Как отмечают арабские эксперты, внезапно, более чем через неделю после завершения трехстороннего Карфагенского саммита с участием президентов Алжира и Туниса и главы Президентского совета Ливии, Алжирское информационное агентство объявило, что саммит, кульминацией которого стала Карфагенская декларация, был проведен для установления нового подхода, согласно которому регион Магриба переходит «от лозунгов к действиям»: «Это был первый шаг к созданию Североафриканского альянса, к которому Мавритания однажды присоединится». В заявлении Алжира особо отмечается, что новый альянс, или, скорее, новый трехсторонний региональный блок, был сформирован, чтобы компенсировать «объявление о клинической смерти Союза Арабского Магриба». В заявлении без всяких колебаний возлагалась полная ответственность за фактический распад последнего на Королевство Марокко, но при этом не уточнялся характер этого нового блока, его компоненты, база или что-либо еще, кроме этого. Скорее, в нем говорилось о важности его регионального веса и силы, поскольку «ни Европейский союз, ни Африканский союз не могут закрывать глаза на устремления трех партнеров, учитывая их географическое положение и ресурсы, которыми они могут похвастаться, и учитывая силу этого взаимосвязанного блока. Не говоря уже о странах, которые вмешиваются в дела других и которым не понравятся эти коллективные действия, воплощающие суверенитет». Это была четкая отсылка к Марокко. При этом эксперты отмечают, что, согласно текущим данным, основанным на опыте более ранних аналогичных блоков, трудно рассчитывать что альянс, возникший в Карфагене, превратится в активную региональную альтернативу, учитывая отсутствие у него необходимых элементов и обстоятельств для этого. Встреча между Алжиром, Тунисом и Ливией была не более чем политическим маневром, предпринятым Алжиром с целью побеспокоить Марокко. Причина очевидна – конкуренция между политическими лидерами двух государств, возникшей еще в 1960-х годах. Таким образом этими экспертами делается вывод о том, что в данном шаге Алжира не следует искать даже признаков будущего четкого альянса или даже стратегии сближения этих стран, будь то на политическом или экономическом уровне, что очевидно в свете ухудшения условий в каждой из них на этой связи любой региональный шаг, предпринятый Марокко или Алжиром, надо рассматривать в рамках соперничества между ними. Каждый пытается истощить другого и изолировать его от остального арабского мира. Этот вопрос затрагивает даже мир спорта. Марокканская футбольная команда RS Berkane недавно отправилась в Алжир, чтобы сыграть против USM Algiers в полуфинале Кубка Конфедерации CAF, однако матч не состоялся, потому что марокканская команда планировала надеть футболки с изображением карты Марокко, включающей Западную Сахару, которую Алжир считает независимой республикой. Алжирские власти конфисковали футболки в аэропорту, поэтому матч не состоялся.
С тех пор, как Алжир разорвал свои дипломатические отношения с Марокко в 2021 году и закрыл свое воздушное пространство для марокканских самолетов, Алжир говорит о «провокациях Марокко», в то время как Рабат жалуется на «неоправданный дух эскалации» со стороны алжирского руководства, и различные обвинения передаются через СМИ. Каждая сторона обвиняет другую в натянутых отношениях между ними. Новый трехсторонний блок можно рассматривать как ответ Алжира на Атлантическую инициативу Марокко, которую Рабат спонсировал в конце прошлого года и в которую входят африканские страны Сахеля — Мали, Нигер, Буркина-Фасо и Чад. Цель Марокко — сформировать новый африканский блок для налаживания экономического партнерства и проектов развития, а также достичь взаимопонимания по проекту газопровода между Нигерией и Марокко, который рассматривается как компенсация за перекрытие алжирского газопровода в Испанию через Марокко. Не будет преувеличением сказать, что арабские блоки, будь то в Магрибе или Машрике, некоторые из которых не пошли дальше заявлений о намерениях, представляют собой во многом просто декларацию о намерениях по сравнению с другими региональными блоками по всему миру. Пока они существуют, говорить об их деятельности и достижениях особо не о чем. Возможно, в соседних странах не так много других групп, которые разделяют общие элементы, такие как экономика, история, культура и язык, в такой же степени, как арабские страны, но это не нашло отражения в достижениях таких блоков с точки зрения политической интеграции или экономического и торгового сотрудничества. Европейский союз, например, имеет мало общих элементов, если вообще имеет, с арабскими государствами, но по-прежнему может похвастаться многими достижениями.
Проблема заключается в природе арабских политических систем. Арабские режимы сосредоточены на узких интересах своих лидеров, и они существуют в условиях подавляющего отсутствия доверия друг к другу, что негативно отражается на арабских странах. Они также отказываются принимать какие-либо ограничения в отношении своей политики, позиций и ролей, которые могли бы наилучшим образом служить интересам блоков и союзов, под предлогом сохранения их собственного национального суверенитета.