- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: март 2024 г.

К началу марта стало очевидным, что несмотря на относительную постоянность доходов от экспорта нефти покупательная способность ливийцев резко сократилась из-за девальвации ливийского динара, роста цен на товары первой необходимости и регулярных задержек в выплате зарплат. На «черном» рынке 1 доллар стал стоить 7,5 динаров вместо 5 динаров ранее при том, что официальный курс – 4,8 динаров.

Понятно, что свою роль в этом процессе играет хроническая политическая нестабильность, возникшая после краха режима Муаммара Каддафи в 2011 г. и раскола страны, в результате которого образовались два параллельных правительства – в Триполи и Бенгази. 12 марта глава признанного ООН, но не признанного парламентом Ливии правительства в Триполи Абдель Хамид Дбейба заверил, что его правительство «разделяет озабоченности ливийцев» и полно решимости вернуть динар к первоначальному уровню. По его версии, существует «заговор с тем, чтобы использовать трудности ливийцев и поддерживать нестабильность» в стране.

В то же время эксперты приводят мнение, согласно которому девальвация динара на «черном» рынке и нехватка ликвидности в значительной мере связаны с решениями Центрального банка Ливии. В частности, он перестал выдавать кредиты на экспорт – единственный законный способ для импортера приобрести медикаменты или продукты питания за рубежом за валюту. Это вынуждает импортеров автомашин, инструментов и материалов прибегать к услугам «черного» рынка для приобретения валюты. Еще один негативный фактор, созданный Центральным банком Ливии – он значительно снизил потолок сумм при покупке валюты по официальному курсу. Теперь один человек вместо 10 тысяч долларов может приобрести всего 4 тысячи долларов один раз в год.

На покупательную способность ливийцев также негативно повлияло то, что если раньше цены на основные продукты питания – муку, рис, сахар, масло – поддерживались государством, отныне они индексируются в зависимости от курса доллара на «черном» рынке.

Известно, что в настоящее время экспорт нефти и газа дает Ливии примерно 20 млрд долларов в год, что составляет около 95% от общих доходов государства. Свыше половины от указанной суммы идет на зарплаты тех, кто работает на государство, и таких насчитывается свыше 2,3 млн человек при общей численности населения Ливии в 7 млн человек. Остальная часть средств идет на удовлетворение потребностей двух параллельных правительств включая восточное, контролируемое командующим Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршалом Халифой Хафтаром. Также известно, что в последнее время выплаты зарплат и пенсий производились с задержкой в несколько месяцев, что особенно больно било по пенсионерам.

10 марта огромный пожар вспыхнул на складах национальной электрической компании GECOL, находящихся в промышленной зоне Аль-Кримия в 20 км к югу от Триполи. Обошлось без жертв. Глава «западного» правительства Ливии А.Х.Дбейба потребовал провести расследование, чтобы установить причины пожара. Глава МВД в составе этого правительства Имад Трабелси предписал эвакуировать тех, кто проживал в радиусе 1 км от эпицентра пожара.

19 марта МВД Ливии в составе «западного» правительства объявило о «немедленном» закрытии основного пограничного перехода Рас Джедир на границе с Тунисом. Это решение было принято после боестолкновений между вооруженными группами и силами безопасности с ливийской стороны границы. Как следовало из коммюнике ведомства, нападение на силовиков совершили «незаконные группы», причастные к контрабанде, которую они считают «принадлежащим им правом». Согласно документу, закрытие КПП позволит развернуть дополнительные силы безопасности и обеспечит его функционирование «под руководством государства». «Мы не потерпим хаоса» в Рас Джедир, предупредило МВД, заметив, что «внезаконные» группировки, которых оно не идентифицировало, «будут преследоваться по закону и потерпят наказание».

Днем ранее глава МВД Ливии И.Трабелси поручил входящим в состав ведомства «Силам применения закона» развернуться в Рас Джедир с тем, чтобы «бороться с контрабандой» и обеспечить безопасность тех, кто пересекает границу.

До этого границу с Тунисом контролировали по факту вооруженные группировки, подпитывавшиеся от рэкета пересекавших КПП. Рас Джедир находится в 170 км к западу от Триполи. Значительная часть населения Туниса, проживающего на территориях, прилегающих к КПП, живет за счет контрабанды. Ливийцы со своей стороны считают КПП со стороны Ливии их «заповедной» зоной.

22 марта глава МВД в «западном» правительстве Ливии И.Трабелси заявил, что КПП в Рас Джедир будет закрыто столько, сколько потребуется для прекращения незаконного «трафика» через него. По его словам, необходимо «обеспечить безопасность границы и бороться с преступностью и незаконным трафиком» через нее. Он утверждал, что власти не отступят перед лицом контрабандистов. По его словам, через Рас Джедир в сторону Туниса ранее шел непрерывный поток контрабандных нефтепродуктов, в обратную сторону поступали наркотики в виде амфетаминов.

Как отметил И.Трабелси, после того, как формирования «Сил применения закона» были атакованы в Рас Джедир «незаконными» вооруженными формированиями, они были вынуждены ретироваться ради «сохранения жизней». Он назвал неприемлемыми атаки на формирования, представляющие силы безопасности. И.Трабелси предупредил, что «мы не позволим, чтобы наши границы остались без служб безопасности, равно как мы не останемся со скрещенными руками перед контрабандой и хаосом». Понятно, что дела говорят громче слов, о чем свидетельствует бегство «официальных» силовых структур из Рас Джедира.

Контрабандисты, уроженцы, в частности, города Зуара, уже много лет контролировали КПП в Рас Джедир. Согласно СМИ Туниса, после закрытия Рас Джедира поток людей и имущества усилился на находящемся к югу КПП в Деба-Вазен.

22 марта базирующаяся в Женеве Международная организация по вопросам миграции ООН (OIM) сообщила об обнаружении на юго-западе Ливии братской могилы, в которой находились тела по меньшей мере 65 мигрантов. По ее данным, захоронение было обнаружено ливийскими «силами безопасности». Обстоятельства смерти мигрантов и их национальности остались неизвестными. По предположениям OIM, они погибли при незаконном пересечении границы Ливии.

29 марта национальный авиаперевозчик Турции авиакомпания Turkish Airlines после 10-летнего перерыва возобновила полеты в Ливию. Первый рейс был выполнен по маршруту Стамбул – Триполи (аэродром Митига). Затем планируются полеты в Мисурату и Бенгази с тем, чтобы совершать три рейса в неделю.

Напомним, что несмотря на то, что Турция традиционно поддерживает правительство Ливии в Триполи, в феврале министр иностранных дел Турции Хакан Фидан объявил о ближайшем открытии консульства Турции в Бенгази.

В целом, несмотря на определенное затишье в боевых действиях в Ливии, конфликтный потенциал там никуда не делся, и это, как представляется, надолго. Очевидно, что стороны конфликта накапливают боевые потенциалы, поскольку за ними стоят внешние акторы, которых интересуют только ливийские углеводороды.