Один из крупнейших турецких операторов связи Vodafone (международная британская компания) совместно с турецкой Лабораторией политического анализа (Politika Analiz Laboratuvarı или PAL) опубликовали в 2023 году свое исследование под заголовком «Цифровая Турция – 2030: экономические последствия и политические рамки».
Продолжаем анализировать этот документ. Напомним, что в прошлой части нашей публикации (ссылка на Часть 12 на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=108692 [1]) мы продолжили рассмотрение части 4 исследования, которая озаглавлена как «Развитие инфраструктуры интернета».
Напомним, что мы рассмотрели положение дел в стране с фиксированным Интернетом (кабельное и оптоволоконное подключение). Как было отмечено неоднократно, и подтверждено цифрами исследования, фиксированный интернет является одной из слабых мест турецкой инфраструктуры. Далее мы перешли к рассмотрению положения дел с мобильным Интернетом и убедились в том, что значительная часть населения Турции перешла на стандарт связи 4,5G. Переход на стандарт 5G пока ещё остается целью турецкой отрасли связи.
Как отмечается авторами исследования, в настоящее время 66% населения Европейского союза охвачено сетью 5G и планируется охватить все население к 2030 году.
С другой стороны, Турция все еще находится в процессе разработки инвестиционного плана. Иными словами, вплоть до настоящего момента не решен главный вопрос, который заключается в выделении источников финансирования перехода страны на современный стандарт связи.
Если в 2020 году в зоне покрытия 5G находилось 14% населения стран ЕС, то в июне 2022 года этот показатель достиг 66%.
Как пишет издание, весьма вероятным представляется ситуация, при которой быстрый рост развертывания 5G в странах ЕС не будет поддерживаться такими же темпами в предстоящий период. Потому что инвестиции в 5G начались из городских районов с наибольшей плотностью населения, чтобы удовлетворить потребности отрасли и обеспечить эффективность инвестиций. Отмечается, что ожидается, что инвестиции для покрытия низкой плотности населения и сельских районов будут реализованы в течение более длительного периода времени. Тем не менее, цель состоит в том, чтобы к 2030 году 100% населения ЕС имели доступ к 5G.
Что же до Турции, то для нее, как указывается «важно иметь возможность реализовать свои инвестиционные планы и включить эту цель в свою повестку дня, чтобы не отставать от результатов, которые принесет трансформация».
Цитируем исследование:
«Ожидается, что внедрение 5G улучшит способы ведения бизнеса во многих секторах, создав повышение эффективности и новые области занятости. Производственный и торговый секторы получат наибольшую долю общего экономического эффекта, который возникнет в результате внедрения 5G. Подробные примеры трансформации, которую 5G произведет в различных секторах, и возникающие новые модели рассматриваются далее. Производство будет отраслью, которая наибольшим образом затронута переходом на 5G. Что же до следующей за ним (производством – прим.) отраслью, то здесь, согласно некоторым исследованиям, будет выделяться оптовая и розничная торговля, а согласно некоторым исследованиям – информационные технологии и связь. Другими крупными секторами, которые ощутят рост производительности благодаря 5G, станут государственные услуги, транспорт и складская отрасль, строительство и сельское хозяйство».
Издание следующим образом перечисляет преимущества для экономики, которая перешла на стандарт связи 5G:
- «Производственный сектор, который уже получает выгоду от повышения эффективности цифровизации, также входит в число крупнейших бенефициаров 5G. Ожидается, что такие инструменты, как интернет вещей, искусственный интеллект и анализ больших данных, покажут более высокую производительность и улучшат производственные процессы с помощью 5G. С другой стороны, с появлением 5G ожидается, что инструменты безопасности цифровых рабочих мест, требующие критического времени, также улучшатся.
- Сельскохозяйственный сектор, где сбор данных с помощью цифровых инструментов не является обычным явлением, но эта тенденция растет, является еще одним сектором, который, как ожидается, претерпит трансформацию с появлением 5G. Из-за воздействия глобального климатического кризиса повышение производительности в сельскохозяйственном секторе имеет стратегическое значение. Благодаря 5G кажется возможным отслеживать различные данные, которые раньше было невозможно получить (например, датчики почвы), и минимизировать потери с помощью беспилотных сельскохозяйственных машин.
- Еще одним сектором, который, как ожидается, изменится с широким использованием беспилотных транспортных средств, является сектор логистики. Ожидается, что с появлением 5G производительность автономных транспортных средств улучшится, а анализ данных о трафике, погоде и дорожных условиях в режиме реального времени станет проще. Таким образом, ожидается, что в секторе логистики произойдет повышение эффективности. Также вероятно, что улучшения произойдут в секторах, где цепочка поставок имеет решающее значение, таких как розничная торговля и производство.
- Развитие технологий uLLC с 5G сможет значительно улучшить использование цифровых инструментов в секторе здравоохранения. Благодаря сокращению времени задержки можно будет выполнять операции, требующие высокой точности, с помощью роботов, а информацию о здоровье можно будет отслеживать мгновенно и непрерывно с помощью переносных устройств.»
