- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии военно-технического сотрудничества Турции и Чада в сфере беспилотной авиации

По данным британского специализированного издания Jane’s Information Group, командование ВВС Чада получило, как минимум, один беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Aksungur производства турецкой компании Turkish Aerospace (TUSAS). Как сообщает Jane’s Defence Weekly, 21 апреля 2024 года командование опубликовало видеорепортаж, в ходе которого демонстрировался БПЛА Aksungur с маркировкой Военно-воздушных сил (ВВС) Чада и серийным номером 23013, взлетающий с авиабазы «Аджи Коссей» в международном аэропорту Нджамены. Летательный аппарат (ЛА) был вооружен восемью разработанными Roketsan малоразмерными управляемыми боеприпасами с лазерным наведением MAM-L класса «воздух-земля» (турецкий БПЛА чисто технически может нести до 12 боеприпасов данного типа).

В видеосюжете также были показаны специалисты ВВС Чада, проходящие обучение на предприятии TUSAS в Турции. Как предполагается, Aksungur будет применяться в операциях противодействия терроризму и организованной преступности.

Исследователи американской неправительственной исследовательской организации «Джеймстаунский фонд» отмечают, что ВВС Чада стали вторым идентифицированным зарубежным покупателем БПЛА Aksungur после пограничной службы Кыргызстана, которая продемонстрировала его вместе с более тяжелым «Акынджи» в октябре 2023 года.

Ведущий научный сотрудник американского научно-исследовательского центра IISS Дуглас Барри (воздушно-космический сектор исследований) отмечает, что в настоящее время ВВС Чада также эксплуатируют, как минимум, два БПЛА «Анка» и три турбовинтовых легких штурмовика «Хуркус-C» турецкой компании TUSAS, которые были продемонстрированы в июле 2023 года в ходе посещения авиабазы «Аджи Коссей» президентом страны генералом Махамату Идриссом Деби Итно.

Aksungur был разработан компанией Turkish Aerospace с использованием наработок, полученных в рамках проекта БПЛА «Анка», который состоит на вооружении Вооруженных сил (ВС) Турции. Поставки первых БПЛА ВМС Турции начались в октябре 2021 года. Aksungur может применяться для сбора информации, наблюдения, разведки, морского патрулирования и нанесения ударов в любое время суток и сложных погодных условиях. ЛА с высокорасположенным крылом выполнен по двухбалочной схеме, оснащен убирающимся трехопорным шасси, двумя разработанными Tusas Engine Industries (TEI) дизельными двигателями PD170 мощностью по 170 л. с., приводящими в действие два тянущих трехлопастных винта. Максимальная взлетная масса аппарата – 3300 кг, размах крыла – 24,2 м, длина – 12,5 м, масса полезной нагрузки – более 750 кг. Максимальная высота полета составляет 12 тыс. м, максимальная скорость – 180 км/ч. БПЛА может нести ЭО/ИК станции, РЛС с синтезированной апертурой, различное вооружение. TUSAS заявляет, что максимальная продолжительность полета БПЛА составит 50 часов. Предположительно, пока этот показатель не достигнут (в январе этого года компания объявила, что аппарат совершил полет продолжительностью 41 час).

Не секрет, что Анкара непрерывно ищет новые рынки в Африке для экспорта продукции военной промышленности, в которую она в последние годы вкладывала значительные средства. Согласно открытым данным об экспорте за 2021 год, обнародованным Ассамблеей экспортеров Турции в начале 2022 года, продажи оружия Турцией достигли рекордного уровня, при этом наибольший рост приходится именно на африканские страны, а основным экспортируемым изделием стали БПЛА.

Со своей стороны отметим, что турецкие БПЛА набирают популярность на африканском континенте. Покупателями беспилотников уже стали Джибути, Сомали, Мали, Того, Нигер, Нигерия и Эфиопия. Рост популярности БПЛА может способствовать росту спроса и на другие виды вооружений, например, таких как оптико-локационная система или малогабаритные боеприпасы с лазерной полуактивной головкой самонаведения. Несмотря на внушительный список имеющихся и потенциальных потребителей, существенное препятствие к реализации текущих и будущих сделок представляют конфликтогенность региона и проблема финансового обеспечения договоренностей.

Таким образом, Турция за последние три года вышла в мировые лидеры по экспорту в сегменте средневысотных и высотных БПЛА большой продолжительности полета (класс MALE и HALE). Чад стал еще одной африканской страной, которая закупила разработанные турецкой компанией разведывательно-ударные БПЛА класса MALE. Многие африканские государства все чаще приобретают турецкие БПЛА для применения в операциях против вооруженных бандформирований. Покупателей, в числе которых достаточно бедные страны (а в Африке их подавляющее большинство), привлекает возможность получения разведывательно-ударной воздушной платформы без необходимости выделения больших финансовых ресурсов на поставку оборудования и времени на подготовку операторов. В 2023 году возможен рост турецкого экспорта вооружений и военной техники в страны Африки. Предполагается, что такой подход позволит улучшить имидж Турции не только как производителя продукции военного назначения, но и как страны-союзника для ряда государств африканского континента.