- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах срыва контракта Индии с турецкими судостроителями

В марте 2020 года индийское судостроительное предприятие Hindustan Shipyard Limited (HSL) подписало контракт с турецким судостроительным консорциумом ТAIS на проектирование и строительство для ВМС Индии 5 кораблей комплексного снабжения Fleet Support Vessel (FSV) водоизмещением 44 000 тонн. Турецкий консорциум был предпочтен южнокорейской Hyundai Heavy Industries по ценовым соображениям.

Постройка головного корабля FSV должна была начаться на HSL в конце 2020 года со сдачей индийскому флоту в 2024 году, остальные четыре единицы должны были сдаваться с 10-месячным интервалом. Предложенный турецким консорциумом проект внешне был достаточно похож на 26 000-тонный корабль комплексного снабжения «Дерья», построенный для ВМС Турции. Кроме непосредственно «корабельной» части контракта, предусматривалось также участие турецких судостроителей в модернизации верфи HSL.

При этом подписание контракта между Министерством обороны Индии и HSL на 5 вышеуказанных кораблей состоялось только в августе 2023 г., соответственно и сроки сдачи первой единицы в серии сдвинулись на середину 2027 г. Стоимость контракта оценивалась в 2,3 млрд долларов. При этом уже в августе 2023 г., как в официальном сообщении Министерства обороны Индии, так и в новостных сообщениях индийских СМИ уже отсутствовали упоминания о том, что корабли будут строиться с турецкой помощью. В феврале 2024 г. также появились новые изображения корабля FSS, которые, как теперь утверждалось, спроектированы индийской компанией Smart Engineering & Design Solutions, хотя в общем и целом внешний вид и компоновка корабля следует первоначальному.

10 апреля 2024 г. сообщалось о церемонии первой резки стали для будущего головного FSV. И буквально через пару дней в турецких СМИ появилась информация о расторжении контракта между HSL и TAIS. Таким образом, турецкие судостроители официально лишились выгодного и статусного контракта. О причина такого развития событий не сообщается, в турецких СМИ делается упор на недовольство Индией тесным сотрудничеством Турции и Пакистана в оборонной сфере. Явилось ли это действительной причиной разрыва контракта, или на самом деле причины лежат в экономической или производственной плоскости – доподлинно неизвестно.

Как известно, Турция уже передала пакистанским военно-морским силам (ВМС) первый из корветов класса Babur, также известный как PN класса MILGEM. Пакистан и Турция также совместно разрабатывают фрегат класса Jinnah, строительство которого начнется после завершения заказа на корветы класса Babur государственной верфью в Карачи. Все эти усилия, по-видимому, направлены на то, чтобы превратить пакистанские ВМС в мощную силу в Индийском океане.

Сейчас в ВМС Пакистана проводится программа модернизации, которая также является ответом на растущую мощь и присутствие ВМС Индии в Индийском океане. Пакистанские военные  также с тревогой относится к потенциалу  ВМС Индии  блокировать  пакистанское побережье Макран в случае потенциальных  политических кризисов между двумя странами. Во время операции «Виджай» в 1999 году и операции «Паракрам» в 2001 году Соединенные Штаты развернули военные корабли в северной части Аравийского моря, установив то, что индийские аналитики назвали «свободной блокадой». Совсем недавно, в 2019 году, сразу после теракта в Пулваме, Индия разместила свои военные корабли вблизи пакистанских территориальных вод. Развертывание должно было сигнализировать о решимости Индии, но Исламабад расценил это как чрезмерно агрессивный шаг.

Частью проблемы для Индии является укоренившееся среди пакистанской стратегической элиты представление о том, что ограниченная обычная война между Индией и Пакистаном остается более, а не менее вероятной. Поскольку ИРП является более слабым государством в этой диаде, его чувствительность более чревата последствиями, чем для Индии. Исламабад обязан использовать все инструменты из своего стратегического инструментария (от нетрадиционных до обычных и ядерных) для нападения на Индию, которая, якобы, вынашивает агрессивные планы и использует такие стратегии, как «холодный старт», чтобы спровоцировать Пакистан.

Следует также отметить, что турецкая сторона рассчитывает увеличить долю заказов от ВС Исламской Республики Пакистан за счет контрактов на гусеничную и колесную бронетехнику. Кроме того, предприятия ОПК Турции могут предложить пакистанским военным новые разработки в области космических аппаратов разведывательного назначения.

В дополнение представляется возможным предположить, что ВС Пакистана могут стать покупателями новых управляемых ракет класса «воздух-воздух» турецкого производства, которые являются аналогами AIM-9 и AIM-120, которые входят в номенклатуру истребителей F-16 ВВС Пакистана. Авиастроительные предприятия ОПК Турецкой Республики обладают необходимыми возможностями для проведения ремонта указанных истребителей, что крайне важно для официального Исламабада в условиях разрыва военно-технических связей с Вашингтоном и продолжения противостояния с Индией.

Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым указать, что оборонное сотрудничество Турции и Пакистана непрерывно развивается, несмотря на вмешательства со стороны третьих стран. Однако, наряду с этим, стоит ожидать охлаждения турецко-индийских отношений, о чем говорит случай с отменой экспорта турецких судов в Индию.