- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О специальном заседании Совета Безопасности ООН по Дарфуру

Последние дни ознаменовались активностью на площадке мирного урегулирования в Дарфуре. Центром событий стала штаб-квартира ООН в Нью-Йорке, где проходило расширенное заседание Совета Безопасности, целиком и полностью посвященное этой проблеме. Инициативу по проведению этого мероприятия выдвинула Великобритания, которая продолжает являться основным координирующим центром по организации консультаций международного «пула» медиаторов. На расширенное заседание Совбеза были приглашены руководитель Смешанной миссии (СМ) ООН – Афросоюза Дж.Бассоле, лидер «африканских мудрецов», бывший президент ЮАР Т.Мбеки и руководитель миссии ЮНАМИД И.Гамбари. Речь шла о путях окончательного разрешения дарфурского кризиса.

Основные итоги этого заседания можно охарактеризовать следующим.

Дж.Бассоле (а вместе с ним и катарцы) сохранил за собой основную роль организатора переговоров между Хартумом и лидерами повстанцев. Таким образом, давно вынашиваемая специальным представителем США по Судану С.Грейшеном идея о смене «основного медиатора» вновь отложена в «долгий ящик». В таком решении явно проскальзывает давление со стороны руководства Афросоюза, которое с приходом к руководству ЮНАМИД и ЮНАМИС Гамбари и Манкариоса, явно взяло курс на усиление своей роли по разрешению конфликтов на континенте. В настоящее время эта тенденция к «афроцентризму» становится преобладающей в действиях ЮНАМИД и ЮНАМИС, которые фактически «подмяли» под себя африканцы. И Гамбари, и Манкариос имеют «двойное подчинение», что дает им полную свободу маневра. Это особенно явственно проявляется в «борьбе» за право распределять гуманитарную помощь и осваивать проекты по восстановлению экономической инфраструктуры Дарфура. Любое недовольство штаб-квартиры ООН по этому вопросу сразу же блокируется гневной реакцией председателя Афросоюза Пинга. Такая тенденция в поведении Пинга, конечно, не является проявлением исключительно его индивидуального подхода. Это свидетельство созревшего в рядах африканской элиты желания превратить Афросоюз в глобальную региональную организацию, наподобие той же ЛАГ, с целью создать некую наднациональную надстройку для более активного своего позиционирования в международной политической жизни. Примечательно, что эта тенденция является уделом не «молодежи», а сгенерирована старой политической гвардией. Ее представители уже не имеют шансов возглавить свои государства, что и вынуждает их искать свое место уже в новой структуре.

Как следствие, по итогам слушаний в Совете Безопасности ООН принято решение продолжить поиск решения преодоления дарфурского кризиса в Дохе. Примечательно, как выстроились приоритеты, закрепленные в ООН. Основные усилия по примирению сторон и проведению консультаций остается за Дж.Бассоле. Он должен опираться на поддержку И.Гамбари, что, в принципе, означает координацию действий между ними, а руководство всеми этими усилиями осуществляет главный «африканский мудрец» Т.Мбеки. Сразу заметим, что в эффективность деятельности указанного триумвирата верится с трудом. Это связано со сложными межличностными отношениями внутри него: Т.Мбеки «не переваривает» Дж.Бассоле, а И.Гамбари испытывает чувство ревности к обоим, а в особенности к бывшему южноафриканскому президенту.

Дж.Бассоле на Совбезе также огласил свою программу действий. Ее основной тезис заключается в том, чтобы выйти на заключение полномасштабного мирного соглашения по Дарфуру до проведения референдума о независимости Южного Судана в январе 2011 года. В ближайшее время руководитель СМ предоставит согласованный график консультаций, который должен привести к достижению консенсуса.

Выделены два основных направления. Первое – это начало полномасштабных переговоров с Движением за освобождение и справедливость»(ДОС) во главе с А.Сиси. Речь идет уже о проработке довольно серьезных вопросов о разделении властных полномочий и подготовке рамочных соглашений о разделе прибыли от добываемой нефти. Совершенно определенно, что во многом с «ручным» Сиси эта процедура много времени не займет. Лидер ДОС превратится фактически еще в одного Минави и вряд ли сможет сильно поколебать авторитет «неуступчивого» А.Нура. Здесь надежды Хартума в основном связаны с получением Сиси в результате достигнутых договоренностей каких-то преференций от продажи нефти, а значит и свободные финансовые средства. Единственно, что с трудом верится в то, что он начнет тратить эти деньги на подкуп сторонников СОД-Нура.

Вторым направлением деятельности Дж.Бассоле будет сбор в Дохе в конце июня представителей беженцев, которые проживают в лагерях для перемещенных лиц в Дарфуре. Это направление оформлено, кстати, как требование лидера ДОС А.Сиси, который заявил, что «решать проблемы народа без самого народа нельзя». Речь пойдет о выработке графика переселения беженцев в места их прежнего проживания с выплатой соответствующей компенсации. Вокруг размеров этой компенсации и будут вестись основные споры. И логично, что этот вопрос будет обсуждаться в Дохе, так как катарцам и придется, скорее всего, эти компенсации выплачивать. Но чего не сделаешь, чтобы подтвердить свои амбиции на лидерство.

Если Доха расщедрится, то мы станем свидетелями обыкновенной попытки «подкупа» сторонников Нура. В принципе, это само по себе способно серьезно расколоть единство его сторонников и резко понизить личный авторитет в народности фур. Единственно, что такая схема потребует постоянных вливаний, а их источник пока не известен.

В своей деятельности Дж. Бассоле будет опираться на поддержку И.Гамбари, который выступает за скорейшее «расселение лагерей». Здесь их интересы совпадают. С учетом того, что глава ЮНАМИД руководит получением и распределением гуманитарной помощи, то такой тандем должен быть «боеспособным». В принципе, и Дж.Бассоле, и И.Гамбари «зрят в корень». Лагеря беженцев (и дарфурские здесь не исключение) превращаются в рассадник бандитизма и рекрутирования новых повстанцев. «Кормить» такую публику и получать за это стойкую «фронду» всем своим предложениям о начале переговоров, больше никто не будет. И здесь позиция руководства Афросоюза и Хартума едина. Несмотря на позицию правозащитников, судя по всему, лагеря в большинстве своем будут расформированы до конца этого года. Это серьезно распылит силы СОД-Нура и резко изменит внутреннюю ситуацию в Дарфуре.

Параллельно с этим суданские войска закончат добивать отряды ДСР, и с организованной оппозицией будет закончено. Все это должно быть завершено к концу с.г. В отличие от «жесткого» И.Гамбари, Дж.Бассоле предпринял последнюю попытку вместе с С.Грейшеном «уговорить» И.Халиля присоединиться к переговорному процессу в Дохе, для чего даже летал в Триполи. Однако получил жесткий отказ. И.Халиль, который уже не раз демонстрировал абсолютное отсутствие политической интуиции, продемонстрировал это еще раз. На этот раз, судя по всему, в последний.