- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Развитие отношений ЕС и Ливии. Часть 2

Прошедшее десятилетие неоднократно демонстрировало опасность того, что Ливия будет находиться в нестабильности. В то время как Брюссель по понятным причинам сейчас занят вопросами внутриевропейской стабильности, кризиса демократии и международных вызовов, если он оставит без внимания свое южное соседство, то упустит ценную возможность предотвратить эскалацию кризисов и обеспечить ключевые интересы, такие как миграция, энергетика и безопасность. Первый шаг на пути к любой из этих целей — привести Ливию к выборам. Ливийские граждане заинтересованы в том, чтобы Европа преодолела сопротивление ливийской элиты и ее международных сторонников проведению преобразовательных выборов для создания нового, объединяющего и легитимного ливийского правительства.

Как показала недавняя история, различные политические махинации, происходящие в Ливии под влиянием множества иностранных и внутренних игроков, означают, что для того, чтобы добиться большего эффекта, Европа должна иметь коллективную, четкую стратегию. ЕС должен сыграть здесь естественную роль, заставив государства-члены согласовать стратегию, определить программы поддержки этой стратегии, а затем управлять ее реализацией. Наличие такой долгосрочной стратегии также обеспечит Европе платформу для привлечения других ключевых игроков, таких как Соединенные Штаты или Турция, и тем самым создаст критическую массу государств, необходимую для защиты операций ООН и избирательного процесса в Ливии. Сейчас подходящий момент для такой инициативы, учитывая возобновление интереса США к Ливии, а также признание Турцией и другими ключевыми государствами того, что им нужна стабильная Ливия для полной реализации своих экономических амбиций.

Эта последовательная стратегия должна включать в себя как сами выборы, так и институциональное планирование, которое может продолжаться и после выборов, чтобы сохранить прогрессивный импульс и обеспечить наглядность после дня выборов. Стратегия должна поощрять ООН к продвижению избирательного плана, который возьмет на себя задачу разработки правовой основы выборов из рук политической элиты Ливии, чтобы избежать повторения событий последних двух лет, когда политики пытались либо подорвать, либо намеренно затормозить процесс для продвижения своих узких интересов.

Это позволит ООН управлять более плавным, эффективным, справедливым и прозрачным избирательным процессом, в то время как европейцы будут оказывать структурную помощь ООН и использовать свой коллективный дипломатический вес вместе с союзниками, чтобы оказать давление на политический класс Ливии и заставить его подписать предложенный ООН кодекс поведения. В нем содержатся положения о том, что все могут участвовать в выборах в обмен на то, что не будут портить процесс, уйдут со своих постов и не будут использовать правительственные или военные ресурсы для проведения своих кампаний. Это также может быть дополнено взаимно согласованной скользящей шкалой мер ответственности за нарушение процесса. Это помогло бы обеспечить регулируемое участие политического класса с гарантиями сохранения честности выборов. Механизмы поддержки выборов в сфере безопасности, политики или экономики, обладающие стабилизирующим потенциалом и обеспечивающие другие интересы, могут быть созданы в ходе выборов и после них для поддержки таких жизненно важных вопросов, как национальное примирение или поддержание и модернизация энергетической инфраструктуры.

Наличие четкой дорожной карты, включающей в себя этапы, процессы, общие стратегические цели и процесс эффективного привлечения политической элиты Ливии к сотрудничеству. В таком случае будет легче разработать стратегии взаимодействия с вмешивающимися государствами и привлечь ключевых союзников, таких как США. При этом следует учитывать, что каждое государство вмешивается в разные условия, имеет разные интересы и требует разных стратегий.

Египет будет обеспокоен потерей контроля над избирательным процессом, а сосед Ливии сохраняет обоснованные интересы в судьбе страны, несмотря на избыток амбиций Каира в последние годы. Европейцы могут успокоить беспокойство египтян, разработав согласованный план, который демонстрирует стабилизирующие меры, выходящие за рамки выборов, и содействует вовлечению Египта в ключевые процессы, такие как трек безопасности.

Военное закрепление Турции на западе Ливии требует ее кооптации в любую стратегию. В отличие от Египта, Анкара не портит выборы, но опасается дестабилизации. Надежный избирательный план с участием Турции (например, в попытках убедить А.Х.Дбейбу принять избирательный пакт и внедрении механизмов безопасности для обеспечения свободных и справедливых выборов) поможет привлечь Турцию на свою сторону. В долгосрочной перспективе европейцы могут помочь наладить общие дела с Турцией в Ливии, пытаясь заручиться поддержкой турецких военных для совместных действий НАТО в обмен на более сговорчивую позицию по отношению к их военному присутствию в Ливии, что является полезным пряником, учитывая страх Турции перед изоляцией.

Беспокойство европейцев по поводу Ливии во многом объясняется опасениями по поводу миграции и потери контроля над границами Европы, а в более широком смысле — ситуацией политической нестабильности и перспективой закрепления геополитических соперников так близко к европейским берегам. Если Европа хочет успешно покончить с хаосом в Средиземноморье, ей придется проводить скоординированную, целостную и сплоченную политику, объединяющую усилия ЕС и государств-членов. Учитывая европейский интерес к Ливии и дипломатическое участие в ней, сплоченная европейская позиция способна переломить ход событий и обеспечить платформу для конструктивного вмешательства других союзников, таких как США, и партнеров, таких как Турция. Если же вместо этого составные части Европы продолжат проводить свою собственную ограниченную политику или Ливия в целом будет проигнорирована, то Ливия, скорее всего, продолжит погружаться в пучину, а возникший хаос будет оставаться источником нестабильности и отсутствия безопасности для Европы.