- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Развитие отношений Марокко и ЕС. Часть 3

В 1987 году Марокко предприняло маловероятный шаг, обратившись с просьбой о вступлении в Европейские сообщества. Как бы ни был необычен этот шаг, он свидетельствовал о стремлении страны создать и поддерживать это привилегированное партнерство. Он также отражал степень, в которой Марокко считало свою судьбу и судьбы связанными с ЕС. Такое восприятие создало динамику, при которой ЕС стал ближайшим и предпочтительным партнером Марокко на южной стороне Средиземного моря.

Это привилегированное партнерство способствовало укреплению имиджа Марокко как надежного, модернизирующегося государства. Марокко обеспечивает важнейшую безопасность для близких европейских партнеров, таких как Франция и Испания, обмениваясь разведывательной информацией, осуществляя пограничный контроль и наблюдение. Однако в последние годы складывается впечатление, что обе стороны переросли эту специфическую динамику. В последнее десятилетие Марокко постоянно разочаровывается в своих европейских союзниках, которые, по мнению его руководства, не проявляют должной приверженности и не понимают ценности их альянса. Еще одним важным элементом в отношении Марокко являются последствия растущего присутствия других игроков, поскольку роль ЕС и США как ключевых полюсов глобальных альянсов снижается.

Наличие и растущее влияние других игроков, таких как Китай, Индия и Турция, дает возможность более мелким игрокам, таким как Марокко, подстраховаться и расширить свое влияние. Диверсифицируя свои партнерские отношения или делая вид, что делают это, они получают больше рычагов влияния на ЕС. Для такой страны, как Марокко, это также отражает стремление к построению более справедливых отношений, позволяющих королевству преодолеть низкий статус, от которого оно страдает в Европе. Конечно, амбиции Марокко превосходят реальное положение дел, но королевству удалось использовать свои геостратегические преимущества, чтобы получить больший дипломатический вес на международной арене.

В экономическом плане Марокко имеет развитый сектор возобновляемой энергетики и располагает всеми возможностями для поддержки «зеленого» перехода в Европе. Однако помимо этого Марокко остается страной с развивающейся экономикой, которая по-прежнему сталкивается с бедностью и экономической уязвимостью. В политическом плане Марокко, несмотря на стабильность и безопасность, остается авторитарным королевством с мощными средствами ограничения свобод, подавления оппозиционных сил и избегания ответственности перед населением и международными организациями и фондами.

Что же все это означает для того, что Марокко хочет получить от своих партнеров по ЕС? Для того чтобы оценить прочность связей Марокко с ЕС, важно взглянуть на внешние отношения через призму их общих приоритетов: торговли, миграции и безопасности. Во-вторых, важно понять траекторию и обоснование внешнеполитической позиции Марокко. И наконец, вместо того, чтобы рассматривать отношения с Марокко как модель для подражания в других партнерствах с южными соседями, ЕС должен рассматривать эти отношения как пример того, как выстраивать новый путь с давним партнером в мире растущих возможностей и меняющихся глобальных взглядов.

Разочарование Марокко в ЕС обусловлено двумя факторами: во-первых, изменениями, которые претерпели ЕС и регион за последние десять лет, включая появление альтернативных геополитических игроков. Второй фактор — это эволюция внешней политики Марокко. В целом, разочарование Марокко отражает чувство обиды на то, что его отношения с ЕС после многих лет тесного сотрудничества воспринимаются как должное. Это наиболее очевидно в связи с проблемой Западной Сахары, где Марокко хочет получить безоговорочную поддержку со стороны ЕС. Хотя Марокко хочет получить больше рычагов влияния на свои отношения с ЕС, оно, по-видимому, не имеет конкретного представления о том, как должно выглядеть партнерство, в котором его роль будет более значимой. Что касается Западной Сахары, Марокко хочет, чтобы ЕС повторил одностороннее признание Вашингтоном, а теперь и Израилем его суверенных притязаний. Это предложение не устраивает Евросоюз, поэтому можно надеяться на возможность выработки единой позиции, которая обеспечит Марокко второй по выгодности вариант.

Пытаясь защитить свои интересы и усилить влияние, Марокко готово пойти на расширение прежних границ в отношениях с ЕС. Два примера, которые иллюстрируют этот момент, — кризис в отношениях с Испанией и обвинения, связывающие Марокко с коррупционным скандалом в Европарламенте. Реакция Марокко на то, что Испания приняла Ибрагима Гали, президента Сахарской Арабской Демократической Республики, на лечение после того, как он заразился вирусом COVID-19 в 2021 году, была широко расценена в Европе как «шантаж». В качестве очевидной мести Марокко ослабило пограничный контроль. Испанские силы безопасности перехватили 8 000 нелегальных мигрантов, которые добрались до Испании либо по морю, либо перепрыгнув через забор в Сеуту. Аналогичные примеры включают дипломатическую напряженность в отношениях с Германией после того, как последняя призвала ООН осудить одностороннее признание администрацией Трампа притязаний Марокко на территорию Западной Сахары. Марокко отозвало своего посла в Германии, после чего в СМИ развернулась негативная кампания против Германии, а деятельность немецких фондов, работающих в Марокко, была приостановлена.