- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле эскалации напряженности в конфликте с Ираном. Часть 2

Израиль 1 апреля нанес удар по зданию иранского консульства в Дамаске, в результате которого погибли по меньшей мере 13 человек. Среди них генерал Мохаммад Реза Захеди, который до 2016 г. возглавлял спецподразделение «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Ливане и Сирии, заместитель Захеди генерал Мохаммад Хади Хаджи Рахими и еще пять офицеров КСИР и как минимум один член «Хизбаллы». Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш осудил  израильскую атаку[i] [1].

В ответ в ночь с 13 на 14 апреля Иран запустил более 300 беспилотников и ракет по Израилю в ходе своей первой в истории прямой атаки на еврейское государство. В Армии обороны Израиля утверждают, что из 170 БПЛА, 30 крылатых и 120 баллистических ракет, 99% были перехвачены средствами ПВО. «Все беспилотники и крылатые ракеты были сбиты за пределами воздушного пространства страны ВВС Израиля и их союзников, в том числе США, Великобритании, Иордании, Франции и др.», — заявил главный представитель ЦАХАЛа контр-адмирал Даниэль Хагари[ii] [2].

В пятницу 19 апреля, игнорируя международное давление с требованием воздержаться от эскалации напряженности, Израиль запустил БПЛА по военной базе в иранском городе Исфахан. МАГАТЭ подтвердило, что ядерные объекты не пострадали. Официального подтверждения удара со стороны израильских властей не было, если не считать признания данного факта министром национальной безопасности Итамаром Бен-Гвиром, разместившим пост в соцсети.  Государственные СМИ в Иране сообщили о том, что была активирована система противовоздушной обороны, описывая инцидент как обычное дело. Со ссылкой на высокопоставленного иранского чиновника, израильские СМИ сообщают, что «у Ирана нет плана немедленного возмездия против Израиля, поскольку израильские официальные лица заявили, что предполагаемая атака беспилотника на город к югу от Тегерана была призвана послать сигнал, а не причинить ущерб»[iii] [3].

Оценивая ситуацию в регионе, Сима Шайн, руководитель программы изучения Ирана в Институте исследований национальной безопасности (INSS), отмечает, что война в секторе Газа предоставила Ирану первую возможность эффективно реализовать – пусть даже частично – концепцию «конвергенции арен» в противостоянии с Израилем. Это включало координацию и синхронизацию шагов партнеров и прокси Ирана на палестинской арене, в Ливане, Сирии, Ираке и Йемене, которые действуют в рамках «Оси сопротивления» против Израиля и США. В Тегеране заявили, что не прекратят своих усилий, пока не будет остановлена война в Газе. В то же время Иран воспользовался ситуацией, чтобы углубить свое региональное вмешательство, помешать процессу нормализации отношений между Израилем и арабскими странами и усилить военное, политическое и экономическое давление на еврейское государство.

По мнению С.Шайн, «запуск Ираном ракет и БПЛА по Израилю в ночь на 14 апреля ознаменовал новый этап в стратегическом конфликте между двумя странами. В попытке восстановить сдерживание и установить новое уравнение с Израилем руководство Ирана предпочло отказаться от политики «стратегического терпения» в ответ на контрмеры Израиля, даже если это означало риск серьезной эскалации». «Тем временем Иран использовал войну и разрыв неофициальных договоренностей с Вашингтоном, чтобы частично заморозить высокую степень обогащения, как средство продвижения себя в качестве порогового государства. Иран также потенциально может предпринять действия, направленные на ускорение приобретения ядерного оружия, если такое стратегическое решение будет принято руководством в Тегеране. Это вызывает тревогу, особенно если учесть участившиеся упоминания о ядерном оружии со стороны официальных лиц Ирана».

Для Израиля это означает, что на региональной арене он должен стремиться положить конец войне в секторе Газа, одновременно пытаясь достичь своих главных целей. К ним относятся нейтрализация руководящего и военного потенциала ХАМАСа и создание региональной структуры, которая ослабляет проиранскую ось и ограничивает ее дестабилизирующее влияние в регионе. Этого можно достичь путем формирования альтернативного ХАМАСу руководящего органа в секторе Газа, возобновления контактов для нормализации отношений с Саудовской Аравией и поиска широкого взаимопонимания с Соединенными Штатами, включая возможность заключения оборонного соглашения, аналогичного тому, которого добивается Саудовская Аравия.

Эксперт считает, что «региональная и международная коалиция, которая участвовала в перехвате ракет из Ирана по Израилю, демонстрирует потенциал создания регионального альянса против Ирана после войны в секторе Газа. Достижение целей войны в Газе и создание новой региональной структуры посредством израильско-арабского процесса нормализации может помочь ограничить влияние Ирана и предотвратить дальнейшее усиление проиранской оси в регионе. Создание такой стабильной реальности стало бы сильным и стратегическим ответом на продолжающиеся попытки Ирана дестабилизировать регион и поставить под угрозу национальную безопасность Израиля».

