- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об отношении стран Персидского залива к ответному удару Ирана по территории Израиля

Как отмечают британские аналитики, субботнее нападение Ирана на Израиль стало окончательным испытанием усилий США по объединению коалиции арабских государств и Израиля в так называемое Ближневосточное НАТО для совместной защиты от нападения Тегерана. Радары и системы раннего предупреждения, которые США поддерживают на своих военных базах в Персидском заливе, сыграли важную роль в отслеживании медленно движущейся армады ракет и беспилотных летательных аппаратов, сообщили  нынешние и бывшие официальные лица США, Израиля и арабских стран, добавив, что США смогли в последнюю минуту перебросить реактивные истребители из Саудовской Аравии и Катара для участия в операции. Но, в конце концов, богатые нефтью государства Персидского залива преуменьшили любое свое участие и возложили основную тяжесть работы по отражению нападения Ирана на США, их западных союзников и Иорданию, полностью зависящую от финансовой помощи США. Со своей стороны, Иордания попыталась объяснить свое участие  в активном сбивании иранских беспилотников в качестве акта самообороны, не связанной с защитой Израиля. «Между Израилем, США и Иорданией было беспрецедентное сотрудничество. Но называть это коалицией – иллюзия», — полагает Майкл Мильштейн, бывший офицер израильской военной разведки.  В этой связи отметим, что на прошлой неделе ряд дипломатических источников  сообщили, что монархии Персидского залива закрыли свои территории для  нанесения ударов по Ирану в случае, если Вашингтон почувствует необходимость принять ответные меры его на нападение на Израиль. Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман и Кувейт тщательно изучили свои соглашения о базировании с Вашингтоном, чтобы выполнить необходимый минимум и избежать участия в прямых ударах по иранским объектам. Билал Сааб, бывший чиновник Министерства обороны США, ныне работающий в Chatham House, указал, что выверенные действия стран Персидского залива лишний раз подчеркнули пределы стремления администрации Дж.Байдена к созданию Ближневосточного НАТО: «Когда мы начнем видеть разрешения на использование воздушного пространства Персидского залива для нанесения ударов по иранским целям, тогда мы сможем начать говорить о Ближневосточном НАТО. Прямо сейчас все с точностью до наоборот. Я думаю, то, что мы увидели во время субботней атаки, подрывает любую идею арабского и израильского НАТО. По мере того, как оседает пыль после субботнего нападения, реакция государств региона в преддверии нового нападения становится новым полем битвы между Тегераном, с одной стороны, и США и Израилем, с другой — это имеет мало отношения к палестинцам, а скорее к более серьезному вопросу о том, кто командует на Ближнем Востоке». Администрация Байдена и Израиль стремятся представить успешную оборону Израиля как побочный продукт единого фронта союзников, включая арабские государства. Министр военного кабинета Израиля Бени Ганц высоко оценил «региональное сотрудничество», которое позволило Израилю защитить себя. Успешная координация с арабскими государствами позволила бы Израилю представить отражение иранской атаки  как стратегическую победу, что могло бы помочь снизить напряженность за счет уменьшения необходимости в более решительном ответе Израиля, по мнению аналитиков. «Что продемонстрировали эти выходные, так это то, что Израилю не нужно было защищаться в одиночку, когда он является жертвой агрессии, жертвой нападения», — заявил 15 апреля госсекретарь США Энтони Блинкен. Со своей стороны, целью Исламской Республики является изоляция Израиля, препятствующая любому сотрудничеству между ним и странами Персидского залива. «Сейчас идет тотальная пропагандистская война», — считает Азиз Альгашьян, саудовский аналитик и эксперт по связям между Израилем и странами Персидского залива. Тегеран и Вашингтон теперь уже спорят о том, было ли направлено предварительное уведомление о нападении на Израиль. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил, что Тегеран уведомил США об атаке примерно за 72 часа до этого через «наших друзей и соседей». 