В конце минувшей недели министр иностранных дел Германии А.Бербок, посещая встречу G7 на Капри, анонсировала наложение на Иран новых санкций. Глава федерального внешнеполитического ведомства, на национальном уровне занявшая после атаки ИРИ на Израиль неделей ранее более сдержанную позицию, чем многие ее коллеги по правительству, поддержавшие Иерусалим, подчеркнула, что данная мера призвана сдержать эскалацию на Ближнем Востоке, однако от упоминания конкретных планируемых шагов пока предпочла воздержаться. Впрочем, как минимум в немецком информационном поле вопрос рестрикций как таковых, судя по всему, не является ключевым, уступая место перспективам ирано-германских в том числе экономических отношений с учетом напряженности между Израилем и Ираном, позиции по данной проблематике ЕС и США, а также довольно напряженной внутриполитической обстановки в ФРГ.
Согласно данным Федерального статистического управления Германии, опубликованным на днях, в январе – феврале нынешнего года немецкий экспорт в ИРИ вырос на 22%, достигнув показателя в 241 млн евро, в то время как импорт наоборот сократился на 13% до суммы 41,2 млн евро. Номенклатура поставок из ФРГ в Иран, как указывает тот же источник, состоит преимущественно из продукции машиностроения, на которую приходится порядка 30% от общего объема, а также химической и фармацевтической промышленности. Закупает Германия в Иране главным образом сельхозпродукты, прежде всего фисташки (более 40% всего импорта), и текстильные изделия, такие как ковры. При этом важно, что по итогам 2023 г. официальные источники сообщали о падении экспорта в Иран более чем на четверть: если ранее совокупная стоимость немецких поставок варьировались в диапазоне 1,5-1,6 млрд евро, что в прошлом году этот показатель незначительно превысил 1 млрд.
Обнародование актуальной статистики торговых отношений с Ираном в последние дни успело спровоцировать в Германии критику в политических кругах и СМИ. При этом связана она преимущественно с фактом отправки в ИРИ т. н. продукции двойного назначения. В частности, среди такой экспортной категории как продукция машиностроения обнаруживаются материалы и детали, относящиеся к авиационной или электронной промышленности. Более того, если верить данным журналистских расследований, несмотря на указанное выше снижение общих показателей взаимной торговли, изделия, которые могут применяться как в гражданских, так и в военных целях, в немецком экспорте неизменно присутствовали. Статистика за прошлый и начало нынешнего года в открытых источниках не опубликована, однако, к примеру, в 2022 г. стоимость такой продукции в немецких поставках в Иран равнялась почти 17 млн евро, а в 2021 г. – 140 млн евро.
Подобное обстоятельство создает для Германии сразу две внешние сложности. Первая имеет прямое отношение к ирано-израильской конфронтации, поскольку, принимая во внимание адаптивность производства иранских БПЛА к многолетним санкциям, не исключаются сценарий, при котором немецкие составляющие рискуют быть обнаруженными у беспилотников, атакующих Израиль. А это, в свою очередь, способно спровоцировать эрозию особых отношений Берлина с Иерусалимом. Не менее напряженным способен стать и диалог ФРГ с коллегами по ЕС и США. Помимо того, что Вашингтон и Брюссель разделяют израильские позиции в противостоянии с Ираном, ранее они усилили давление на ИРИ из-за поддержки им России на украинском треке. Следовательно, при неудачном для немецкой стороны развитии событий возрастает угроза распространения на представителей ФРГ вторичных санкций.
На национальном уровне обнародование данных о немецком экспорте усилило критику оппозиции в адрес правительства О.Шольца за его «умиротворение» Ирана. Представитель парламентской фракции ХДС по экономическим вопросам Ю.Клёкнер выступила с призывов полностью запретить отправку в ИРИ всех немецких товаров двойного назначения, а также внедрить сопутствующие меры, включая замораживание транзакций иранских банков в ЕС. Свое мнение оппозиционный депутат обосновала тем, что «не может быть так, чтобы политика следовала этике и морали, а экономика руководствовалась лишь интересами бизнеса».
Судя по всему, понимая сложность складывающейся для правительства обстановки, подобную точку зрения разделили в старшей коалиционной партии СДПГ. Ее представитель в комитете Бундестага по разоружению и контролю над вооружением Р.Стегнер выступил с инициативой принять общий план запретов на экспорт продукции двойного назначении в Иран на общеевропейском уровне. Не хотят выделяться и СвДП, по мнению которой, ужесточение торговых ограничений применительно к ИРИ показало бы, что Берлин не только разделяет антииранскую риторику, но также готов к практическим мерам.
Для партии «Зеленых», членом которой является А.Бербок, дела обстоят несколько иначе. С одной стороны, как уже отмечалось, после атаки Ирана на Израиль, глава МИД сделала акцент не на иранском нападении, а на необходимости для всех участников данного противостояния проявить сдержанность, что не в полной мере согласуется с курсом на серьезное ограничение отношений с ИРИ. С другой стороны, «зеленый» министр последовательно выступает за защиту Германией прав и свобод населения в кризисных регионах, относя к ним и Иран, а потому давление на режим, наоборот, в эту часть внешнеполитического курса вполне вписывается.
Впрочем, при более широком рассмотрении проблемы обнаруживаются и препятствия, обусловленные политикой других членов коалиции. Так, «Зеленые» стараются отстоять запрет на депортации иранцев, объясняя целесообразность своего видения опасностью иранского режима. Однако с таким шагом не согласна министр внутренних дел от СДПГ Н.Фезер, на прошлой неделе анонсировавшая последовательные меры Германии против внутренних угроз, исходящих от ИРИ. Конкретно о депортациях в Иран глава МВД пока не упоминала, сделав акцент на пресечении негативного иранского влияния на мусульман через связанные с ИРИ исламские центры, прежде всего в Гамбурге. Вместе с тем, в текущем году запрет на депортацию в Иран федеральным правительством продлен не был, а с учетом обозначенного курса на выявление и пресечение внутренних рисков, так или иначе связанных с Ираном, не исключено, что подобная практика может быть даже расширена. В результате, присоединяясь к правительственному плану действий, включающему не только санкции, «Зеленые» рискуют отказаться от важных составляющих своей партийной линии.
Таким образом, вопрос ужесточения санкционного давления на Иран, требующий поддержки от Германии по соображениям сотрудничества с Израилем, США и консолидации общеевропейских позиций, представляет наибольшую сложность для «Зеленых». Пока партия и представляющая ее глава МИД А.Бербок действуют в соответствии с единой линией правительства, объясняя подобное решение иранской угрозой для Израиля и обязательствами, вытекающими из особых отношений ФРГ с ближневосточным государством, которые заложены в коалиционный договор. Однако в перспективе не исключено нарастание в рядах «Зеленых» внутренних противоречий с депутатами, не входящими в правительство, которые вполне могут захотеть использовать популярную тему для вмешательства в борьбу за выдвижение кандидатуры от партии на пост канцлера.