- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: оценки ситуации с безопасностью на Храмовой горе на фоне завершения месяца Рамадан

На текущей неделе подошел к концу священный для мусульман месяц Рамадан, традиционно считающийся особенно напряженным временем для ситуации с безопасностью в районе комплекса святынь на Храмовой горе. В текущем году, по предварительным оценкам многих израильских и западных экспертов, обстановка рисковала стать особенно сложной ввиду продолжающейся операции ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газа. Особенно часто такого рода настроения начали высказываться после того, как стало очевидно, что добиться введения режима прекращения огня в зоне конфликта и новой обменной сделки по заложникам на время Рамадана не удастся.

Впрочем, вопреки мнению скептиков, наоборот, в текущем году указанный период оказался одним из наиболее спокойных. Накаленной была атмосфера в районе Храмовой горы во время допуска мусульман к мечети Аль-Акса в первый день месяца, когда израильская полиция попыталась ограничить проход верующих в силу вероятности столкновений, возросших по причине подстрекательских заявлений и призывов к насилию со стороны ХАМАС. В последнюю пятницу силы безопасности были вынужденным применить слезоточивый газ в связи с тем, что присутствовавшие на Храмовой горе стали скандировать враждебные лозунги, а также пытаться атаковать правоохранителей. Таким образом, в течение большей части Рамадана ситуация на территории комплекса святынь в целом отличалась отсутствием существенных проявлений агрессии.

Причин тому может быть найдено несколько. Прежде всего, стабилизирующее воздействие оказала политика израильского правительства.

Оно, во-первых, отказалось от первоначально анонсированного режима жестких ограничений на проход к мечети Аль-Акса. При этом важно, что решающим фактором для принятия подобной тактики, вероятнее всего, послужили оценки израильских сил безопасности, подчеркнувших при подготовке к Рамадану, что запрет окажет существенно более негативное влияние на безопасность и угрозу терроризма, чем его отсутствие при правильной проработке мер контроля допуска.

Во-вторых, израильские крайне правые политики и особенно И.Бен-Гвир, прежде посещавший Храмовую гору, хотя и продолжил в своей риторике призывы обеспечить свободный допуск иудеев к священному для них месту, но от визита туда, аналогичного тому, что совершил А.Шарон перед второй интифадой, все же отказался.

Разумеется, поведение политика, считающегося ультраправым, можно списать на опасения лишиться государственного поста, возрастающие, принимая во внимание стремления исключить его из кабмина, заметные как в среде представителей израильской оппозиции, так и американской администрации. Однако в действительности речь может идти о том, что относительно стабильную обстановку на Рамадан И.Бен-Гвир хочет превратить в свое достижение как министра национальной безопасности, а затем использовать как один из активов в предвыборной борьбе. При этом не исключено, что изначально лидер «Оцма йехудит» рассматривал два варианта развития событий. В соответствии с первым при ухудшении обстановки после отказа кабинета от лоббировавшихся им ограничений, политик обвинил бы в эскалации насилия на Храмовой горе членов правительства, не поддержавших его проект. Второй, судя по всему, воплощаемый теперь, заключается в том, чтобы объяснить итоговое отсутствие серьезных столкновений тем, что И. Бен-Гвир и его сторонники проявили политическую волю, доказав способность быть умеренными, благодаря чему вспышки агрессии не территории комплекса святынь не произошло.

Не менее существенную роль оказала и риторика в палестинских властных кругах, как в Рамалле, так и Газе. ХАМАС старательно пытался разжечь конфликт на Храмовой горе с тем, чтобы в дальнейшем добиться одной из основных своих целей последних лет – третьей интифады. В качестве инструментов были использованы как открыто подстрекательские заявления в духе необходимости «защитить Аль-Аксу», так и распространение в социальных медиа конспирологичских теорий в соответствии с которыми ультраправое правительство Израиля якобы пытается разрушить мусульманские святыни и построить Третий храм. При этом судя по всему, в ХАМАСе сделали ставку не столько на самих палестинцев и их протестный потенциал, сколько на того же И.Бен-Гвира, предполагая, что агрессивная риторика палестинской группировки вызовет соответствующую реакцию израильских ультраправых в ответ.

Параллельно с этим глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, старательно изображающий из себя умеренного, призвал к «миру и безопасности» во время Рамадана, что судя по всему, нашло отклик у палестинцев с Западного берега, которых особенно заботит количество и степень жесткости израильских ограничений в их адрес, прежде всего в том, что касается права на работу. Наконец, к призывам ХАМАСа во многом остались равнодушны израильские арабы. И здесь необходимо отметить лидера партии РААМ Мансура Аббаса, который после заявления Б.Нетаньяху об отказе от ужесточения мер допуска к Храмовой горе похвалил правительство, тем самым создав ощущение того, что мнение арабских граждан тоже было услышано, а значит, есть потенциал к их интеграции, что открывает больше перспектив, чем участие в новой интифаде.

Недовольны исходом Рамадана остались, пожалуй, в США, где Белый дом изначально сделал более высокую ставку, рассчитывая не просто на стабильность, а на режим прекращения огня, важный в контексте продолжающейся американской президентской гонки. В связи с этим в течение месяца Дж.Байден не упускал возможности для критики израильского правительства и прежде всего Б.Нетаняьху за неправоту. Можно предположить, что такой курс имел своей конечной целью заставить Иерусалим все же воздержаться от расширения операции «Железные мечи» на Рафах, что глава правительства ближневосточного государства намеревался сделать как раз по завершении Рамадана.

Помимо этого, исход Рамадана в нынешнем году стал дополнительным свидетельством опасной обстановки, сложившейся в Иордании, где у израильского посольства прошли акции протеста. Они, по данным израильских СМИ, не только включали лозунги, поддерживающие ХАМАС, но и открытые призывы к убийству и захвату заложников в Израиле, а также разрыву дипломатических отношений. Особенно примечательно, что палестинские радикалы в Иордании осудили позицию главы ПНА М.Аббаса, в то время наибольшую солидарность они решили показать даже не с ХАМАС, а с «Исламским джихадом».

Таким образом, по итогам Рамадана можно говорить о том, что Израилю в силу разных причин, а также вопреки давлению и критике в целом удалось провести этот потенциально трудный с точки зрения обеспечения безопасности период относительно спокойно. Вместе с тем это не означает полного устранения угроз как таковых, так и попыток обращения к религиозному фактору в конфликте. Новым опасным рубежом, в том числе рискующим охватить Храмовую гору, способна оказаться середина мая, когда израильтяне отпразднуют День независимости, а у палестинцев будет День Накбы. Помимо этого, нельзя отрицать нарастания враждебных тенденций в Иордании, одним из свидетельств которых стал Рамадан. Однако этому обстоятельству, как кажется, пока уделяется крайне мало внимания, как в регионе, так и нерегиональными игроками, что грозит весьма серьезными проблемами в перспективе не только для Израиля, но также для Иордании, Ближнего Востока, а также государств, имеющих там свои интересы.