В разрезе изложенного выше, исследованием предлагаются следующие цели и ориентиры по развитию инфраструктуры интернета на период до 2030 года.
- Сближение числа абонентов фиксированной и мобильной широкополосной связи на 100 человек со средним показателем по ОЭСР к 2030 году.
- Приближение плотности абонентов оптоволокна сначала к среднему уровню ОЭСР, а затем к странам-лидерам по этому соотношению, а также устранение регионального неравенства (имеется в виду неравномерное социально-экономическое развитие Турции – прим.).
- Сближение протяженности волоконно-оптических линий на километр дороги с ведущими странами в этой области, при котором общая протяженность волоконно-оптических линий связи достигнет 1,9 млн км.
- Отключение мобильных технологий старого поколения в рамках соответствующего плана и направление ресурсов на мобильные технологии нового поколения.
В рамках заявленных целей предлагается сделать частью политики следующие меры:
- Расширение доступа к оптоволокну.
- Создание моделей стимулирования, чтобы инвестиции в инфраструктуру могли охватить всю страну.
- Внедрение стимулов, которые повысят спрос на мобильные услуги нового поколения.
- Разработка правил, направленных на эффективное использование спектра, особенно распределение частот, и определение дорожной карты для закрытия старых технологий.
- Обеспечение перехода на технологии нового поколения в инфраструктуре мобильной связи и определение дорожной карты по переходу на 5G.
Итак, что же представляется ключевыми моментами в изложенном выше?
Пожалуй, можно выделить два ключевых аспекта, которые, на самом деле, имеют универсальный характер для турецкой экономики – 2024.
Прежде всего, Турции нужны новые источники финансирования для того, что перейти на качественно новый уровень своего развития.
При этом заметим, что, в нынешней ситуации, государство идет по пути жесткого ограничения расходов и, вряд ли, располагает источником финансирования, который был обеспечил необходимые темпы развития страны в сфере информационных технологий.
С другой стороны, можно заметить, что страна, в равной мере, нуждается и в притоке технологий. Турция провозгласила концепцию «Цифровая родина», в рамках которой она ведет собственную разработку и внедрения ключевых продуктов, альтернативных западным аналогам.
При этом, в технологической сфере, турецкие успехи можно признать ограниченными отдельными направлениями. Всеобъемлющего (цифрового) импортозамещения в стране так и не произошло. Что особенно заметно, если посмотреть на отрасль программного обеспечения, которая, в значительной мере, продолжает использовать импортное ПО.
На данном этапе, можно сделать прогноз, что финансовыми драйверами развития турецкой инфраструктуры связи не могут стать ни государственные средства, ни капиталы частного бизнеса. Ставка рефинансирования в 50% ставит под вопрос любые инвестиции, которые не являются краткосрочными. Полагаем, что для достижения поставленных целей Турция могла бы прибегнуть к внешнему (западному) финансированию, которое, со всей неизбежностью, ставит вопрос и о том, насколько оно будет покрывать закупку необходимого оборудования и технологий с местного рынка. Как правило, подобного рода займы содержат в себе определенные требования и ограничения по источникам закупок, склоняя сторону, получившую кредит, в сторону западных производителей и поставщиков.
В последующих разделах исследования компании Vodafone резюмируются ранее сформулированные цели и предложения по политике Турции в сфере информационных технологий и связи. Воздержимся от повторения ранее изложенного нами и подведем собственные итоги рассмотрения.
Самым главным, на наш взгляд, выводом представляется наметившееся отставание Турции от стран-лидеров цифровых индустрий.
Это отставание является комплексной проблемой из многих обуславливающих его факторов: недостаточная цифровая осведомленность и цифровые навыки турецкого общества, недостаточная цифровизация турецкого бизнеса (причем бизнеса не только малого и среднего, но и крупного), недостаточные компетенции разработчиков «железа и софта» в Турции с преобладанием зарубежных (прежде всего, западных) решений, недостаточно эффективные инвестиции государства в НИОКР, которые привели к ограниченному появлению на рынке заявленных товаров и услуг, недостаточные источники возможного финансирования проектов как со стороны государства, так и частного бизнеса. И, наконец, отсутствия практики использования моделей государственно-частного партнёрства в сфере информационных технологий и связи.
Можно ли считать, что указанные факторы открывают возможности перед Россией по вхождению на турецкий рынок? – Отчасти да, однако, заметим, что нынешний период двусторонних российско-турецких отношений характеризуется стагнацией – паузой, взятой Турции в сотрудничестве с российской стороной. Затянувшаяся пауза пока не разрешилась в пользу решения Турцией о продолжении с Россией сотрудничества в стратегических областях (ранее: торговля энергоносителями, атом, ВТС). А, следовательно, прогноз о возможности широкомасштабного сотрудничества России и Турции в сфере ИКТ давать преждевременно. Что, впрочем, не исключает возможности успехов отдельных российских игроков на турецком рынке.