- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Российско-ливийские экономические отношения

Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Ливией существуют уже почти 55 лет и на протяжении всего этого времени между двумя странами поддерживается насыщенный политический диалог, торгово-экономическое сотрудничество не всегда имело положительную динамику.

Надо сказать, что действовавшие в отношении Ливии экономические санкции по линии ООН в период с 1992 по 2004 гг. существенно препятствовали эффективному сотрудничеству Москвы и Триполи.

Нормативно-правовая база торгово-экономических связей начала активно формироваться лишь в ходе визита в Россию в июле 1995 г. ливийского министра энергетики А.С. Бадри.

В тот момент сторонами были подписаны:

• Соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве;

• Соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Несколькими годами позже, в сентябре 2000 г., вступило в действие Соглашение о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности и электроэнергетики, подписанное в октябре 1998 г.

После этого Россия оказалась действительно заинтересована в дальнейшем развитии отношений с Ливией в качестве выгодного партнера в Северной Африке. Однако не хватало значимого для обеих сторон события, которое бы указало верный и эффективный путь стремительно набирающему обороты локомотиву российско-ливийского партнерства.

Вне всякого сомнения, качественный прорыв в экономическом сотрудничестве обеих стран произошел в результате первого за всю историю полувековых отношений визита российского президента В.В. Путина в Ливию, состоявшегося 16-17 апреля 2008 г.

Центральным моментом данного визита стала достигнутая лидерами двух государств договоренность о списании ливийского долга перед Россией на сумму 4,5 млрд долл.

Стоит напомнить, что непогашенный государственных долг остался у Ливии еще со времен «холодной войны», когда страна брала у СССР многомиллионные кредиты на вооружение. Однако после распада Союза взаимоотношения стран испортились, и Россия присоединилась к экономической блокаде Ливии, которая не желала сотрудничать с США и Великобританией в расследовании взрыва американского пассажирского самолета в Шотландии ливийскими террористами в 1982 г.

По итогам визита В.В. Путина были подписаны 10 документов, среди которых следует особо выделить:

• Декларацию об укреплении дружбы и развития сотрудничества между двумя странами;

• Декларацию о намерениях по развитию многоотраслевого сотрудничества;

• Соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях;

• Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В Декларации об укреплении дружбы и развитии сотрудничества стороны, помимо прочего, заявили о намерении «содействовать развитию диалога между организациями обеих стран, действующими в сфере энергетики, с учетом баланса интересов как потребителей, так и производителей энергоресурсов, с целью создания необходимых условий для повышения стабильности мирового энергетического рынка».

Иными словами, после официальной поездки главы российского государства отношения двух стран перешли к инвестиционным.

В обмен на списанный Москвой государственный долг Триполи заключил крупные контракты с российскими компаниями.

Так, корпорация «РЖД» получила четырехлетний контракт на строительство практически соединяющей Египет и Тунис железнодорожной ветки Сирт-Бенгази протяженностью 550 км. Контракт полностью оплачивается ливийской стороной, чьи фирмы будут выполнять определенную часть работ на субподрядах. Сумма контракта составляет 2,2 млрд евро, что, по данным отечественного министерства финансов, обеспечит около 70% ливийских закупок оборудования, техники и металлоизделий в России.

«Газпром» договорился с «Ливийской национальной нефтяной корпорацией» (ЛННК) о создании крупного совместного предприятия, которое будет работать абсолютно по всем направлениям сотрудничества в газовой и нефтяной отрасли: от геологоразведки, добычи, транспорта до сбыта, как в области газа, так и в области нефти.

Кроме того, российский газовый монополист и другая отечественная компания «Татнефть» приступили к разработке 6 нефтегазовых участков в Ливии.

Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что «Татнефть» и «Газпром» начали самостоятельно прокладывать себе путь на ливийский нефтегазовый рынок еще за несколько лет до визита российского президента.

