- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле ситуации после атак ХАМАСа из сектора Газа. Часть 90

После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 3 апреля 2024 г., по израильской территории было выпущено более 11 500 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли 1 535 человек, 15 060 раненых, 134 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа. В ходе столкновений погибли 604 израильских военнослужащих[i] [1]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли более 33 360 палестинцев, из них 70% – женщины и дети, раненых – более 76 000 чел., тысячи числятся пропавшими без вести[ii] [2].

Уди Декель, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), и его коллега Йоэль Гузанский, специализирующийся по вопросам политики и безопасности в странах Персидского залива, считают, что после шести месяцев боевых действий в секторе Газа Израиль приближается к моменту стратегического решения – «сможет ли израильское руководство заключить соглашение о нормализации отношений с Саудовской Аравией, окончив войну, вернув заложников, стабилизировав и восстановив анклав, но заплатив за это цену в виде политического горизонта для палестинцев, или оно и дальше будет спотыкаться в достижении целей войны и упустит уникальную возможность улучшить отношения с Саудовской Аравией и Соединенными Штатами?».

Эксперты INSS утверждают, что Израиль заинтересован в нормализации отношений с Саудовской Аравией, предусматривающей участие королевства в палестинских делах и особенно его приверженность управлению и восстановлению сектора Газа. Отказ израильского руководства определить политический горизонт палестино-израильского конфликта, а также условной и постепенной интеграции Палестинской национальной администрации (ПНА) в управление анклавом, может сделать израильско-саудовское соглашение более призрачным. Отмечается, что на заднем плане отношения США и Саудовской Аравии постепенно улучшаются. В INSS не исключают сценария, при котором Вашингтон и Эр-Рияд начнут сближение безотносительно нормализации между Саудовской Аравией и Израилем. В результате еврейское государство упустит две стратегические возможности: (1) формирование регионального блока во главе с Вашингтоном и Эр-Риядом против «Оси сопротивления» во главе с Тегераном; (2) активное участие стран мира, включая Саудовскую Аравию, в продвижении реформ в ПНА, а также в стабилизации и восстановлении сектора Газа.

У.Декель и Й.Гузанский обращают внимание на то, что несмотря на войну между Израилем и ХАМАСом, политические контакты, направленные на содействие нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, не прекращались. «Администрация Байдена начала этот процесс, который 7 октября был торпедирован ХАМАСом и прокси Ирана». По их «осторожной оценке», после шести месяцев боевых действий в секторе Газа основные мотивы США и КСА в этом отношении не изменились. «Соединенные Штаты стремятся установить новый региональный порядок под своим руководством, чтобы облегчить себе и странам Ближнего Востока противостояние Ирану, а также послать сигнал о том, что они не покидают регион. Эр-Рияд, со своей стороны, путем укрепления отношений с Вашингтоном стремится утвердиться в регионе, главным образом в Персидском заливе и Красном море, а также усилить свои позиции и безопасность, особенно перед лицом Ирана».

Более того, отмечается, что «война, продолжающаяся с 7 октября на нескольких аренах, убедила саудитов в том, что палестинская проблема не является второстепенной и ее нельзя сдержать или игнорировать. Таким образом, Саудовская Аравия стремится дистанцироваться от Израиля и демонстрирует растущую солидарность с палестинцами и, соответственно, поднимает Израилю «цену», которую он должен заплатить в виде принятия на себя обязательств. Однако на этот раз они должны сопровождаться реальными шагами по разрешению палестино-израильского конфликта путем создания государства Палестина».

