- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О преследовании в Иране активистов курдского национально-культурного движения

Исламская Республика Иран, как известно, является государством, где титульный этнос – персы, составляют чуть больше половины населения. Неперсидское население  составляет десятки миллионов, представляя народы, говорящие на тюркских, иранских и семитских языках. Самыми большими по численности национальными меньшинствами, исчисляемыми миллионами человек, являются азербайджанцы, курды, туркмены, белуджи, арабы и др. При этом в стране реально происходит дискриминация этнических меньшинств  в сфере реализации права на образование на родном языке. Бурные общественные дискуссии по данной проблематике принимают в Иране временами очень острый характер. Их основой и причиной является неурегулированность статуса языков этнических меньшинств страны. Действующая в Иране всю послереволюционную эпоху Конституция, между тем, имеет специальную статью об официальном языке в стране. Она провозглашает, что официальным и общим языком и алфавитом для иранского народа является персидский язык и персидский алфавит. «Официальные документы и тексты, официальная переписка и учебники должны быть написаны на этом языке этим алфавитом, однако местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации, а также для преподавания национальных литератур в школах». Как видим, по своей сути Конституция не дает однозначного ответа на то, может ли вестись образование на языках национальных меньшинств. Вот почему ее и трактуют в ИРИ как в разрешительном плане, так и запретительном. Чаще, однако, доминирует подход, налагающий запрет на получение образования, книгоиздание, функционирование СМИ на родном языке. На таком фоне представители этнических меньшинств ощущают существующую реальность как реализацию политики ассимиляции, направленный «на недопущение роста этнического и национального самосознания».

Ее осуждают и некоторые функционеры режима, понимая, что данный вопрос серьезным образом беспокоит меньшинства, выступающие время от времени с требованиями введения школьного образования на их родном языке. Их аргументы сводятся к тому, что без наличия школьного обучения, всем другим языкам, кроме фарси, грозит полнейшая деградация. В таком контексте понятен резонанс, который имели в июле 2018 г. слова министра просвещения Ирана Сейеда Мохаммада Батхаи, выступившего против попыток ввести школьное обучение на языках национальных меньшинств страны в некоторых регионах ИРИ: «Местные языки надо учить дома, а в школах дети должны овладевать официальным языком страны, которым и является фарси». Преподавание на фарси Батхаи назвал «красной чертой» исламского режима, отметив, что школьное образование на местных языках «опасно и поэтому невозможно».

С тех пор в стране не раз возникали прецеденты введения школьного образования на языках нацменьшинств. В основном это касалось уроков азербайджанского, белуджского или курдского языка. Последний является вторым по количеству носителей среди этнических меньшинств после азербайджанского. Недавно в стране прошло несколько судебных процессов, где ответчиками выступали учителя курдского языка или активисты национально-культурных движений.  Например, Сума Пурмохаммади, активист национально-культурного движения из столицы Иранского Курдистана — Санандаджа, которую недавно приговорили суммарно к 11 годам тюремного заключения и ссылки. Она рассказала фарсиязычным СМИ, что выдвинутые обвинения представляют собой политизацию ее судебного досье органами безопасности. На самом деле ее осудили как активистку курдской культурной ассоциации и действующего преподавателя курдского языка. Сума  является  членом совета директоров Общественно-культурной ассоциации «Нужин», действующей в провинциальном центре. Эта ассоциация имеет официальную лицензию Министерства внутренних дел ИРИ и специализируется на преподавании и развитии курдского языка, занимается его продвижением в социальной и культурной сферах. Эту работу он ведет уже более 15 лет. Кроме того, в свете протестной активности за права женского населения, «Нужин» содействует расширением прав и возможностей женщин.

Отметим, что в последнее время все должностные лица этой ассоциации были вызваны и допрошены как минимум 10-15 раз, а в некоторых случаях приговорены к длительному тюремному заключению. Говоря об истинных причинах гонений на ассоциацию, С.Пурмохаммади заявил в интервью СМИ, что силовики обвиняют членов этой ассоциации в сотрудничестве с курдскими партиями, до сих пор нелегально действующими в регионах проживания курдского населения. Как подчеркивает активистка курдского национального движения, с самого начала основания «Нужин» его лидеры «решили быть независимыми с интеллектуальной точки зрения и не следовать за кем-либо или какой-либо партией». Вопрос о связи культурной ассоциации с подпольными курдскими партиями постоянно поднимается на всех допросах, и никаких доказательств до сих пор никому не предъявлено. «Судебная власть не имеет смелости сказать, что нас наказывают за защиту от культурной ассимиляции, поэтому они на нас клевещут. «Я категорически отрицаю все эти обвинения».

Несмотря на это, в официальном приговоре 1-го отделения Революционного суда Санандаджа С.Пурмохаммади  предъявлено обвинение в «создании групп и фракций с целью подрыва безопасности страны».  Одновременно активистку осудили и за связь с развернувшимся в Иране осенью 2022 г. протестным движение против дискриминации женщин, которое суд тоже расценил как «подрыв национальной безопасности». Интересный факт: интервью, которое С.Пурмохаммади дала фарсиязычным СМИ, велось на курдском языке с переводом на персидский. Активистка подчеркнула, что знает фарси, но из-за царящей в стране языковой дискриминации по отношению к языкам этнических меньшинств, якобы, подрывающим национальную безопасность, она уже два года говорит только по-курдски и не желает говорить на персидском языке. Как стало ясно из ее интервью, сотрудники Министерства разведки на своих многочисленных допросах ведут себя очень неэтично, запретив общаться на курдском языке, и требуя «говорить на человеческом языке».

Преподавание курдского языка стало подлинной причиной и для вынесения обвинения и последующего тюремного наказания и другому активисту курдского национального движения – Сивану Эбрахими. Как написал один из курдоязычных правозащитных сайтов, его отправили прямиком на год в центральную городскую тюрьму немедленно после прибытия в отдел исполнения приговоров суда в Санандадже. Кроме обучению детей своему родному языку он был членом  совета директоров культурно-общественного объединения «Нужин». За все в совокупности Сивана приговорили к одному году лишения свободы и 40 ударам плетьми по смехотворному, как написал правозащитный сайт, обвинению в «нарушении общественного порядка». Кроме того, как заявлял в интервью в СМИ сам С.Эбрахими, ему вменили в вину «связь с каналом под названием KordTV», то есть курдским национальным телевидением, о существовании которого он даже не знал. Ранее этому учителю курдского языка предъявляли и такие обвинения как «пропаганда против режима» и «формирование групп и фракций с намерением подорвать безопасность страны и общества». Эти обвинения находятся сейчас на стадии апелляции, но если апелляция будет отклонена, к его нынешнему сроку прибавится еще 10 лет тюрьмы. Для полноты картины сообщим, что супруга С.Эбрахими, также активистка курдского национального движения Зара Мохаммади, была ранее осуждена к 5 годам тюремного заключения по обвинению в создании «сообщества, действующего против безопасности страны». Она также работала учительницей курдского языка и состояла в ассоциации «Нужин», а в июле 2019 года была приговорена к 10 годам лишения свободы за «создание группы, действующей  против безопасности страны». В апелляционном суде этот приговор был сокращен до пяти лет тюремного заключения, и в феврале 2021 г. она была,  наконец, освобождена.

Таким образом, вместо обеспечения обучению языкам национальных меньшинств в иранской системе образования, власти ведут борьбу с активистами национально-культурных движений, содействуя ассимиляции неперсидского населения страны.