- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: поражение ДСР

Широко объявленное начало очередного раунда мирных переговоров в Дохе, как мы и предполагали, началось без представителей Движения за справедливость и равенство (ДСР). Представители организации отказываются садиться за стол переговоров с суданским правительством под предлогом «нарушения ранее взятых Хартумом на себя обязательств». На самом деле формулировка была выбрана предельно мягкая, так как Хартум в настоящее время фактически «добивает» оставшихся членов группировки. Практически за неделю ДСР из организации, претендующей на лидерство во всем Дарфуре, превратилась в «политического изгоя», а ее лидер И.Халиль нашел себе пристанище в Ливии. Претендовать в этой связи на какие-то уступки от Хартума (получение поста первого вице-президента и половины мест в дипломатическом корпусе) в этой ситуации просто наивно. Речь в данном контексте идет не о переговорах, а об условиях капитуляции.

В этой ситуации естественно, что представители ДСР заняли оборонительную позицию, обвиняя во всех смертных грехах кого угодно, только не себя. Спикер движения А.Адам, комментируя состоявшуюся вчера в Ньяле под эгидой Хартума и Дохи конференцию представителей «гражданского общества» Дарфура, заявил: «Эта встреча означает передача дополнительных легитимных полномочий мирному процессу в целом, но «катарская инициатива» более не является нейтральной. Доха полностью манипулируется Хартумом». В этой связи, он считает, что Совет Безопасности ООН должен реформировать Дохийский процесс, что позволит сделать мандат медиаторов более беспристрастным и нейтральным. Досталось и Катару, действия которого также были раскритикованы пресс-атташе ДСР. Адам отдельно выделил тезис о позитивном опыте работы с руководителем Смешанной миссии ООН – АС Дж. Бассоле, отметив, что «его функции сильно ослабляет неконструктивная позиция миссии ЮНАМИД, которая негативно влияет на процесс». У этого заявления существует своя скрытая история, связанная с противодействием между руководителем миссии И.Гамбари и Дж.Бассоле за влияние в посреднических усилиях. И.Гамбари фактически пытается запустить параллельный процесс консультаций, используя для этого представителей «гражданского общества» (а проще говоря, племенную верхушку), игнорируя при этом ДСР. которое он считает «политическим трупом». Собственно о целесообразности дальнейших контактов с группировкой и шла речь на недавней встрече Дж.Бассоле и И.Гамбари. Дж.Бассоле при этом продолжает отстаивать тезис о необходимости присутствия на переговорах И.Халиля. Руководителя Смешанной миссии можно понять: И.Халиль является его последним «козырем» в попытках сохранить «катарскую инициативу» на плаву в условиях стимулирования различными силами (от Каира до И.Гамбари и Т.Мбеки) новых посреднических усилий с привлечением различных слоев дарфурских племен. Эта конкуренция усложняется тем, что Дж.Бассоле «раздумал» увольняться из Афросоюза, так как его претензии на участие в выборной гонке на родине в Буркина-Фасо оказались несостоятельными.

Катарские медиаторы также планируют собрать в июле с.г. конференцию в Дарфуре из представителей беженцев, находящихся сейчас в лагерях для перемещенных лиц. Здесь, кстати, они опираются на полную поддержку И.Гамбари, который считает само наличие лагерей одним из основных препятствий для заключения полномасштабного мира. Пресс-секретарь ДСР А.Адам здесь снова «подыграл» Дж.Бассоле, заявив, что «миссия ЮНАМИД должна ограничиться только помощью временно перемещенным лицам, а не стремится их объединить в некие единые партии и союзы». В принципе проблема лагерей, а вернее их ликвидации, напрямую затрагивает другого непримиримого полевого командира А-В.Нура, а не И.Халиля. Пока Хартум разбирается исключительно с ДСР, не отвлекаясь на СОД-Нура. Но руководство последнего иллюзий в отношении себя не питает, и пытается «активничать» на международной арене. Последней такой, правда, не очень удачной попыткой был призыв А.Нура к саммиту президентов франкоязычной Африки в Ницце «осудить режим О.аль-Башира». СОД явно проигрывает ДСР по части военной составляющей, но выигрывает за счет монолитной поддержки персонально А.Нура со стороны крупнейшего племени фур. Попытки Хартума и Вашингтона в лице С.Грейшена реанимировать еще одного представителя фур А.Сисси в качестве «генерального представителя этого этноса» пока выглядят неубедительно. А.Сисси, скорее всего, повторит незавидную судьбу ранее примирившегося с правительством М.Минави, который в результате получил пост советника президента, но практически полностью потерял авторитет у соплеменников. СОД-Нура пока удерживается в основном своем районе базирования в Джабаль Муна и сохраняет позиции в лагерях для перемещенных лиц в Дарфуре. Ликвидировать последние как раз и вознамерился сейчас И.Гамбари.

Что же касается ДСР, то его положение очень незавидно. По данным ряда экспертов, при сегодняшнем положении дел отряды ДСР продержатся в более или менее боеготовном состоянии не больше двух месяцев. После того, как отряды группировки были выбиты из района своего основного базирования Джабаль Марра, они потеряли значительное число своих джипов и вооружения. Потери в живой силе тоже были очень велики для движения (117 человек убитыми). Мелкими группами по 2-3 джипа уцелевшие отряды перебазировались в район Эд-Диб на границе Дарфура и Южного Кордофана. Тем самым они сразу попали в неблагоприятную для себя этническую среду. Попытки заручится поддержкой кочевых племен закончились неудачей, после чего последовали попытки насильственной мобилизации местного населения. Начались грабежи гуманитарных конвоев, была блокирована единственная дорога в Ньялу. Это позволяло повстанцам хоть как-то держаться «на плаву». Суданской армии удалось эту дорогу буквально на днях разблокировать и рассеять отряды ДСР. Местность там пустынная, поэтому сразу же сказалось превосходство суданских войск в авиации. На настоящий момент отряды ДСР находятся фактически в окружении, и их окончательная нейтрализация ожидается в течение ближайших нескольких недель. Собственно об этом и говорит И.Гамбари, который предлагает исключить повстанцев из ДСР из числа партнеров по переговорам.

И.Халиль по-прежнему находится в Ливии. Триполи суданцам его выдавать не собирается, но и влиять с его помощью на процесс урегулирования в Дарфуре или мирные консультации в Дохе не может.

Таким образом, необходимо констатировать, что в Дохе, скорее всего, состоится официальный прием в состав «примирившихся» Движения за справедливость и освобождение А.Сисси, на чем более или менее продуктивная часть «катарской» инициативы можно считать законченной. Все остальные вопросы суданские войска будут решать самостоятельно и отнюдь не мирными средствами.