Требуется «международный» контроль
Как показывают события последних дней активная дискуссия в отношении будущего сектора Газа идет не только в Израиле. Так издание Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленных арабских чиновников, сообщает о тайных переговорах, которые Израиль вел с арабскими странами по поводу послевоенного будущего сектора Газа. [i] [1]
План послевоенной Газы стал одним из самых острых пунктов разногласий между США и Израилем. «Без продвижения вперед по четкому плану послевоенного обустройства Газы Израиль может увязнуть в бесконечном повстанческом сопротивлении, углубляя свою международную изоляцию и усугубляя и без того катастрофические потери среди гражданского населения», — предупредили американские чиновники.
«Израиль находится на пути к тому, чтобы «унаследовать» повстанческое движение, в котором останется много вооруженных ХАМАСовцев, или, если он уйдет из сектора Газа, там возникнет вакуум, наполненный хаосом и анархией, который вероятно, вновь заполнится ХАМАСом», — заявил госсекретарь Энтони Блинкен в интервью NBC. [ii] [2]
Джейк Салливан, помощник президента США Дж.Байдена по национальной безопасности, также заявил, что военное давление Израиля на ХАМАС необходимо сочетать с политическим планом по замене группировки.
По словам арабских чиновников, израильские официальные лица закулисно пытаются продвинуть идею гражданской администрации под руководством арабов, которая на долгий срок займет место руководящего органа в Газе, при этом за Израилем останется право проведения военных действий против оставшихся отрядов ХАМАСа на территории анклава.
Арабские правительства отвергают эти идеи, настаивая на том, что они никогда не смирятся с фактической израильской оккупацией. Кроме того, многие считают, что ХАМАС должен продолжать играть свою роль и после войны, заявили официальные лица.
В своем выступлении от 15 мая Нетаньяху заявил, что разговоры о «завтрашнем дне», пока ХАМАС правит на территории сектора Газа, останутся только разговорами, и что сначала нужно уничтожить ХАМАС, а затем переходить к планам по послевоенной организации Газы. В своем интервью CBNC, он также заявил, что в случае чего Израиль может победить и без американской поддержки, а демонстрации против Израиля в США только поднимают ему настроение. [iii] [3]
США, со своей стороны, отвергают размещение американских войск в Газе. Издание также утверждало, что никто не знает, чего хочет Израиль на следующий день после окончания войны.
По данным израильского корреспондента Ами Рошас Думба опубликованное на сайте Israeldefense администрация Байдена призывает арабские страны принять участие в миротворческих силах, которые будут развернуты в Газе в конце войны, надеясь заполнить вакуум в секторе Газа до тех пор, пока не будет создан надежный палестинский аппарат безопасности. Об этом сообщает FT. [iv] [4]
Согласно сообщению, США обсуждают планы с арабскими странами. Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Марокко рассматривают эту инициативу, но президент Дж.Байден не желает развертывать американские войска в Газе, сообщили западные и арабские официальные лица.
«Арабские страны заявили, что инициативу должны возглавить Соединенные Штаты, поэтому США пытаются понять, как они могут возглавить ее, не имея сапог на земле», — сказал западный чиновник и добавил: «Три арабские страны, включая Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Марокко, провели предварительные переговоры, но они хотели бы, чтобы Соединенные Штаты сначала признали палестинское государство».
Другие арабские страны, включая Саудовскую Аравию, отвергли идею развертывания своих сил, опасаясь, что их будут рассматривать как партнеров Израиля. Они также обеспокоены риском быть втянутыми в народное восстание в Газе, которая контролируется ХАМАСом с 2007 года.
Другой источник, проинформированный об обсуждениях, сказал, что Вашингтон «пытался придать импульс международным силам, но американская политика довольно твердо заключается в том, что американских войск на местах не будет, поэтому им трудно привести аргументы, которые нужны другим».
«Могут быть и другие способы попасть туда. Любые усилия должны возглавляться Соединенными Штатами», — добавил чиновник. — Нам еще предстоит пройти долгий путь, чтобы увидеть арабские международные силы в Газе».
Издание добавляет, что также неясно, почему Израиль готов согласиться, когда Соединенные Штаты и их союзники разочарованы неопределенностью в отношении намерений премьер-министра Биньямина Нетаньяху в отношении конфликта. Это включает в себя то, как долго Нетаньяху планирует держать войска в Газе и как долго продлится наступление Израиля.
Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил в программе «Лицом к нации» на канале CBS, что Вашингтон «много недель работал над разработкой заслуживающих доверия планов по безопасности, управлению и восстановлению [Газы]» с арабскими государствами и другими союзниками. Но он добавил: «Мы не видели, чтобы это исходило из Израиля».