Первой российской компанией, вышедшей на нефтяной рынок Ливии, стала «Татнефть», получившая в 2005 г. на тендерной основе права на разработку нефтяного блока в районе Гадамес. Спустя год, она также выиграла еще 3 нефтяных блока в бассейнах Гадамес и Сирт.

Деятельность компании регулируется соглашением о разведке и разделе продукции, заключенным на 30 лет. Совокупная разведочная программа по четырем лицензионным участкам общей площадью 18 тыс. кв. км предполагает проведение сейсмических исследований и бурение разведочных скважин.

К настоящему моменту усилиями «Татнефти» на территории Ливии пробурены 3 скважины. В конце апреля с.г. в ходе геологоразведочных работ было проведено испытание скважины, расположенной в пределах бассейна Гадамес. По результатам испытания нефтяникам удалось добиться притока нефти в 415 барр. в сутки.

Вслед за «Татнефтью» осваивать ливийские недра принялся «Газпром», в 2006 г. получивший для разработки один оффшорный блок в заливе Сирт. На следующий год отечественный «тяжеловес» заключил с немецкой «BASF» рамочное соглашение по обмену активами, согласно которому он получил 49% в компании «Wintershall», добывающей на территории Ливии около 5 млн т. нефти ежегодно.

Однако «Газпром» на этом не остановилась и, подписав в 2007 г. меморандум о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и ЛННК, получила права на разведку и освоение еще одного шельфового блока из 12, выставленных на очередные международные торги.

В какой-то степени чашу тендерных весов в пользу российской компании помогло склонить прошедшее в Триполи в апреле 2007 г. первое заседание Российско-ливийского делового совета, так как к этому мероприятию был приурочен бизнес-форум «Экспортные возможности России».

Примечательно, что в последние годы межгосударственный товарооборот имеет тенденцию к увеличению за счет роста российского экспорта.

В 2008 г. оборот составил 151,2 млн долл. Основными товарами российского экспорта являются минеральное топливо, зерновые, транспортные средства и оборудование.

Активность российского бизнеса по проникновению на ливийский рынок не утихает. Помимо названных отечественных игроков, в Ливии имеют собственные представительства «Технопромэкспорт», «Стройтрансгаз», «Лукойл Оверсиз» и некоторые другие компании.

Следует сказать, что совместные инвестиционные проекты осуществляются сторонами не только в нефтегазовой и строительной сферах, но также в некоторых других важных областях.

И снова 2008 г. стал здесь определяющим. 31 октября — 2 ноября 2008 г. состоялся первый за более чем два десятилетия визит в Россию Руководителя ливийской революции М. Каддафи.

На прошедших переговорах на высшем уровне было заключено Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, достигнуты договоренность о создании совместного банка и ряд других взаимопониманий, стимулирующих набранную динамику двусторонних отношений.

Кроме того, находясь в Москве, М. Каддафи отметил, что у Ливии есть большой парк вооружения, который давно требует ремонта и модернизации.

Среди необходимого Триполи вооружения стоит выделить несколько зенитных ракетных систем С-300ПМУ2 «Фаворит2», около двух десятков зенитно-ракетных систем «Тор-М1», а также зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1-2», 2 эскадрильи истребителей – по одной МиГ-29СМТ и Су-30МК, 6 учебно-боевых самолетов Як-130, несколько десятков вертолетов Ми-17, Ми-35 и Ка-52, около 50 танков Т-90С, дизель-электрическую подлодку проекта 636, ракетные системы залпового огня «Град».

Таким образом, проанализировав состояние и динамику российско-ливийских торгово-экономических отношений последних лет, можно прийти к выводу, что сегодня двусторонние связи между государствами по праву можно назвать эффективными. Налаживая диалог на самом высоком уровне, Москва и Триполи все активнее, действеннее и взаимовыгодно сотрудничают в строительном, нефтегазовом, энергетическом, военном направлениях.