по материалам Института оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара (MP-IDSA), Индия
Впервые с момента своего создания Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) объявил о своем «Видении региональной безопасности» на церемонии, состоявшейся в его штаб-квартире в Эр-Рияде 28 марта 2024 года. Объявляя о запуске документа, генеральный секретарь ССАГПЗ Джасем Мухаммед аль-Будайви заявил, что ««Видение региональной безопасности» — это не просто политическое обязательство, но этическая преданность, которая объединяет всех нас». Он также заявил, что «наша общая безопасность — это фундамент, на котором мы строим наши надежды и мечты о лучшем будущем». Аналогичные настроения ранее неоднократно высказывались лидерами ССАГПЗ, однако национальные интересы отдельных стран, изменчивый характер региональной безопасности и сложная геополитика препятствовали единству перед лицом общих вызовов безопасности. В «Видении региональной безопасности» подчеркивается, что оно основано на принципах общей судьбы и неделимой безопасности государств-членов, и любая угроза одному является угрозой для всех государств-членов. Это также упоминалось ранее в «Соглашении о совместной обороне ССАГПЗ», подписанном в 2000 году. [1]Представленный документ основан на принципах уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств. Основываясь на этих принципах, ССАГПЗ стремится сохранять региональную безопасность и стабильность, решать стоящие перед ними вызовы и разрешать споры мирными средствами. Он также намерен выстраивать региональные и международные партнерства для противодействия региональным угрозам.
Для достижения этих целей в документе подчеркиваются совместные усилия всех государств-членов по недопущению применения силы и приданию приоритетного значения диалогу и переговорам для разрешения их разногласий.
Концепция региональной безопасности включает ряд старых и несколько новых вопросов, влияющих на региональную безопасность ССАГПЗ. В документе подтверждается традиционная озабоченность стран ССАГПЗ терроризмом и экстремизмом. В нем содержится настоятельный призыв к государствам-членам бороться с терроризмом и экстремизмом, останавливать приток денег в руки террористов и бороться с отмыванием денег.
Озабоченность стран ССАГПЗ по поводу безопасности на море также нашла отражение в документе. Он призывает к региональной и международной координации для обеспечения безопасности на море и обеспечения маршрутов торговли и энергоснабжения. Поскольку все страны ССАГПЗ являются ключевыми поставщиками энергоресурсов, любое нарушение морских коммуникаций напрямую повлияет на их национальные экономики.
Поскольку угроза гонки ядерных вооружений в регионе становится все более серьезной, поскольку Иран и Израиль имеют ядерные программы, ССАГПЗ призвал превратить регион в зону, свободную от оружия массового уничтожения (WMDFZ). Оно призывает к установлению режима ядерного нераспространения в Западной Азии и в то же время поддерживает право государств использовать ядерную энергию в мирных целях.
С ростом оцифровки и использования интернета также увеличилось количество кибератак. Они также опасаются, что в случае любого конфликта они будут крайне уязвимы для кибератак со стороны своих противников. Поэтому документ призывает государства-члены предпринять эффективные шаги для борьбы с вызовами кибербезопасности.
Помимо традиционных вопросов безопасности, изменение климата, водная и продовольственная безопасность, Цели устойчивого развития (ЦУР), энергетическая безопасность, защита экономических ресурсов и создание инвестиционных возможностей также являются приоритетными и включены в их концепцию региональной безопасности. [2]Исторически ССАГПЗ последовательно подчеркивал необходимость сотрудничества между государствами-членами в решении этих общих проблем. Эти нетрадиционные вопросы безопасности в последние годы все больше привлекают внимание руководителей стран ССАГПЗ и были сформулированы в документе о концепции. Само по себе это говорит о четком отражении расширения сферы охвата концепции региональной безопасности ССАГПЗ. ССАГПЗ таким образом вышел за рамки традиционной интерпретации региональной безопасности, и его анализ региональной безопасности стал более всеобъемлющим по характеру и масштабам. Ранее вопросы региональной безопасности в основном формулировались в официальных коммюнике, опубликованных после встреч на высшем уровне ССАГПЗ. Обнародование отдельного документа о концепции представляет собой официальное и недвусмысленное изложение их видения региональной безопасности и подтверждение их приверженности совместной работе в этом направлении. Документ опубликован в то время, когда регион Западной Азии охвачен беспорядками с начала войны Израиля против ХАМАСа в секторе Газа в октябре 2023 года. В документе прямо упоминается израильско–палестинский вопрос и содержится призыв к активизации Арабской мирной инициативы. Среди прочего, она призывает к решению на основе сосуществования двух государств, выводу израильских войск к границам, существовавшим до июня 1967 года, и созданию независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Похоже, что разрушительные последствия продолжающейся войны между Израилем и ХАМАСом и ее региональные последствия оказали влияние на формулировку документа о концепции. ССАГПЗ часто выражает свою озабоченность по поводу других региональных проблем, таких как кризисы в Йемене, Сирии, Ливии, Ливане и т. д., но проблема Израиля и Палестины – единственная региональная проблема, которая упоминается в документе о концепции.
Война Израиля против ХАМАСа затронула и более широкий регион, распространившись на соседнее Красное море.
Йеменские хуситы, против которых воевали страны-члены ССАГПЗ, за исключением Омана, снова активизировались. Они нацелились на военные корабли и торговые суда в Красном море, и в результате в открытом море возникла новая напряженность. Коалиция из более чем 20 стран во главе с США начала операцию «Страж процветания» для обеспечения свободы судоходства в Красном море. Напряженность в районе Красного моря затрагивает все страны ССАГПЗ, в частности Саудовскую Аравию, поскольку она имеет протяженное побережье на Красном море. В то время как взаимодействие Эр-Рияда с хуситами развивалось в позитивном направлении после сближения Саудовской Аравии и Ирана, участие хуситов в войне между Израилем и ХАМАСом вернуло королевству проблемы с ними.
Война Израиля против ХАМАСа в очередной раз выдвинула на первый план американо-иранскую напряженность в регионе. В последние месяцы увеличилось число нападений на силы США со стороны различных иранских прокси по соседству с ССАГПЗ в Ираке, Сирии и Иордании. Страны ССАГПЗ обеспокоены любой дальнейшей военной эскалацией между США и Ираном по соседству с ними. В этой связи логично предположить, что публикация документа на данном этапе является сознательным шагом со стороны ССАГПЗ, направленным на подтверждение его сплоченности во время быстро развивающихся региональных кризисов.
Он предлагает всеобъемлющую структуру региональной безопасности, которая способствует переговорам и диалогу для преодоления разногласий, насилия и конфликтов. Кроме того, он усиливает роль ССАГПЗ в посредничестве, а также в разрешении региональных конфликтов. Хотя документ «Видение региональной безопасности» представляет собой попытку двигаться в правильном направлении, реализация этой концепции в нестабильной геополитической обстановке и обстановке безопасности проверит приверженность отдельных государств-членов и единство ССАГПЗ как коллектива, что на сегодня выглядит проблематичным.