- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-техническом сотрудничестве Исламской Республики Пакистана и Азербайджанской Республики

По данным китайских специализированных военно-технических изданий, 1 марта 2024 г. был подписан контракт между ВВС Республики Азербайджан и пакистанским авиастроительным предприятием «Камра» о приобретении партии одномоторных истребителей модели JF-17 в модификации Block III в количестве 12 ед. с комплектом ЗИП, тренажерным комплексом и запасом авиационных средств поражения. Общая стоимость контракта составляет 1,6 млрд долл. США.

Средняя стоимость одного JF-17 BlockIII с учетом комплекта ЗИП, авиационной аптечки, запасного двигателя и запаса авиационных средств поражения составляет не более 66 млн долл. США, что позволяет утверждать о жестком контроле стоимости самолета и АСП для него со стороны производителя.

Следует отметить, что информация общего об обсуждении возможности приобретения данных самолетов в Пакистане в интересах ВВС Азербайджана ранее публиковалась в открытых китайских источниках, однако не представлялось возможным обнаружить признаки, подтверждающие  взаимодействие двух стран в области техники и вооружения для Военно-воздушных сил.

Согласно полученной информации, специалисты ВВС Азербайджана впервые проявили интерес к данному истребителю еще в 2011 г. По оценкам азербайджанских военных истребитель JF-17 в модификации Block I обладает недостаточными тактико-техническими характеристиками. Самолет в модификации Block II оснащен устаревшим оборудованием – прежде всего радиолокационная станция не отвечает требованиям азербайджанских военных по нескольким параметрам.

В качестве мероприятия прикрытия в 2019 г. Командование ВВС Азербайджана санкционировало утечку информации в национальные и зарубежные СМИ о планируемом приобретении боевых самолетов в Италии, Турции или Пакистане. Однако, уже в конце 2020 г. делегация высокопоставленных офицеров ВВС  Азербайжхана совершила поездку на авиастроительное предприятие «Камра» в Пакистане, а 11 января 2021 г. между Баку и Исламабадом на высшем уровне были достигнуты новые договоренности об укреплении расширении двустороннего военного сотрудничества.

Вполне вероятно, что активатором такого решения стали донесения офицеров ВВС Азербайджана, которые многократно наблюдали за подготовкой и полетами истребителей JF-17 разных модификаций ВВС ИРП, принимавших участие в различных международных учениях в Турецкой Республике и некоторых странах Персидского залива.  В рамках подобных мероприятий упомянутые боевые машины проводили условные воздушные бои с самолетами американского и  европейского производства с достаточно хорошим результатом, тогда как инженерно-технический персонал не испытывал затруднений с обслуживанием самолетов вне постоянных пунктов дислокации.

Одновременно с основным контрактом подписан дополнительный на опциональную поставку 9 боевых самолетов, а также соглашение о продолжении программы закупок, с тем, чтобы суммарное количество истребителей JF-17 Block III в ВВС Азербайджана составило 26 ед.

Вполне вероятно, что дополнительные самолеты будут выполнены в модификации JF-17B с двухместной кабиной. Данные летательные аппараты позволят проводить переподготовку действующих летчиков и профессиональную подготовку молодых курсантов для пилотирования именно JF-17 Block III.

Приобретение JF-17 Block III позволит азербайджанским военным поэтапно снять с вооружения наличные истребители МиГ-21 (5 ед.), МиГ-29 (11 ед.) и штурмовики Су-25 (15 ед.), которые морально устарели и не соответствуют требованиям современного вооруженного конфликта.

Так, МиГ-21 годятся исключительно для музейной экспозиции, поскольку ни в РФ, ни в Республике Белоруссия нет сменно-запасных частей и уж тем более оборудования для модернизации данных летательных аппаратов. В отношении Су-25 китайские специалисты отмечают, что данные самолеты при проведении капитального ремонта и модернизации по программе СМ3 могут представлять интерес для ВКС РФ, которые самым активным образом эксплуатируют эти «летающие танки» в ходе специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

В отношении МиГ-29 китайские специалисты полагают, что данные самолеты вполне могут быть проданы некой третьей стороне, поскольку в случае радикального перехода на JF-17 Block III продолжение эксплуатации  устаревших МиГов не имеет смысла для азербайджанских военных.

По совокупным характеристикам JF-17Block III превосходит МиГ-29 и МиГ-35 – китайская  РЛС KLJ-7A(V2) имеет большую чем «Жук-АЕ» дальность обнаружения воздушных целей и больший угол обзора.  Кроме того, максимальная дальность полета JF-17 Block III с тремя подвесными топливными баками составляет 3482 км. Благодаря специальным подвесным оптико-электронным системам разведки и наведения истребитель пакистано-китайской разработки способен применять с высокой точностью противокорабельные ракеты, а также оперенные высокоточные бомбы  и управляемые ракеты «воздух-поверхность».

Вполне вероятно, что денежные средства от контракта будут распределены в пропорции 40/60 между пакистанскими авиастроителями и китайскими предприятиями-комплектаторами. Первые  выполнят узловую сборку, настройку и облет самолетов перед сдачей ВВС Азербайджана, тогда как вторые поставят:

– ТРДД модели WS-13E;

– полный комплект БРЭО;

– комплект ЗИП на 10 самолетов.

Кроме того, предприятия, входящие в состав Китайской авиапромышленной корпорации AVIC поставят для ВВС Азербайджана следующую номенклатуру АСП, а именно:

– УР ВВ малой дальности PL-10E;

– УР ВВ большой дальности PL-15E;

– оперенные корректируемые бомбы типа LS-6 с полуактивной лазерной головной частью наведения.

Упомянутые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» имеют литеру «Е» в своем обозначении, что означает наличие разрешения для поставок на экспорт, т. е. боеприпас в данной модификации лишен некоторых оригинальных компонентов и его «попадание не в те руки» не представляет угрозы для национальной безопасности КНР.

Авиационная бомба LS-6 это концептуальная копия американской JDAM, однако стоимость китайского боеприпаса не превышает 11 000 долларов США. Следует отметить, что пакистанские оружейники также наладили производство аналогичных боеприпасов под обозначением TAKBIR – состоит из осколочно-фугасной боевой части американской свободнопадающей бомбы и комплекта REK.

В отношении ТРДД китайского производства известно, что в течение последних двух лет китайская сторона убеждала специалистов ВВС Азербайджана в надежности WS-13E «Тяньшань», которыми укомплектована первая партия JF-17 Block III, принятых на вооружения ВВС ИРП. Известно, что решение о приобретении китайских двигателей было принято азербайджанскими военными после получения отзывов от пакистанских коллег, которые накопили опыт в обслуживании данных силовых установок на своих самолетах.

В отношении эксплуатационных расходов известно, что стоимость одного полетного часа JF-17 Block III составляет не более 7600 долл. США.

Представляется возможным согласится с китайскими аналитиками в том, что истребители JF-17Block III позволят  ВВС Азербайджана более полно участвовать в трехсторонних маневрах «Братские учения» с ВВС Турции и Пакистана и других многосторонних мероприятиях боевой подготовки, которые проводятся в странах Персидского залива.