15 аперля  газета The Wall Street Journal, подтвердила это утверждение, сообщив, что Иран проинформировал официальных лиц Саудовской Аравии и других стран Персидского залива о своем нападении. Турецкие официальные лица также сообщили, что Турция, член НАТО, была проинформирована о нападении за несколько дней до этого. США, однако, отрицали, что их предупредили за несколько дней до нападения. Это логично: американцы всегда отрицают в силу репутационных издержек свои переговоры и коммуникации с Ираном по любым вопросам. Но эксперты говорят о другом. Джулиен Барнс-Дейси, директор программы Ближнего Востока и Северной Африки Европейского совета по международным отношениям, считает, что утечка информации из Ирана в страны Персидского залива была передана США, потому что арабские правители опасаются, что смертельный иранский удар по Израилю может спровоцировать более широкую войну, которой Иран надеялся избежать: «Иордания и арабские государства Персидского залива в первую очередь обеспокоены предотвращением региональной эскалации. Я не вижу в этом того, что государства Персидского залива удваивают стратегическое партнерство с Израилем. Они собираются продолжать переговоры с Ираном, чтобы предотвратить распад, который, как они опасаются, затянет их всех». Безусловно, арабские государства Персидского залива сегодня связаны с Израилем теснее, чем когда-либо в истории, и война Израиля против ХАМАСа в секторе Газа не привела к тому, что ОАЭ или Бахрейн разорвали «Соглашения Авраама» 2020 года, которые позволили им нормализовать отношения с Израилем.  В рамках этого соглашения Израиль также был включен в Centcom, общее Центральное командование США на Ближнем Востоке. Израильские военные были даже направлены на авиабазу Аль-Удейд в Катаре, но неясно, находятся ли они все еще в стране. Но субботнее нападение на Израиль подчеркнуло ограниченный успех США в укреплении более тесного сотрудничества в области безопасности между Израилем и странами Персидского залива, полагает  Мильштейн, бывший офицер израильской военной разведки. Страны Персидского залива не утратили нелюбви к Ирану, но опасаются того, что, по их мнению, является ослаблением влияния США в регионе, и ограниченного желания встать на их защиту, как Вашингтон сделал в отношении Израиля. США не ответили на нападение Саудовской Аравии в 2019 году на нефтяные объекты Aramco, которое, как обвиняли, было поддержано Ираном. Разочарование стран Персидского залива в отношении США только возросло, когда к власти пришла администрация Байдена. Байден и члены его партии критиковали наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана за проблемы с правами человека. Саудовская Аравия и ОАЭ также расценили реакцию администрации Байдена на атаки ракет и беспилотников хуситов как прохладную. В ответ они предприняли шаги по налаживанию отношений с Тегераном. В апреле 2023 года ОАЭ назначили своего нового посла в Исламской Республике за семь лет. Саудовская Аравия и Иран нормализовали отношения в рамках сделки при посредничестве Китая. «Большинство арабских государств выступают за примирение с Ираном, потому что они не могли полагаться на администрацию Байдена. Они предпочитали иметь дело с Ираном, а не с американцами», — сказал Мильштейн. Сааб из Chatham House заявил, что для достижения подлинной региональной координации между Израилем и странами Персидского залива Вашингтону необходимо предоставить конкретные гарантии безопасности. Саудовская Аравия запросила такую поддержку, наряду с новыми системами вооружений, в рамках сделки по нормализации отношений с Израилем, но эти переговоры зашли в тупик, поскольку Израиль наносит удары по сектору Газа: «Последнее, что страны Персидского залива собираются делать, это провоцировать Иран и заручаться поддержкой американцев». Альгашьян считает, что субботнее нападение на Израиль, вероятно, еще более подтвердило решение наследного принца Мухаммеда бен Сальмана восстановить связи с Тегераном. Он уверен, что цель Эр-Рияда – «не мешать» напряженности между Израилем и Ираном, поскольку он преследует цель своего экономического развития: «Стратегическая ценность восстановления связей с Тегераном приносит дивиденды». Таким образом, суммируя сказанное, можно сделать вывод, что политика стран Персидского залива по установлению конструктивного диалога с Ираном вряд ли претерпит кардинальные изменения на фоне последних событий, а заявления Бени Ганца об «организации широкой региональной коалиции»  надо полагать только его пожеланиями.