- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об исследовании «Цифровая Турция – 2030». Часть 10

Один из крупнейших турецких операторов связи Vodafone (международная британская компания) совместно с турецкой Лабораторией политического анализа (Politika Analiz Laboratuvarı или PAL) опубликовали в 2023 году свое исследование под заголовком «Цифровая Турция – 2030: экономические последствия и политические рамки».

Продолжаем анализировать этот документ. Напомним, что в прошлой части нашей публикации (ссылка на Часть 9 – на сайте ИБВ) мы завершили рассмотрение части 3 исследования, которая была озаглавлена как «Переход от электронного государства (E-Devlet, система аналогичная отечественным Госуслугам – И.С.) к цифровому государству».

Отметим, что для этого «квантового скачка» потребуется большая работа, которая должна включать серьезные по своему объему инвестиции (как мы раньше писали в инфраструктуру высокоскоростной связи, так и в облачные технологии), а также смену менталитета турецких чиновников и предпринимателей.

Последнее, пожалуй, является не менее важным чем первое. Что же до первого, то проблема заключается в самой по себе нынешней экономической ситуации, которая ставит под вопрос возможности государства осуществить прорывы в коммуникационной сфере. Что же до моделей государственно-частного партнёрства, то здесь проблема упирается как в ключевую ставку ЦБ Турции (50%), так и в саму закредитованность турецкого бизнеса, которому сложно будет брать на себя новое долговое бремя.

Переходим к завершающей, четвертой части отчета, которая озаглавлена «Развитие инфраструктуры интернета». Подчеркнем, что это лишний раз говорит о том, что нынешнее наметившееся отставание Турции в сфере цифровых технологий – это, в немалой степени, про нехватку необходимой инфраструктуры.

Главу предваряет следующая вводная часть:

«Одним из наиболее важных вопросов, на которых необходимо сосредоточить внимание Турции для достижения целей 2030 года, обсуждавшихся в предыдущих разделах, является инфраструктура.

Совместимость интернет-инфраструктуры с целями цифровизации Турции можно оценить по двум основным направлениям: распространенность и качество интернет-инфраструктуры.

Распространенность интернет-инфраструктуры: Речь идет о том, сколько домохозяйств или компаний охвачены интернет-услугами или используют их.

Качество относится к скорости и качеству доступа к интернет-услугам.

Требуется совместное развитие качества и распространенности, чтобы Турция могла достичь своих целей в области цифровизации и повысить свою конкурентоспособность с развитыми странами. Домохозяйства или компании, которым это необходимо, должны иметь доступ к высокоскоростному интернету.

В этом разделе цифровая инфраструктура Турции обсуждается с точки зрения широкополосной связи, оптоволоконных сетей и мобильных технологий нового поколения и проливает свет на потенциал их развития.

В качестве трех критериев развития интернет-инфраструктуры используется следующее (i) широкий доступ к фиксированному и мобильному широкополосному интернету, (ii) распространение инфраструктуры оптоволоконных сетей и (iii) переход на мобильные технологии нового поколения и их распространение. Компоненты инфраструктуры (Интернета – прим.) оцениваются с точки зрения потенциальных областей развития и экономических последствий этих технологий».

Раздел 4.1 озаглавлен как «Распространение широкополосной фиксированной и мобильной связи».

Вот что пишет по этому поводу турецкое издание:

«Хотя проникновение широкополосного интернета в Турции за последние 10 лет выросло в 3,5 раза, разрыв между средними показателями по ОЭСР и Турции не сокращается.

В период 2011–2021 годов совокупный годовой темп роста числа абонентов широкополосного доступа на 100 человек в Турции составил 13%. Этот показатель выше среднего показателя по ОЭСР (7%).

Несмотря на столь высокие темпы роста, Турция не смогла приблизиться к среднему уровню по ОЭСР.

По состоянию на 2021 год количество абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа на 100 человек в Турции составляет 104. С этим показателем Турция входит в десятку стран ОЭСР с самым низким показателем.

Хотя цели Национальной стратегии и плана действий в области широкополосной связи на 2020 год в отношении количества абонентов широкополосной связи в основном достигнуты, замедление темпов роста количества абонентов в последние годы задержало сближение со средним показателем по ОЭСР. Потому что средний показатель по трем крупнейшим провинциям на 23 больше, чем в среднем по Турции».

[1]

Как можно видеть из приведенного выше графика, показателем (число пользователей широкополосного, мобильного и фиксированного, на 100 человек) самых развитых 10 стран ОЭСР является 195. Средний показатель для ОЭСР – 159. В то время, как самые развитые 3 провинции Турции имеют показатель 127, а если говорить в целом о Турции, то этот показатель, и вовсе, окажется на уровне в 104.

Как указывается изданием:

«Хотя число абонентов широкополосного доступа в Турции увеличилось на 66 миллионов в период 2011-2021 годов, 55 миллионов из этого прироста пришлось на мобильный широкополосный доступ.