В ядерной сфере С.Шайн предлагает заняться созданием жизнеспособной альтернативы ядерной сделке от 2015 г. (Совместного всеобъемлющего плана действий), желательно под руководством США. «Эта альтернатива должна быть направлена на ограничение ядерного потенциала Ирана, особенно в области обогащения урана. В то же время, в случае отсутствия урегулирования, необходимо разработать стратегию, призванную удержать Иран от дальнейших шагов, таких как обогащение урана до 90%, которые могли бы проложить путь к производству ядерной боеголовки»[iv] [4].

По мнению Илана Залаята, научного сотрудника INSS, изучающего страны Персидского залива по американской программе Нойбауэра, «Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты сыграли ключевую роль в ходе эскалации напряженности между Израилем и Ираном после разрушения иранского консульства в Дамаске, кульминацией чего стала атака Ирана по Израилю 14 апреля. Несмотря на возобновление своих дипломатических отношений с Ираном в прошлом году Саудовская Аравия и ОАЭ выступили в качестве посредников для передачи сообщений между Ираном, США и Израилем, чтобы не допустить перерастания обмена ударами в полномасштабную войну. Точно так же Эр-Рияд и Абу-Даби участвовали в переговорах с «Хизбаллой», несмотря на то, что ранее называли ее террористической организацией. Их цель — предотвратить дальнейшую эскалацию региональных боевых действий, продолжающихся с 7 октября с участием прокси Ирана, Израиля и США».

Эксперт полагает, что КСА и ОАЭ занимаются дипломатической деятельностью, чтобы защитить свои интересы и сохранить региональную стабильность. Региональный конфликт представляет угрозу их амбициозным планам экономического развития, которые направлены на снижение зависимости от нефти за счет развития  туризма,  привлечения иностранных компаний и инвестиций. Региональная стабильность имеет решающее значение для успеха их планов. Он привел слова наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана о том, что «страны Персидского залива станут первыми жертвами расширения войны». Это высказывание израильский эксперт расценил как намек на возможность того, что иранские прокси нападут на американские базы или другие объекты в государствах Персидского залива.

Роль Саудовской Аравии и ОАЭ в нынешнем кризисе И.Залаят считает «результатом новой региональной архитектуры, которая формировалась в последние годы в свете саудовско-иранского примирения в марте 2023 г. С падением влияния США Эр-Рияд и Абу-Даби отказались от блокового подхода и начали оптимизировать риски между региональными и глобальными игроками. Хотя эти страны признают дестабилизирующую роль Ирана и его прокси в регионе, они не заинтересованы в присоединении к какой-либо коалиции против Тегерана. Вместо этого они стремятся сохранить баланс между Ираном, Соединенными Штатами и Израилем». Свидетельство тому эксперт видит в том, что КСА и ОАЭ отказались участвовать в отражении иранской атаки на Израиль и поделиться разведывательной информацией по этому вопросу с Вашингтоном. Однако их общая потребность в системах противовоздушной обороны и американской военной помощи против иранской угрозы объединяет их интересы с интересами Израиля и США. Отмечается, что еще до войны эти два государства Персидского залива выразили заинтересованность в соглашении об обороне с Соединенными Штатами, а в случае с Саудовской Аравией соглашение было связано с готовностью Эр-Рияда нормализовать отношения с Израилем. И.Залаят ожидает, что последние события усилят их стремление к соглашению с США и могут даже привести к тому, что Эр-Рияд пойдет на компромисс по вопросу нормализации отношений с Израилем[v] [5].

[i] [6] UN chief criticizes strike on Iranian consulate, warns against ‘further escalation’ // The Times of Israel. 02.04.2024. https://www.timesofisrael.com/un-chief-criticizes-strike-on-iranian-consulate-warns-against-further-escalation/

[ii] [7] How Israel foiled Iran’s ballistic missiles as they headed to an F-35 airbase // The Times of Israel. 14.04.2024. https://www.timesofisrael.com/how-israel-foiled-irans-ballistic-missile-attack-that-focused-on-an-f-35-airbase/?utm_campaign=most_popular&utm_source=website&utm_medium=article_end&utm_content=4

[iii] [8] Lawmakers pan Ben Gvir for ‘unforgivable’ tweet on alleged Israeli strike on Iran // The Times of Israel. 18.04.2024. https://www.timesofisrael.com/liveblog-april-19-2024/

[iv] [9] The Iranian Arena: What Has Changed and What Should Change? INSS. 18.04.2024. https://www.inss.org.il/social_media/iran-passover/

[v] [10]The Role of the Gulf States in the Tensions with Iran: Between Hedging and Normalization. INSS. 18.04.2024.  https://www.inss.org.il/social_media/the-role-of-the-gulf-states-in-the-tensions-with-iran-between-hedging-and-normalization/