- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы роста энергетического сектора Ливии в 2024 году

Наблюдаемая сегодня заморозка открытого вооруженного противостояния между враждующими сторонами в Ливии, заинтересованными в сохранении статуса-кво и дальнейшей отсрочке сроков проведения президентских выборов, создает благоприятные возможности для интенсивного развития энергетического сектора – главной основы национальной экономики. По оценкам экспертов, намеченные на май 2024 года общенациональные президентские и парламентские выборы будут в очередной раз перенесены, что позволит отложить решение острых спорных вопросов между противоборствующими политическими силами.

Наряду с внутриполитическими факторами, благоприятная рыночная конъюнктура в мировом энергетическом секторе в 2024-2025 гг. создает прочную базу для расширения добычи и производства нефти в Ливии, что является важным триггером для устойчивого экономического роста.

В то же время, основная проблема заключается в эффективном распределении доходов, извлекаемых из расширяемого производства и экспорта углеводородов. Их грамотное инвестирование в ненефтяной сектор позволило бы обеспечить диверсифицированное, устойчивое развитие экономики на многолетний период. Дело в том, что для такого рода долгосрочных интервенций необходима разработка и реализация согласованной инвестиционной политики, которая возможна только в случае преодоления политических разногласий, консолидации общества и реального объединения Ливии на основе общенациональных выборов. Несмотря на некоторые подвижки в последнее время, под воздействием политического процесса, раскол в экономической системе остается существенным. В конце 2023 года Центробанк Ливии анонсировал преодоление раскола и воссоединение впервые после 2015 года в единый национальный институт. Однако, другие важнейшие компоненты финансово-экономической системы по-прежнему сохраняют раздробленность. В частности, Ливийский инвестиционный фонд, который позиционирует себя как суверенный фонд национального благосостояния (по аналогии с арабскими монархиями Персидского залива), владеет активами на сумму 67 млрд долларов (октябрь 2023 года), однако до сих пор является по сути разделенным, без существенных перспектив интеграции в ближайшее время.

Такой сценарий в обозримой перспективе кажется нереализуемым, поэтому прогнозировать успешное инвестирование извлекаемых из энергетического сектора растущих доходов на цели ускоренного экономического роста пока представляется сомнительным. Кроме того, отсутствие внятной и согласованной экономической политики в условиях де-факто раскола страны будет продолжать объективно сдерживать амбиции ведущих международных игроков, которые потенциально заинтересованы в структурном и многолетнем инвестировании в энергетический сектор Ливии.

Тем не менее, очевидно, что курс Ливии на расширение добычи и экспорта нефти и газа в 2024 году будет продолжен.  Подписанный в 2023 году контракт между национальной нефтяной компанией и итальянской компанией ENI об инвестировании 8 млрд долларов на расширение производства на газовом месторождении Бахр Эссалам может стать мощным импульсом для бума в газодобывающем секторе. Этот проект будет поручен совместной ливийско-итальянской компании Melittah Oil and Gas, с выходом на начальное производство 760 куб. м газа в сутки в 2026 году. На нефтяном фронте, по оценкам аналитиков, в ближайшие годы объемы добычи будут устойчиво расти с нынешних 1.17 млн баррелей в сутки до 1.62 млн баррелей в 2027-2028 гг. По итогам прошлого  года рост производства нефти в Ливии превысил 16%, а в этом году он может составить 6.7%.

Таким образом, расширение предложения энергетического сектора в текущем периоде 2024-2025 гг. на фоне глобального снижения цен на нефть является важным балансирующим фактором, способным обеспечить удержание нефтяных доходов Ливии на высоком уровне.  По оценкам Всемирного банка, доходы от нефти составляют 50% ливийского ВВП, что является наибольшей долей по всему африканскому континенту. По газу Ливия является четвертым производителем газа в Африке, при этом подтвержденные запасы газа в стране составляют 1.5 млрд куб. м.

Результатом расширения энергетического сектора станет поддержка расходной части бюджета Ливии, позволяющая правительству использовать экспортную выручку для расширения целевых программ социальной поддержки населения и стимулирования роста потребления, а также наращивания инвестиционных программ. На сегодня, минеральные ресурсы, включая прежде всего нефть и газ, составляют до 95% ливийского экспорта в стоимостном выражении. В конечном счете, это позволит обеспечить рост ВВП Ливии, который по итогам прошлого года составил скромные 0,3%, однако в текущем году может вырасти на 1-2%.

В долгосрочном плане, базирующееся в Триполи переходное Правительство национального единства (ПНЕ) совместно с Национальной нефтяной компанией Ливии вынашивает более амбициозные долгосрочные стратегии в энергетическом секторе. Ставится задача довести уровень производства нефти до 2 млн баррелей в сутки – такой максимальный объем был достигнут Ливией в далеком 1979 году. Такая задача достижима, но она требует возобновления производства нефти на ранее заброшенных месторождениях. Для решения задачи потребуются масштабные инвестиции в производственную и логистическую инфраструктуру, которая устарела либо была разрушена в ходе многолетней гражданской войны.

Таким образом, рост финансирования в инфраструктуру, особенно прямых иностранных инвестиций, является важным предварительным условием для успешного расширения энергетического сектора Ливии в обозримой перспективе. Перспективы такого роста представляются сомнительными, поскольку деловой климат в Ливии сегодня не является благоприятным для поощрения таких инвестиций. По рейтингу Всемирного банка, по этому показателю Ливия находится на 185-м месте, в конце списка. Доля прямых иностранных инвестиций в ливийском ВВП, которая последовательно росла с 2000-х гг и достигла пика в 7% от ВВП в 2005 году, затем неуклонно падала, и сегодня составляет не более 1-1.5% от ВВП, что является недостаточным для модернизации устаревающей энергетической инфраструктуры и расширения производства углеводородов.