В 2011 году насчитывалось в общей сложности 22,3 миллиона абонентов широкополосного доступа, из которых 14,7 миллиона были мобильными и 7,6 миллиона были стационарными.

Это число увеличивалось до 2021 года, достигнув 88,2 миллиона. По состоянию на конец 2021 года насчитывается 70 миллионов абонентов мобильной связи и 18,1 миллиона абонентов фиксированного широкополосного доступа».

Иллюстрируется этот рост следующим образом:

[2]

Как можно видеть, темпы роста пользователей мобильного широкополосного интернета в период с 2011 по 2021 год вдвое превышают аналогичный рост в числе пользователей стационарного широкополосного интернета: рост в 4,8 раза против роста в 2,4 раза соответственно.

Как отмечается авторами исследования, хотя цели Национальной стратегии и Плана действий в области широкополосной связи на 2020 год в отношении абонентов фиксированной и мобильной связи были достигнуты, достичь целей на 2023 год, предусмотренных Планом действий, и среднего показателя по ОЭСР не удалось.

В частности, в Национальной стратегии и плане действий в области широкополосной связи на 2017–2020 годы ожидалось, что плотность абонентов мобильной широкополосной связи на 100 человек увеличится до 80 в 2020 году и до 100 в 2023 году, а плотность абонентов фиксированной широкополосной связи увеличится до 20 в 2020 году и 30 в 2023 году.

В результате увеличения количества абонентов широкополосной свзяи по данным на 2021 год количество абонентов мобильной связи на 100 человек стало 83, а количество абонентов фиксированного интернета – 21.

В итоге, в Турции плотность абонентов мобильной связи на 51% отстает от среднего показателя по ОЭСР, а плотность абонентов фиксированной связи отстает на 61%.

Как результат, авторами издания отмечается: «Крайне важно, чтобы Турция не отстала от своих целей на 2023 год и увеличила плотность широкополосной связи, поставив новые цели к 2030 году».

[3]

Изложенные выше рассуждения иллюстрируются графиком, на котором показано заметное отставание Турции от средних показателей по ОЭСР как в плане стационарного интернета, так и с точки зрения динамично развивающегося в стране интернета мобильного.

Что же до необходимой динамики развития Турции, чтобы можно было говорить о выравнивании страны с показателями ОЭСР, то здесь просматривается следующая ситуация.

Как указывается изданием, чтобы Турция достигла среднего показателя по плотности фиксированной широкополосной связи в ОЭСР в 2030 году, количество абонентов должно увеличиваться на 9% каждый год.

Если страны ОЭСР сохранят темпы роста в период 2017-2021 годов, в 2030 году у них будет 46 абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек. Чтобы достичь этого уровня, Турция должна увеличить ежегодный темп роста в 7% в период 2011-2021 годов до уровня 9% до 2030 года.

В то же самое время, как отмечается авторами издания, если темпы роста увеличится до 10%, Турция сможет догнать средний показатель 10 стран ОЭСР с самой высокой плотностью населения.

Это увеличение означает 8,5 млн новых абонентов каждый год.

Хотя темпы роста, реализованные в период 2011-2021 годов, кажутся близкими к целевому показателю, следует отметить, что проникновение широкополосной связи в 2011 году было на очень низком уровне, и, возможно, потребуются дополнительные меры для того, чтобы реализовать темпы роста в первые годы, должны быть приняты во внимание сегодня.

По словам издания, увеличение числа абонентов фиксированного широкополосного доступа в Турции с целью достижения среднего показателя по ОЭСР внесет 1,3% в годовой ВВП.

Так, согласно эконометрическому анализу, проведенному с использованием провинциальных данных за период 2011–2020 годов, 10-процентное увеличение числа абонентов фиксированной широкополосной связи в Турции может увеличить ВВП на 1,4%

Если число абонентов фиксированного широкополосного доступа продолжит расти достаточно быстро, чтобы догнать средний показатель по ОЭСР в 2030 году, это, вероятно, приведет к увеличению ВВП на 1,3% каждый год. В случае сближения с топ-10 стран ОЭСР вклад в ВВП может достичь 1,4%.

Как результат рассуждений издания, делается вывод о том, что ежегодный прирост ВВП Турции до 2030 года может составлять от 11 до 12,5 миллиардов долларов. Разумеется, речь идет о том, что для этого требуется обеспечить Турции заявленные темпы роста числа пользователей широкополосного интернета – в 10%.

[4]

То же самое, проиллюстрированное графиком выше: в случае роста числа пользователей широкополосного стационарного интернета в Турции на уровне в 9%, Турция достигнет к 2030 году среднего уровня по странам ОЭСР (зеленая линия роста Турции). В том случае, если Турция будет расти темпами в 10% (голубая линия) то, к 2030 году Турция сравняется со средним показателем десяти наиболее развитых стран ОЭСР.

Как результат, можно заключить, что и для того, и для другого Турции требуются опережающие темпы развития, которые превышают те, которые наблюдались в течение последнего десятилетия (7%). А форсированные темпы – это, разумеется, про изыскание дополнительных финансовых возможностей.