- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция Египта на инцидент с «Флотилией свободы»

Инцидент с перехватом «Флотилии свободы», во время которого в ночь с 30 на 31 мая с.г., караван судов, пытавшихся прорвать израильскую блокаду сектора Газа, был остановлен военно-морскими силами Израиля в международных нейтральных водах вблизи границ Израиля, вызвал бурную реакцию в АРЕ.

В связи с событиями вокруг упомянутого международного конвоя с грузом гуманитарной помощи для сектора Газа в МИД Египта в тот же день 31 мая был вызван посол Израиля в Каире Ихцак Леванон. Израильскому послу был выражен протест в связи с «агрессивными действиями Израиля против «Флотилии свободы».

Более того, 1 июня на следующий день после инцидента в Средиземном море президент Египта Хосни Мубарак распорядился открыть КПП «Рафах» на границе с сектором Газа для доставки гуманитарной помощи.

Следует напомнить, что в соответствии с соглашением между Египтом и Израилем от ноября 2005 года, контроль границы между АРЕ и Сектором в районе т.н. „Пути Саладина” или „Филадельфийского коридора” возложен на Египет и официальную власть ПНА при инспектировании границы представителями Европейского союза. Однако, после захвата власти в Газе ХАМАСом европейские наблюдатели покинули свои посты, а Египет закрыл границу.

В начале июня с.г. сообщалось, что граница будет открыта в течение ближайших трех дней. Затем вышло правительственное распоряжение о бессрочном открытии КПП.

Службы безопасности Египта сообщили о своем намерении оставить пограничный переход «Рафах» открытым без каких-либо ограничений. В Каире также было заявлено, что блокада сектора Газа «неэффективна, и должна быть снята».

Показательно, что комментаторы в проправительственных СМИ АРЕ также наперебой начали подчеркивать, что блокада сектора Газа не достигла, по сути, ни одной из заявленных целей. Кроме того, акцентируется внимание на том, что Египет ожидает, что и Израиль частично снимет блокаду с сектора Газа.

В то же время, представители как светской, так и религиозной частей египетской оппозиции критикуют действия власти. В частности, в выступлениях «Братьев-мусульман» они называются «половинчастыми». Оппозиционеры выражают уверенность, что режим пошел на уступки по нескольким причинам.

Во-первых, Каир опасается вновь, как во время операции «Литой свинец», быть подвергнутым беспрестанным нападкам со стороны «арабской улицы» за поддержку блокады сектора Газа.

При этом обращается внимание на том, что решение президента Египта Х.Мубарака открыть КПП «Рафах» было принято после того, как в ряде египетских городов прошли акции, направленные на осуждение действий Израиля по захвату «Флотилии свободы».

В частности, собравшись уже 31 мая перед зданием МИД Египта в Каире, участники акции требовали от властей «соответствующим образом отреагировать на израильскую агрессию» и не допустить безнаказанного совершения преступлений в отношении как палестинского народа, так и всего мирового сообщества.

Массовые акции протеста состоялись и в других городах страны. В них приняли участие сотни человек, среди которых — представители оппозиционных политических партий, общественные и культурные деятели.

Демонстранты выразили недовольство из-за «отсутствия четкой единой арабской позиции в отношении совершенного Израилем преступления», а также «молчаливого попустительства мирового сообщества».

Еще одной причиной смягчения позиции официального Каира в отношении контроля границы с сектором Газа можно назвать визит в АРЕ вице-президента США Джозефа Байдена, который состоялся через неделю после инцидента с «Флотилией свободы» в Средиземном море.

Во время своей встречи с Х.Мубараком американский вице-президент особо подчеркнул, что Вашингтон заинтересован в «очень тесном» обсуждении с Египтом и другими партнерами новых способов разрешения ситуации в секторе Газа во всех аспектах этой проблемы: гуманитарном, экономическом, политическом и связанном с безопасностью.

В свою очередь, президент Египта заявил, что настаивает на том, что блокада сектора Газа должна быть полностью снята.