Эксперты INSS напоминают, что до 7 октября США хотели заключить сделку, в рамках которой Саудовская Аравия признала бы Израиль и между странами было бы подписано соглашение о нормализации, в результате чего произошло бы усиление интеграции стран региона в проамериканский лагерь. Даже сейчас Соединенные Штаты стремятся связать нормализацию отношений между Израилем и КСА со всеобъемлющим региональным соглашением, сосредоточенным на укреплении партнерства со странами Персидского залива и создании регионального противовеса Ирану. Предполагается, что «события 7 октября убедили администрацию Байдена в важности сформулированной им доктрины для Ближнего Востока, которая включает в себя несколько направлений:

1) сдерживание негативной активности Ирана в регионе, в том числе через его прокси; но при этом поддерживание с ним контактов;

2) содействие созданию демилитаризованного палестинского государства на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа, которое не будет угрожать Израилю;

3) создание расширенного альянса безопасности с Саудовской Аравией, который будет включать нормализацию отношений Королевства с Израилем;

4) содействие экономическому развитию и процветанию на Ближнем Востоке, включая инфраструктуру и торговый коридор из Индии в Европу. В Белом доме считают эти компоненты взаимосвязанными».

При этом эксперты указывают на изменения, вызванные результатами войны. Они заключаются в том, что «цена нормализации» ситуации на палестинской арене для Израиля выросла, и израильское правительство отказывается ее платить. Цена, которую Эр-Рияд должно «заплатить» за нормализацию отношений с Израилем, также выросла, поскольку теперь от саудитов требуется участие на палестинской арене, в поддержке восстановления и стабилизации сектора Газа и в учете общественных настроений в арабских странах, которые по отношению к Израилю изменились в худшую сторону после войны. Теперь более 90% населения в странах Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, выступают против нормализации отношений с еврейским государством. Таким образом, разрыв между политикой региональных правителей и настроением их граждан увеличивается. Саудовская Аравия, как и остальные страны Персидского залива, опасается общественных волнений, которые могут поставить под угрозу стабильность режима.

Эксперты отмечают следующие изменения в условиях, выдвигаемых странами для подписания соглашения о нормализации, которые произошли на фоне войны в секторе Газа и ее результатов.

Главной заботой Саудовской Аравии являются выгоды, которые она получит от Соединенных Штатов. К ним относятся: соглашение об обороне, которое укрепит безопасность Королевства перед лицом Ирана; получение современных американских систем противоракетной обороны, включая самолеты F-35, а также американскую помощь в создании гражданской ядерной инфраструктуры, в т. ч. процесс обогащения на своей территории. Кроме того, у Саудовской Аравии есть требования к Израилю, чтобы он содействовал решению конфликта по принципу «двух государств для двух народов» и согласился на «обновление» ПНА в качестве ответственного руководства на палестинской арене. Если до 7 октября Эр-Рияду было достаточно словесной поддержки Израилем решения о создании двух государств при сохранении свободы политического маневра, то сегодня в КСА хотят видеть уже практические израильские шаги, в частности, передачу сектора Газа под ответственность ПНА, что призвано стабилизировать ситуацию на палестинской арене. Эксперты допускают, что Эр-Рияд решил связать возобновление процесса нормализации с Израилем с более активным его участием в послевоенном обустройстве сектора Газа. Все это при условии положительного ответа США на саудовские требования, а также израильского согласия с проблемными для него саудовских требованиями в области ядерных технологий и ослабления относительного военного преимущества Израиля.

Требования Соединенных Штатов к Саудовской Аравии касаются внутренних проблем, стабильных поставок нефти и сокращения связей с Китаем по ряду вопросов, в частности, технологическому сотрудничеству, взаимодействию в сфере безопасности и ядерных технологий. Белый дом требует подписания соглашения о нормализации отношений с Израилем в рамках региональной интеграции, направленной на сдерживание Ирана. США хотели бы участия КСА в урегулировании ситуации на палестинской арене.

