- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Кино и политика: Иран на Каннском кинофестивале

За несколько дней до открытия престижного 77-ого Каннского кинофестиваля (он проходит во Франции с 14 по 25 мая), стало известно, что автор одного из представленных на киносмотр фильмов – режиссер Мохаммад Расулоф из Ирана, бежал из своей страны. Накануне, 8 мая, окружной Революционный суд в Тегеране проговорил имеющего мировую известность кинематографиста, обладателя главного приза Берлинского фестиваля 2020 г., к восьми годам тюремного заключения. Кроме этого, по иранской юридической традиции, ему грозит побитие розгами, конфискация имущества и временный запрет на профессиональную деятельность после освобождения. М.Расулофу вменили в вину публичные заявления с критикой исламского режима, фильмы художественного и документального жанров, расцененные как пример «сговора с целью совершить преступление против безопасности страны». Власти, как могли, препятствовали созданию фильма «Семя священного инжира», тема фильма как раз и стала причиной судебного разбирательства, присудившего режиссеру восьмилетний срок, у группы  конфисковывали съемочную аппаратуру, вынудили часть актеров уехать из Ирана, давили на них, чтобы те уговорили Расулофа снять картину с фестивального показа.

По данным СМИ, мысль покинуть родину появилась у режиссера после сообщений адвокатов о том, что апелляционная инстанция подтвердила приговор и ему грозит арест. «У меня не было много времени, чтобы принять решение. Мне пришлось выбирать между тюрьмой и выездом из Ирана. С тяжелым сердцем я выбрал изгнание. В сентябре 2017 г. Исламская республика конфисковала мой паспорт. Поэтому мне пришлось тайно покинуть Иран».

Фильм «Семя священного инжира», включенный в официальную программу Каннского фестиваля, как нельзя злободневен, ибо посвящен до сих пор временами сотрясающим страну протестным актам. Картина является последней работой, созданной в Иране без соблюдения государственной цензуры, включая обязательный хиджаб для женщин-актеров. Как  и все фильмы этого режиссера, представляющего  оппозиционное направление, анализирующее с критических позиций современную острую ситуацию в стране, последнее произведение М.Расулофа приподнимает завесу над такими явлениями в современном обществе как коррупция и вседозволенность власти, избравшей в диалоге с народом жестокий язык репрессий. В одном из последних интервью знаменитый режиссер говорит о том, что масштабы репрессий достигли такой степени издевательства, что люди ежедневно ждут новостей об очередном чудовищном преступлении иранских силовиков.  Этому утвердившемуся в стране злу противостоят люди, до сих пор исповедующие устоявшиеся моральные принципы и ценности. Разумеется, такие акценты входят в противоречие с сегодняшней иранской действительностью, и режиссер как один из символов движения нонконформизма в кино ИРИ сталкивается с разнообразными юридическими ограничениями и рестрикциями, в том числе — запрету на выезд из страны, препятствиями на пути профессиональной деятельности. Как  пишут фарсиязычные интернет-сайты, М.Расулоф продвигает кино, шедевры которого  — работы таких  мастеров современного кинематографа как Аббас Кияростами, Джафар Панахи, Мохсен Махмальбаф и его дочь и коллега Самира,  Абольфазл Джалили… Однако современное иранское кино все больше перемещается в подполье или за границу вместе с его виднейшими представителями. После осенне-зимних протестов 2022 г. неофициальное и подпольное кино Ирана, создаваемое как в ИРИ, так и за его рубежами,  стало главным представителем национального  кинематографа на важных и престижных международных фестивалях, более мощным, чем когда-либо за всю историю после революции.

Иранские фильмы, запрещенные у себя дома, получают главные призы, и практически отодвинули  на второй план официальное и лицензионное кино Ирана в сфере международных смотров.  При этом ИРИ открыто преследует тех, кто создает Ирану славу и признание. История М.Расулофа – лишь один из эпизодов преследования иранских деятелей искусства, поддерживающих протестную активность, временами принимающую жесткую антиправительственную направленность. В начале прошлого года десятки иранских артистов были арестованы за поддержку демонстраций. В их числе таких прежде всего называли имя Таране Алидусти — одной из выдающихся деятельниц иранского кинематографа, которую силовики арестовали и водворили в тегеранскую тюрьмы Эвин, где содержатся многие политзаключенные. Лишение ее свободы имело широкий  международный резонанс, потому что эта актриса участвовала и побеждала в целом ряде топовых мировых кинофестивалей, и удостаиваясь на них высоких наград, в том числе – «Оскара».

Еще один мировой известности кинематографист — один их самых популярных иранских кинорежиссеров Джафар Панахи, удостоившийся наград «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и «Серебряного медведя» на престижном киносостязании в Берлине. Летом 2022 г. он начал отбывать шестилетний  срок за поддержку антиправительственных выступлений в стране. Он ученик классика иранского кино – режиссера и сценариста  Аббаса Киаростами, который написал для него сценарий полнометражного режиссерского дебюта — «Белый шар», удостоенного «Золотой камеры» на Каннском кинофестивале 1995 года. Д.Панахи не раз арестовывался властями ИРИ. Последний приговор был вынесен ему еще в 2010 г. одновременно с уже известным нам М.Расулоф. Им обоим инкриминировали антиправительственную пропаганду, выразившуюся в том, что оба деятеля «новой волны» иранского кино приступили к съемкам документального фильма о сущности протестных актов, требовавших не допустить переизбрания на пост иранского президента известного неоконсерватора М.Ахмадинежада. Приговорили к 6 годам тюремного заключения. За Панахи, однако, заступился Ирано-французский культурный центр в Париже, внесший залог в 200 тыс. долларов. Тюрьму заменили домашним арестом и полным запретом на кинотворчество. В июле 2022 г., когда режиссер пришел в тюрьму Эвин узнать о судьбе своих коллег, осуждавших подавление гражданских протестов в стране, его задержали, и суд обязал его отбыть старый 6-летний тюремный срок. И вот обладатель главных призов многих международных кинофестивалей отбывает наказание в главной тюрьме страны. Приведем еще один достаточно показательный пример того, как иранская интеллигенции присоединяется к   народному движению, беспрецедентному  за последние четыре десятилетия, становясь частью протестного  потенциала. Это —  достаточно известный в мире иранского кино актер и режиссер Хамид Фаррохнежад,  открыто заявивший о своей оппозиции существующему строю  и опубликовавший в этой связи ряд обращений на своих страницах в социальных сетях. В недавнем обращении он апеллировал к верховному лидеру ИРИ аятолле Али Хаменеи. Поражает смелость, с которой кинематографист обвиняет руководителя исламского Ирана в том, что происходит сегодня в стране: «Вы причина и виновник всех последних событий, вы виновник каждой пролитой на землю капли крови с обеих сторон – и демонстрантов, и разгонявших их силовиков. Вы виновник всех убытков, которые терпит страна. Вы возомнили себя фараоном, и ведете себя как фараон. Именно поэтому вы закрыли свои уши для мирных протестов, и не слышите ничего, кроме собственного голоса…На каждый протест и критику вы отвечаете смертной казнью, тюрьмой, градом пуль…Это ваша вина, что у людей нет права выбора, именно вы лишили людей этого права. Вы считаете, что только вам можно диктовать людям, что им одевать, куда смотреть, каким образом думать и жить. Жаль, что вы не видели судьбы других подобных диктаторов, и посему не извлекли урока» — заявил он. Таким образом, протестная активность все больше вовлекает в свою орбиту и людей искусства, раздвигая и расширяя поле социального и политического инакомыслия и недовольства.