Представитель Госдепартамента заявил, что Вашингтон провел переговоры «с партнерами в регионе о постконфликтной ситуации в Газе», и многие из них разделяют «готовность играть конструктивную роль, когда позволят условия».
Нетаньяху настаивал на том, чтобы Израиль поддерживал безопасность Газы, и громко отверг ПНА. Он также выступил против шагов по созданию палестинского государства.
«Несколько израильских официальных лиц, таких как министр обороны Йоав Галант, выразили поддержку идее международного присутствия в Газе после войны. Но отсутствие ясности в отношении позиции Израиля усугубило неопределенность в отношении всего послевоенного планирования», — говорится в публикации.
«Израиль отказывается говорить об этом с кем-либо, он отрицает это», — сказал западный чиновники добавил: «Арабские государства говорят, что Запад должен признать палестинское государство, но очень немногие из крупных западных стран действительно близки к этому».
Арабский чиновник, подтвердивший, что Соединенные Штаты обсуждали идею миротворческих сил со своими региональными партнерами, сказал, что между арабскими странами также существуют разногласия по поводу планов после конфликта. Но, по его словам, более серьезная проблема заключается в том, что «никто не знает, каким будет следующий день».
Министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдалла бен Заид Аль Нахайян недавно заявил, что «ОАЭ готовы поддержать палестинское правительство, которое отвечает надеждам и чаяниям палестинского народа, включая независимость». Но он добавил, что ОАЭ «отказываются быть втянутыми в какой-либо план, направленный на обеспечение прикрытия израильского присутствия в секторе Газа».
Самое парадоксальное во всех этих заявлениях и дебатах, особенно возникших именно сейчас то, что эта проблема была известна еще ранее, а фактически она обрисовалось на следующий день после объявления Израилем войны ХАМАСу.
Как отмечалось в Maariv Online [v] [5] еще в декабре прошлого года вопрос о том, что произойдет в секторе Газа «на следующий день», был актуален уже тогда. Но в тот момент, исходя из принятых Израилем решений предполагалось, только то, что там не будет – ни ХАМАСа, ни террористического военного потенциала, ни образования, направленного на уничтожение Израиля. Однако уже тогда были ясны те проблемы с которыми столкнётся Израиль:
Первая проблема — это растущий разрыв между восприятием Израилем завтрашнего дня и восприятием его союзников (США) и потенциальных партнеров (Европа, Иордания, Саудовская Аравия, страны Персидского залива и Египет), которые видят передачу Газы. под палестинский контроль с выводом израильских войск со всего сектора Газа к границам 7 октября 2023 года.
В Израиле соображениям безопасности уделяется приоритетное внимание, с упором на эффективный контроль над Филадельфийским маршрутом на границе между сектором Газа и Египтом, чтобы не допустить восстановления силы ХАМАСа. Израиль также стремится создать буферную зону и продолжить усилия по полной демилитаризации сектора Газа. В реальном выражении полного вывода не будет. Поэтому желательно достичь соглашения по вопросам безопасности в секторе Газа еще до окончания реальных боевых действий.
Вторая задача связана с переходным периодом от войны высокой интенсивности к долгосрочным соглашениям. Подход к «переходному периоду» необходим сейчас и не может ждать результатов военной кампании. Острая необходимость вызвана опасениями, что Газа может превратиться в административный хаос. Но вот в чем суть: уход Израиля без механизма координации и передачи полномочий приведет к вакууму власти в секторе Газа.
Что можно сделать, чтобы предотвратить вакуум управления в переходный период? Здесь нет «приятного» варианта: необходим прямой контроль Израиля. Это означает оккупированную территорию с административной системой, основанной на местном населении Газы. Кажется, другой альтернативы нет, поскольку ни одна внешняя организация не согласится управлять гражданской жизнью в анклаве, пока Израиль имеет военное присутствие. Израиль должен заранее подготовиться к эффективному контролю – военному и гражданскому (в партнерстве с местным палестинским руководством) и одновременно разработать структурированный план выхода из этого района.
