами. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в период с 2016 по 2020 год Египет был третьим по величине импортером оружия в мире, причем большая часть этого оружия поступала из европейских стран. По мнению одного из аналитиков, «многомиллиардный импорт оружия Египтом можно рассматривать как политические взятки мировым державам в обмен на их политическую поддержку».
Учитывая сосредоточенность на энергетике, экономике и безопасности, неудивительно, что дипломатия, основанная на ценностях, отошла на второй план в отношениях ЕС с Египтом. В период с 2018 по 2020 год Египет отказался от участия в ряде программ сотрудничества с ЕС из-за того, что соглашения содержали пункты об ценностных условиях. Согласно общим условиям, прилагаемым к соглашениям о финансировании в рамках Европейского инструмента соседства (ЕИСП), Комиссия может приостановить действие соглашения о финансировании, если бенефициар нарушает обязательства, связанные с соблюдением прав человека, демократических принципов или верховенства закона, а также в серьезных случаях коррупции (статья 26.1). Однако это положение является расплывчатым, и чаще всего приоритет отдается экономическим интересам и интересам безопасности ЕС.
Тем не менее плохие показатели Египта в области прав человека регулярно осуждаются европейскими институтами и гражданским обществом. После подавления протестов в Египте в 2019 году Европейский парламент принял резолюцию, но за ней не последовало никаких дальнейших действий. Однако вмешательство некоторых европейских чиновников и давление общественности оказали определенный эффект, о чем свидетельствует освобождение политического заключенного и активиста Рами Шаата в январе 2022 года после более чем двух лет заключения.
Во время COP27 голодовка египетско-британского активиста Алаа Абдель Фаттаха широко освещалась в европейских СМИ, а европейские правительства призывали вмешаться в процесс его освобождения, но безрезультатно. В начале 2022 года более 170 политиков ЕС подписали письмо с призывом к ООН расследовать нарушения прав человека в Египте. В ноябре 2022 года Европарламент принял резолюцию о ситуации с правами человека в Египте, которую Палата представителей Египта публично отвергла. При всей своей похвальности, беззубые резолюции ЕП не оказали существенного влияния на ситуацию на местах. В Европе нет сильного политического желания предпринимать реальные действия для поддержки прав человека в Египте. ЕС сфокусирован на экономической стабильности в странах Южного соседства и обеспечении новых источников энергии. Поэтому неудивительно, что во время своего визита в Каир в июне 2022 года президент Европейской комиссии выразила желание «расширить и активизировать очень хорошее сотрудничество, которое у нас уже есть» с Египтом.