Очевидно, на нынешнем этапе Каир вынужден считаться с ближневосточной позицией Вашингтона, так как АРЕ ежегодно предоставляется финансовая помощь со стороны США на сумму более 1,5 млрд долл., из которых 1,3 млрд выделяется на приобретение вооружения и услуг в военной сфере.

Кроме того, стоит упомянуть также и о технической стороне дела. Благодаря специалистам из США на границе АРЕ и сектора Газа были построены два базовых отделения мониторинга и 18 вспомогательных пунктов слежения через каждые 600 метров. Каждый пункт слежения оборудован десятиметровым подземным кабелем, оснащенным сенсором.

Сенсор должен засекать движение под землей, и посылать сигналы о том, в каком именно месте в районе границы проводятся работы по рытью туннелей и доставке грузов по уже известным специалистам подземным коммуникациям. Вспомогательные пункты слежения передают отчеты в базовые станции мониторинга, где отчеты обрабатываются, анализируются и по ним составляется «карта туннелей и бункеров».

В то же время, несмотря на нынешнее снятие блокады Египтом Сектора, можно спрогнозировать данную акцию как временную, которая сразу же будет отменена при первом подходящем поводе.

В этой связи показательно, что внешнеполитическое ведомство АРЕ выразило протест в связи с израильской инициативой возложить на Египет ответственность за снабжение сектора Газа сырьем и продовольствием (инициатива министр транспорта Израиля Исраэля Каца).

Египетский МИД заявил, что такого рода разговоры свидетельствуют о том, что Израиль хочет избавиться от ответственности за Сектор, «свалив» ее на Египет.

Важно также отметить, что уже в первую неделю после снятия блокады начали появляться проблемы. В частности, Египет отказал во въезде сотням активистов пропалестинских организаций, пытавшихся въехать в сектор Газа через КПП «Рафах». Проведя долгие часы возле закрытого КПП, участники акции вернулись в Каир.

По сообщению региональных информагентств, египетские власти также не пропустили на территорию Газы два грузовика с гуманитарной помощью. Водителям было приказано развернуться и двигаться к Аль-Аришу.

Кроме того, власти Египта не допустили разгрузки в порту Аль-Ариш алжирского судна, привезшего семь тонн молочного порошка и две тонны медикаментов для Газы. На борту судна находились 15 алжирских депутатов, политиков, бизнесменов и «активистов борьбы за мир». Алжирская газета Al-Khabar утверждает, что корабль не пропустили в Газу, несмотря на предварительную договоренность с египетским МИДом.

Впрочем, на это есть и объективные причины.

Как уже доводилось писать автору, граница является, фактически, «односторонней».

Поскольку, Каир считает, что ХАМАС пришел к власти в Секторе в результате государственного переворота, отсутствует сотрудничество между приграничными службами, а значит эффективный контроль границы. Более того, ХАМАС заинтересован в существовании тоннелей как, фактически, единственного источника поставок в Сектор, вместе с оружием, продовольствия и товаров первой необходимости.

Кроме этого, количество египетских пограничников недостаточно. Согласно упомянутому соглашению от 2005 года, Египет может иметь на границе с Газой только 750 вооруженных пограничников, что недостаточно для охраны 14 км границы (определённым выходом из ситуации стало задействование в охране границы полицейских из состава МВД, количество которых упомянутым соглашением не обуславливается).

Более того, международный контроль приграничной территории в данное время отсутствует. Официальный Каир акцентирует внимание на «принципиальной позиции» АРЕ о недопущении присутсивия на его границе с Сектором иностранных наблюдателей. Египетский лидер Х.Мубарак назвал эту позицию «красной линией», которую он «не позволит перейти».

Также следует учесть то обстоятельство, что официальный Каир опасается растущего влияния в египетском социуме как исламского радикализма в целом, так и организаци ХАМАС в частности.

Будучи «отпочкованием» самой влиятельной опозиционной силы АРЕ – группировки «Братья-мусульмане», лидеры ХАМАСа постоянно обвиняют египетскою власть в «предательстве идеалов ислама», называют палестинцев и египтян единым народом, а также призывают этот «единый народ» создать «подлинное мусульманское государство».