- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О внешнем и внутреннем давлении на правительство ФРГ с целью изменения его позиции в отношении Израиля

В минувшее воскресенье глава внешнеполитического ведомства Германии А.Бербок выступила с критикой палестинской группировки ХАМАС, осудив ее за обстрел КПП «Керем-Шалом» на границе Израиля, Египта и сектора Газа. По словам федерального министра, данный инцидент «еще раз показал, что террористов ХАМАС совершенно не заботит гуманитарная помощь» населению анклава. В начале мая состоялся телефонный разговор премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху и канцлера ФРГ О.Шольца, в ходе которого обсуждались такие острые вопросы как прекращение огня в рамках операции ЦАХАЛ «Железные мечи» и освобождение израильских заложников. Несмотря на то что позиция Берлина в полной мере не соответствует видению контрпартнров из ближневосточной страны, немецкая поддержка играет весьма существенную роль для Израиля в нынешнее непростое для государства время, в том числе позволяя сдерживать обвинения в нарушении международного гуманитарного права. В этих условиях, как в самой Германии, так и за ее пределами предпринимаются попытки разными способами добиться трансформации курса правительства О.Шольца в пользу палестинцев.

Направлением германо-израильского взаимодействия, провоцирующим наиболее серьезные возражения в адрес ФРГ, по-прежнему остаются поставки вооружений. На международном уровне добиться запрета на отправку Израилю продукции ВПК Германии старались в Никарагуа, обратившись в Международный суд ООН с обвинением Берлина в «содействии геноциду». Впрочем, как минимум пока, успехом эти усилия не увенчались, поскольку 30 апреля высшая судебная инстанция ООН отказалась от введения применительно к ФРГ чрезвычайных мер в виде эмбарго на оружейный экспорт в Израиль. Вместе с тем Международным судом в Гааге было выпущено предупреждение, содержащее констатацию «глубокой обеспокоенности» обстановкой в зоне конфликта, а также напоминание, что отправка оружия и техники сторонам открытого противостояния способна спровоцировать нарушение норм международного гуманитарного права.

Подобный, пока промежуточный исход указанного разбирательства не устраивает многих, в том числе в Германии. Так, в настоящее время в суды ФРГ палестинцами было подано три иска с требованием положить конец предоставлению немецкого вооружения ЦАХАЛу. По одному из них административный суд Берлина на днях вынес постановление, призывающее федеральное правительство дать разъяснение, как оно намерено сочетать такого рода содействие Израилю с собственными  обязательствами страны в сфере международного права. Помимо этого тем же периодом начала мая датируется открытое письмо 37 неправительственных организаций к властям, требующее остановить указанные поставки, а также способствовать немедленному прекращению огня и соблюдению резолюций ООН. Среди подписавших его НКО значатся немецкое представительство Amnesty International, Aktion Aufschrei, лоббирующая запрет на экспорт немецкого оружия в третьи страны, и Oxfam Deutschland, специализирующаяся на оказании чрезвычайной помощи в кризисных регионах.

Данные шаги, по мнению местных политологов, способны иметь определенный временный эффект. К примеру, считается, что власти не будут одобрять новых экспортных лицензий для Израиля как минимум до того момента, как предоставят объяснение административному суду Берлина. Впрочем, предположительно, сделано это будет до конца текущего месяца. В связи с этим на разных направлениях прилагаются усилия для убеждения руководства страны, что поддержкой Иерусалима коалиция «светофор» наносит урон своему политическому положению внутри Германии и реализации заявленных внешнеполитических целей на международной арене.

С одной стороны, в СМИ обнаруживаются публикации, утверждающие, что содействие ФРГ Израилю служит цели упрочения влияния крайне правой партии «Альтернатива для Германии». Согласно логике такого рода рассуждений, препятствуя выступлениям общественности в поддержку палестинцев, а также ограничивая деятельность представителей сферы образования, науки и культуры, придерживающихся такого рода взглядов, Берлин косвенно благоприятствует укоренению тезиса АдГ об «импортированном» с Ближнего Востока антисемитизме. Это, в свою очередь, оправдывает ужесточение миграционной политики, за которое ратует оппозиционная правопопулистская политическая сила.

Второе направление воздействия немецких журналистов, сетующих на избыточную симпатию кабинета О.Шольца к Израилю, заключается в формировании точки зрения, что подобный курс разрушает успехи в консолидации, достигнутые для аккумулирования поддержки Украины. Здесь речь идет о том, что Запад и ФРГ, как одна из его активных движущих сил, старались добиться солидаризации с представителями Глобального Юга, в том числе Ближнего Востока с целью ограничения российского влияния в мировых масштабах и усиления санкционного давления. Однако достижения на данном треке теперь нивелирует подход к Газе, в котором региональные режимы в большей степени солидарны с Москвой.

Важно отметить, что упрек в «двойных стандартах» получает не столько вся коалиция «светофор», сколько МИД. А объясняться это может не только компетенциями внешнеполитического ведомства, но и тем, что его глава А.Бербок, будучи представительницей «Зеленых» в большей степени в сравнении с коллегами из иных партий, входящих в правительство, склонна к ужесточению линии применительно к Израилю. Немаловажно и то, что именно А.Бербок все чаще принято считать ответственной за неудачи в Сахеле, в результате которых африканское направление внешней политики ФРГ в большей степени оказалось прерогативой канцлера, министерства экономического сотрудничества и развития, а также министерства обороны. В связи с этим не исключено, что ставка делается на то, что А.Бербок, дабы окончательно не утратить популярность, может добиваться трансформации восприятия в немецких властных кругах операции ЦАХАЛ «Железные мечи» в секторе Газа, что позволит ей хотя бы частично восстановить политические позиции и смягчить критику в свой адрес.

В целом пока Берлин, судя по всему, придерживается «комфортной версии», в соответствии с которой основная номенклатура военного экспорта в Израиль – это не боевое оружие, а вспомогательные средства, прежде всего защитные. Дополнительным аргументом, применяемым для сдерживания внешнего давления, является измененное восприятие критики за военно-техническую кооперацию, которая позиционируется ФРГ как давление не на нее, а на Израиль. С внутренними возражениями, как кажется, справиться в Германии будет сложнее, особенно в случае расширения протестных пропалестинских настроений в среде общественности с подачи НКО. Связано это с тем, что в прошлом попытки ограничения культурных мероприятий, критикующих Израиль, не был столь жестким, так как рассматривались наступлением на свободу слова, а сами такие события зачастую не трактовались властями ФРГ однозначно как проявление антисемитизма. Схожая ситуация сложилась и вокруг НКО, считающихся одной из форм оказания поддержки палестинцам, в том числе в условиях законодательного ограничения деятельности пропалестинских неправительственных организаций израильскими властями.