Израиль, со своей стороны, ожидает, что КСА создаст или, по крайней мере, примет участие в создании межарабской оперативной группы по сектору Газа, которая обеспечит то, что эксперты называют «способствованием укреплению там стабильности, облегчению доставки гуманитарной помощи и восстановлению сектора Газа, а также появлению умеренного палестинского руководства, которое может взять на себя ответственность за управление анклавом». Отмечается, что «Израилю трудно принять послания, исходящие от Соединенных Штатов, арабского мира, а также международного сообщества, о том, что исключительное представительство на палестинской арене принадлежит ПНА». Израильское правительство выступает против определения ПНА как потенциальной стороны для переговоров, опасаясь требования вступить с этим палестинским органом в процесс урегулирования, основанного на принципе «двух государств для двух народов». По мнению экспертов, «чиновники, представляющие израильское правительство, пытаются преуменьшить значение требований Саудовской Аравии, а премьер-министр Б.Нетаньяху даже считает открытую конфронтацию с администрацией США по этому вопросу и твердое противодействие решению о создании двух государств проявлением лидерства, которое должно усилить общественную поддержку».

Что касается арабских стран, то даже если мотивы к заключению мира с Израилем остаются прежними, оценки арабских режимов затрат и выгод изменились. В их понимании, Израиль не только не победил ХАМАС, картина разрушений и убийств в секторе Газа угрожает общественными волнениями в их странах. Более того, сохраняется опасность скатывания к региональному конфликту с Ираном и его прокси. Отмечается, что Саудовская Аравия, как и остальные миролюбивые страны, предпочитает на данном этапе не вмешиваться в достижение договоренности, которая положит конец войне в секторе Газа, но потребует активного участия в межарабской оперативной группе.

Администрация Дж.Байдена признает, что израильскому руководству трудно принимать важные стратегические решения в виду внутренней израильской политики. Поэтому Белый дом продвигает шаги даже без согласия израильского правительства и демонстрирует готовность навязывать действия, которые ему трудно принять. В этом свете эксперты и предлагают рассматривать расширение гуманитарной помощи и создание временного морского порта на побережье сектора Газа; поддержку реформ в ПНА и формирование нового правительства на основе технократов; подготовку к созданию палестинских сил для обеспечения общественного порядка в секторе Газа под эгидой ПНА и с участием Иордании и Египта.

У.Декель и Й.Гузанский полагают, что отношения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией продолжают развиваться до уровня, который позволит им снизить значимость нормализации отношений между КСА и Израилем. Самого наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в Вашингтоне считают человеком, который извлек уроки из своих ошибок, а благодаря своему прагматичному подходу к Ирану, Йемену и даже Израилю, демонстрирует чувство региональной ответственности. Идеальным вариантом снижения «бремени» для Саудовской Аравии в процессе нормализации – воспользоваться американскими предложениями и избежать расплаты в общественном мнении из-за сближения с Израилем. Тем не менее, эксперты допускают, что саудовцы координируют свои действия с Соединенными Штатами и оставят дверь открытой для «обусловленной нормализации», как публично заявили высокопоставленные чиновники Королевства. Главное требование к Израилю останется прежним – предпринять практические шаги по созданию палестинского государства.

В INSS считают, что для Израиля такое развитие событий является плохим во всех отношениях, т. к. он упускает возможность установления отношений с арабо-мусульманским миром, отказывается от доступного «стратегического конструкта» в виде нормализации и региональной интеграции, что было бы правильным ответом ХАМАСу и Ирану, которые стремились остановить процесс сближения между Израилем и арабскими странами. Кроме того, урегулированию конфликта будет способствовать активное участие арабских стран в стабилизации и восстановлении сектора Газа (пусть и при обновленной ПНА). «По этой причине, а также потому, что соглашение о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией обеспечит экономические дивиденды и повысит легитимность Израиля в арабском и мусульманском мире, укрепит позиции Америки в регионе и саудовскую политическую мощь, а также систему безопасности в качестве противовеса Ирану, Израиль не должен упустить такого, возможно, единственного шанса»[iii] [3].

[i] [4] Real-time Updates / INSS. 03.04.2024. https://www.inss.org.il/he/publication/war-data/

[ii] [5] Several Palestinian civilians killed in Israeli airstrikes on different areas in Gaza // Wafa. 03.04.2024. https://english.wafa.ps/Pages/Details/142961

[iii] [6] INSS. 07.04.2024. https://www.inss.org.il/he/publication/normalization-with-saudi-arabia/ [7]