- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Развитие отношений Марокко и ЕС. Часть 2

В отличие от сотрудничества в области миграции и безопасности, торгово-экономическое сотрудничество предоставляет возможности для роста. В экономике Марокко преобладает импорт энергоносителей: страна зависит от импорта очищенной нефти и газа, хотя и увеличила долю возобновляемых источников энергии в своем внутреннем потреблении электроэнергии. К основным статьям импорта относятся также пшеница и электрическое оборудование. Что касается экспорта, то фосфаты и их производные составляют наиболее значительную часть экспорта, наряду с сельскохозяйственной продукцией и некоторыми промышленными товарами, в частности одеждой. Марокко также экспортирует детали и аксессуары для автомобилей, при этом на полупроводники и аккумуляторы приходится меньшая доля экспорта. Автомобильная промышленность, обладающая значительным экспортным и импортным потенциалом, привлекает значительные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и имеет потенциал для привлечения большего объема инвестиций.

ЕС как блок остается крупнейшим торговым партнером Марокко. По данным на 2021 год, на Испанию (крупнейшего партнера Марокко), Францию (третьего по величине партнера), Италию, Германию и Португалию приходится 38,43% общего объема импорта Марокко. Самыми быстрорастущими рынками импорта в 2020 и 2021 годах, по данным Обсерватории экономической сложности (OEC), были Испания, Китай и Саудовская Аравия. Испания и Китай идут почти ноздря в ноздрю с ростом 32,1% и 31,5% соответственно. На экспортных рынках также преобладают партнеры из ЕС, но развиваются и другие партнерства. Испания и Франция являются двумя основными направлениями марокканского экспорта, доля которых составляет 21,3% и 28,8% соответственно. На третьем месте находится Бразилия с 5,54%, за ней следует Индия с 4,93%.

В октябре 2022 года Марокко и ЕС подписали историческое соглашение о новом «зеленом соглашении», которое использует энергетический переход Марокко в качестве средства обеспечения поддержки процесса перехода ЕС к зеленой энергетике. Марокко приняло энергетический переход в первую очередь как крайне необходимое решение проблемы дефицита внутреннего бюджета. Для Рабата, как импортера ископаемого топлива, колебания цен на углеводороды создают слишком большую непредсказуемость бюджета, что не способствует экономическому росту. Кроме того, принятие энергетического перехода как возможности стимулировать экономический рост помогает привлечь прямые иностранные инвестиции, направить инновации и позиционировать страну как пионера в области защиты климата в Северной Африке. Усилия Марокко были признаны достойными поддержки и поощрения, поскольку они совпадают с видением Европы. Это та область, где отношения могут развиваться.

ЕС справедливо полагает, что Марокко, удовлетворив свои внутренние потребности в энергии, может помочь обеспечить европейский континент «зеленой» энергией, тем самым способствуя достижению его целей по защите климата. Марокко определило внутренние ориентиры использования возобновляемых источников энергии, которые включают 50% потребностей страны в электроэнергии к 2030 году за счет гидро-, ветро- и солнечной энергии. Марокко обладает потенциалом для развития ближнего шоринга, который поможет обеспечить безопасность цепочек поставок, что стало особенно актуальным в условиях нынешних изменений глобальной логистики. Кроме того, значительные запасы полезных ископаемых и потенциал горнодобывающей промышленности страны могут способствовать развитию «зеленых» источников энергии, таких как кобальт для производства батарей для электромобилей и «зеленых» удобрений, что может сыграть еще более важную роль в работе ЕС с африканским континентом в целом.

Если взять в качестве примера структуру инвестиций Европейского инвестиционного банка в Марокко в период 2014-2020 годов, то 27% кредитов было направлено на проекты в области возобновляемой энергетики и повышения эффективности, а еще 15% — на улучшение транспортной инфраструктуры и объектов, включая электронную мобильность. В более широком смысле, с 2014 года Марокко получило 1,2 млрд евро на финансирование климатических мероприятий, что составляет 30 % от общего объема финансирования за 6-летний период. Другие механизмы программы «Горизонт ЕС» включают финансирование инноваций и сотрудничества по достижению целей устойчивого развития ООН, большая часть которых связана с климатом. Именно здесь кроется будущее партнерства ЕС и Марокко при условии, что двум партнерам удастся преодолеть нынешнюю напряженность, во многом обусловленную изменением внешнеполитического подхода Марокко, который ЕС еще предстоит полностью осознать и, что более важно, к которому ему еще предстоит адаптироваться.

Для того чтобы ЕС смог адаптировать свое партнерство с этой страной, важно сначала понять мотивы и цели Марокко. Внешняя политика Марокко после обретения независимости была направлена на создание прочных и долговременных связей с западными союзниками, особенно с Европой и США. Марокко поддерживало идеологическую линию в 1980-е годы, проводя антиисламистскую политику, и продолжало ее в 2000-е годы, в том числе поддерживая США в их масштабной войне с терроризмом. Это позволило Марокко продемонстрировать свою значимость для западных союзников и сохранить с ними доверительные отношения.