- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблеме инфляции в Алжире

Алжирские власти намереваются побороть инфляцию и установить «справедливый» курс динара. Эта победа должна дополнительно продемонстрировать достижения президента Абдельмаджида Теббуна для своего переизбрания на президентский пост.

В конце марта – начале апреля текущего года Международный валютный фонд (МВФ) выступил с рядом предупреждений в адрес  алжирских властей. Они касаются необходимости стабилизировать «вызывающий озабоченность уровень инфляции, подрывающей экономические показатели страны и покупательную способность домохозяйств».

В частности, аналитики МВФ указали на «всё более тревожную динамику». По их данным, в 2022 и 2023 гг. уровень инфляции составил рекордные 9,3% в год и его необходимо понижать во избежание негативных последствий.

Специалисты МВФ указывают ненормальность алжирской ситуации, указывая, что когда во всем мире инфляция замедляется и ожидается ее снижение до 5,8% в 2024 году и до 4,4% в 2025 году, в АНДР наблюдается обратное положение.

Даются и конкретные установки, каким уровень инфляции должен быть: в 2024 году его необходимо понизить до 7,6%, до 6,4% в 2025 году, до 6,1% в 2026 году, до 5,5% в 2027 году, до 5,2% в 2028 г. и наконец до 5% в 2029 году.

Достижение этого предлагается путем «ужесточения денежно-кредитной политики посредством повышения ключевой ставки и ставки резервирования».

В противном случае при сохранении нынешнего инфляционного уровня и тем более его увеличения Алжир рискует столкнуться с развитием негативных тенденций, способных поставить крест на процессе экономической перестройки страны.

С рекомендуемым же МВФ уровнем сокращения инфляции алжирские власти решают для себя задачу сохранения социального мира в стране. В этом случае, как они подчеркивают, должны снизиться цены на продукты питания, сохранение стоимости которых на «относительно высоком уровне по-прежнему вызывает беспокойство» западных специалистов.

Кроме того, уменьшение инфляции должно открыть алжирцам прежде мало используемые ими инструменты. Среди них в том числе и банковские кредиты.

Однако до сих пор алжирские власти проводили совсем иную валютную политику. В частности, в последние годы они сознательно увеличивали денежную массу на своем рынке, добиваясь повышения уровня благосостояния собственных граждан ростом их зарплат, пособий и пенсий.

Одновременно в последние два года, несмотря на заметное увеличение нефтегазовых доходов, власти АНДР чрезмерно раздували бюджетный дефицит, живя «не по средствам».

Все это дополнительно способствовало постепенному наращиванию инфляции. Что создавало Алжиру дополнительные проблемы ввиду его сильной зависимости от поставок иностранных товаров и в том числе усиливало отток капиталов ввиду снижающейся курсовой стоимости динара.

Впрочем, президент Абдельмаджид Теббун, кажется, готов пойти еще дальше рекомендаций МВФ. Так, на протяжении последних недель он неоднократно повторял свое обещание снизить уровень инфляции до «максимум 4%».

Заметим, что данное обещание делается для дополнительного подтверждения его амбиций на досрочное переизбрание на пост президента страны 7 сентября 2024 года.

В этой связи даже простые алжирцы задаются вопросом о том, как он намерен сделать подобное. Сторонники А.Теббуна указывают, что он не указал точных сроков достижения таких результатов. Однако даже для них очевидно, что речь идет о выполнении данного обещания не позднее 2029 года – до истечения очередного президентского срока.

Что, разумеется, не могло не удивить экономистов, включая и представителей МВФ, считающих, что процесс повышения курса национальной валюты должен быть реалистичным и постепенным во избежание негативных последствий.

Впрочем, почти недостижимыми выглядит выполнение даже представленного выше «плана МВФ» с учетом заявленного А.Теббуном курса на увеличение доходов граждан. Предполагающего появление на рынке все новых объемов денежных знаков, дополнительно раскручивающего инфляцию.

Между тем, руководство Банка Алжира хранит относительно рекомендаций МВФ и заявлений А.Теббуна молчание. Что, впрочем, и неудивительно – в данной стране начальство кредитных учреждений является полностью подчиненным политическому руководству АНДР и практически не демонстрирует в своих действиях автономии.

В связи с этим иностранные экономисты для осуществления более эффективной кредитно-денежной политики рекомендуют алжирскому руководству навести порядок с валютным обменом.

Реализацию этого на практике А.Теббун видит очень по-своему. В первую очередь он рассчитывает укрепить динар по отношению к иностранным валютам.

Так, его правительство заявило о разработке стратегии, нацеленной на повышение обменного курса алжирской национальной валюты до 100 динар за доллар США и 105 динар за евро.

Целесообразность данной меры представляется сомнительной, ведь, как известно, заниженный валютный курс стимулирует развитие производящего сектора конкретной страны, делая ее товары более привлекательными на внешнем рынке. Для Алжира, чье руководство проводит стратегию диверсификации доходов за счет развития промышленного сектора и экспорта выпускаемой им продукции, это представляется особенно важным.

Между тем, согласно открытым торговым котировкам алжирского динара в Банке Алжира с 8 по 10 апреля 2024 года один евро покупался по 145,7 динара и продавался по 145,77 динара, доллар США покупался за 134,52 динара и продавался за 134,54 динара.

Впрочем, как сетуют простые алжирские граждане, реализовать иностранную валюту по заявленным официальным курсам невозможно. Что ведет на практике к процветанию «черного» рынка с совершенно иными котировками, превышающими предложения Банка Алжира порой в полтора – два раза.

Так, в среднем «в розницу» у нелегальных менял на площади Порт-Саид в столице евро можно купить за 238 динаров и продать за 240 динаров, доллар США покупают за 221 динар и продают за 223 динара.

Соответственно, при существовании двух валютных рынков, официального и «теневого», алжирские власти могут декларировать практически любой курс динара, преподнося это как свою большую победу.

Впрочем, существует и другая точка зрения – что властям АНДР приходится при помощи серьезных валютных интервенций сдерживать падение курса алжирского динара. И если она верна, то вскоре во имя достижения заявленных А.Теббуном целей казну страны придется заметно сократить.

Что же касается официального и «подпольного» валютных курсов, то, видимо, в обозримом будущем они сохранятся. Относительно же обещаний «побороть инфляцию» можно сказать следующее: в алжирском случае в означенные выше сроки это возможно в случае отказа от сохранения местного варианта социализма и сильного урезания программ повышения благосостояния граждан. В противном случае невозможно бесконечно долго существовать со все более увеличивающимся бюджетным дефицитом.

Возможно потому и переносятся почти на три месяца президентские выборы в стране до формирования бюджета 2025 года.

В любом случае, на международном уровне, в том числе и французскими экономистами, алжирская кредитно-денежная политика давно считается неэффективной, «отжившей» и нуждающейся в срочной модернизации.