Третья задача связана с обращением с ХАМАСом как с гибридной террористической организацией, обладающей военным, политическим и социальным оружием. Даже несмотря на то, что Израиль уничтожает военный потенциал ХАМАСа в секторе Газа, как можно помешать этой организации интегрироваться в гражданское руководство? Как можно помешать ему продолжать оставаться влиятельной силой? Следует ли отстранить всех ключевых членов ХАМАСа от своих должностей? Должны ли они быть привлечены к ответственности? Учитывая расширение контроля ХАМАСа над сектором Газа с 2006 года, снижение его влияния, как ожидается, будет длительным процессом, охватывающим годы после «переходного периода». Чтобы начать борьбу с влиянием и идеологией организации, необходимы действия на нескольких фронтах: правительственная альтернатива с перспективами экономического и политического развития; усилия по делигитимизации ХАМАСа и идей, которые он продвигает; и разработка системы борьбы с процессами радикализации в других секторах.
Четвертый вызов связан с ответственностью за гуманитарную ситуацию в секторе Газа. Эта проблема уже существует и, как ожидается, будет сопровождать нас на протяжении всего периода. По мере продолжения присутствия Израиля в этом районе растет и его ответственность за основные средства к существованию населения Газы. Израилю необходимо продолжить создание оперативной инфраструктуры и механизма сотрудничества с организациями по оказанию помощи (даже если они не являются дружественными).
Пятая задача заключается в признании того, что конфликт является частью более широкой региональной динамики. ХАМАС представляет собой общий вызов Израилю и умеренным союзникам на Ближнем Востоке. ХАМАС всегда имел присутствие на Западном берегу и в Ливане, а также в Иордании, Сирии и других мусульманских странах. Уничтожение режима ХАМАСа и его военного потенциала в секторе Газа не сотрет эту организацию из других секторов, тем более, что ее союзники по шиитской оси активны и представляют постоянную угрозу. Главный интерес «Хизбаллы» состоит в том, чтобы ее рассматривали в качестве активного партнера палестинцев в их борьбе, одновременно отвлекая внимание Израиля на предотвращение военной кампании против нее в регионе. Любое решение, будь то временное или долгосрочное для сектора Газа, должно учитывать более широкий геополитический ландшафт.
На первый взгляд все верно и звучит логично. Почему же эту проблему, а точнее ее понимание «замели под ковер». Дело в том, что на тот момент у военного, а тем более у политического руководства Израиля стояли другие, более насущные проблемы. Одним надо было победить и освободить заложников, другим выжить и остаться во власти. А мировое сообщество в тот момент явно не предполагало, что война примет столь разрушительный характер и затянется так на долго. Тем более , что и на Ближнем Востоке и в США и без этой проблемы, было достаточно своих задач. Однако сегодня, несмотря на то, что конца боевым действий в секторе Газы особо не видно, ситуация в мире и вокруг него требует более конкретных решений.
С одной стороны избирательная кампания в США фактически поделила существенную часть избирателей Джо Байдена на два непримиримых блока, в связи с чем любые действия как в пользу Израиля, так и против него, не только не приносят результат, а еще более отделяют эти группы избирателей от него. В этой связи администрация Байдена ищет «вариант» который бы мог удовлетворить обе стороны. И вот в этой связи «мирное» будущее сектора Газа под международным контролем, может частично решить эту проблему.
В то же время и в арабском мире, есть противоречивые отношения к данной проблеме. Никто особо не хочет вмешиваться в израильско-палестинский конфликт и брать на себя ответственность за его разрешение. С другой стороны и Египет и Катар и Саудовская Аравия с Турцией «заботясь» о своем имидже как ведущей державы региона, заинтересованы в своем патронаже как будущего восстановления, так и управления сектором Газа. Однако как видно из текущих дебатов, этому мешает понимание «будущего» присутствия в секторе Газа частей ЦАХАЛа. Именно момент передачи управления анклавом от Израиля арабским посредникам, по их мнению самый проблематичный, предполагающий большие имиджевые потери как в своей стране, так и в арабском и мусульманском мире.
Как будет развиваться события, пока трудно предположить. Но до того момента пока Израиль не сломит военное сопротивление ХАМАСа в секторе Газа, мало вероятно, что кто-то из сторонних интересантов готов войти в анклав в качестве управляющей структуры. Но это совсем не означает, что их давление на Израиль прекратиться.
[i] [6] Netanyahu Rejects U.S. Calls for Postwar Plan in Gaza — WSJ [7]
[ii] [8] Sec. Blinken says Israel has the ‘will’ and ‘means to try to police itself’: Full interview (nbcnews.com) [9]
[iii] [10] Watch CNBC’s full interview with Israeli PM Benjamin Netanyahu on Rafah, US relations and more [11]
[iv] [12] דיווח: מדינות ערב רוצות שארה״ב תוביל כוח בינלאומי בעזה ביום שאחרי
https://www.israeldefense.co.il/node/62011
[v] [13] После войны: пять ключевых проблем для Израиля — ИКТ (ict.org.il) [14]