- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Профиль: ливанская «Хизбалла»

по материалам  Службы исследований Конгресса США (CRS)

«Хизбалла» («Партия Бога», — поддерживаемое Ираном ливанское шиитское ополчение и признанная США иностранной террористической организацией (FTO). «Хизбалла» является иранским партнером, помогающим Тегерану распространять власть по всему региону, обучать союзных ополченцев (по сообщениям, включая ХАМАС) и угрожать интересам США и союзников по всему региону. Созданная после израильского вторжения в Ливан в 1982 году, «Хизбалла»  совершила многочисленные нападения на израильские и западные объекты. В дополнение к введению санкций против «Хизбаллы» Конгресс стремился укрепить государственные институты Ливана для противодействия ее влиянию. Столкновения между «Хизбаллой» и израильскими силами обострились после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября 2023 года, в результате чего десятки тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома по обе стороны границы и увеличили перспективу более широкой военной конфронтации.

Руководство, структура и численность

Лидером «Хизбаллы»  является Хасан Насралла, который занял пост генерального секретаря после убийства его предшественника Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) в 1992 году. По данным правительства США, Организация внешней безопасности (ESO, также известная как Организация исламского джихада), возглавляемая Талалом Хамией, является подразделением «Хизбаллы» , ответственным за террористические атаки за рубежом. Некоторые страны и Европейский союз (ЕС) разделяют военное и политическое крыло «Хизбаллы», подвергая первое санкциям, поддерживая диалог со вторым. Официальные лица США назвали это разделение «ложным» и не проводимым самой «Хизбаллой».  По имеющимся данным, численность боевиков «Хизбаллы»  составляет от 40 000 до 50 000 человек. В это число входят силы «Радван», элитное подразделение, подготовленное для проведения специальных операций. Арсенал реактивных снарядов и беспилотных летательных аппаратов «Хизбаллы»  оценивается более чем в 150 000 единиц.

Цели и операции

В течение почти двух десятилетий заявленной целью «Хизбаллы»  было изгнание сил ЦАХАЛа с юга Ливана. После вывода израильских войск в 2000 году «Хизбалла»  использовала сохраняющееся присутствие Израиля на фермах Шебаа и в других спорных районах в трехграничном регионе Ливан-Сирия-Израиль для оправдания продолжающегося насилия против Израиля — и своего существования в качестве вооруженного ополчения вне структуры или компетенции Ливанских вооруженных сил (LAF). «Хизбалла»  придерживается идеологии правительства Ирана и поддерживает стратегические цели Ирана. В Страновых отчетах Госдепартамента о терроризме за 2022 год говорится, что Иран предоставляет «Хизбалле»  «бОльшую часть ее финансирования, обучения, оружия и взрывчатых веществ, а также политическую, дипломатическую, денежную и организационную помощь». В ежегодной оценке угроз разведывательного сообщества США за 2024 год (ATA) говорится, что «Хизбалла» стремится ограничить влияние США в Ливане и на Ближнем Востоке в целом”, цели, которые она разделяет с правительством Ирана. «Хизбалла» также управляет глобальной криминально-финансовой сетью, центры которой, как сообщается, находятся в Африке и Латинской Америке. В отчете Европола за 2022 год говорилось: «Сеть коллаборационистов, созданная «Хизбаллой»  в ЕС, подозревается в организации транспортировки и распространения незаконных наркотиков в ЕС, незаконном обороте огнестрельного оружия и проведении профессиональных операций по отмыванию денег». В других отчетах подчеркивается роль «Хизбаллы» в незаконном обороте стимуляторов амфетаминового ряда, продаваемых под названием «каптагон», вдоль сирийской границы.

«Хизбалла» в ливанской политике

«Хизбалла» участвует в выборах в Ливане с 1992 года и пользуется поддержкой населения благодаря своей обширной сети школ, клиник, молодежных программ и других социальных служб. «Хизбалла»  впервые вошла в кабинет министров в 2005 году и с тех пор занимала от одного до трех мест в каждом сформированном правительстве Ливана. Временами «Хизбалла» пыталась заблокировать решения кабинета министров, дважды спровоцировав распад правительства, выйдя из его состава вместе со своими политическими союзниками. Группа является частью политической коалиции «8 марта», в которую также входят Свободное патриотическое движение (христиане) и движение «Амаль» (шииты). «Хизбалла» занимает два места во временном правительстве Ливана. «Хизбалла» не получила дополнительных мест в парламенте на выборах в законодательные органы в 2018 или 2022 годах (она продолжает занимать 13 мест из 128). Однако после истечения срока полномочий президента Мишеля Ауна в октябре 2022 года «Хизбалла» и ее союзники по коалиции «8 марта» препятствовали усилиям парламента по избранию президента, препятствуя формированию кворума и заполняя пустые бюллетени на парламентских выборах.

Районы военных действий

«Хизбалла» базируется в Ливане и в основном действует на Ближнем Востоке, хотя она совершала нападения и в других местах.

Ливан. Согласно оценкам правительства США, «Хизбалла» контролирует доступ в отдельные районы Ливана и действует внутри страны относительно безнаказанно. Она была причастна к убийству бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири в 2005 году в результате взрыва автомобиля в центре Бейрута, в результате которого также погиб 21 человек. Резолюция 1701 (2006) Совета Безопасности ООН предписывает Временным силам Организации Объединенных Наций в Ливане (UNIFIL) оказывать правительству Ливана помощь в создании зоны, «свободной» от негосударственного вооруженного персонала, между «Голубой линией» (фактической границей Ливана с Израилем) и рекой Литани. Продолжающаяся операция «Хизбаллы»  в этом районе является основным фактором продолжающихся столкновений с Израилем.

Сирия. «Хизбалла» имеет давние отношения с правительством президента Сирии Башара Асада, которое облегчает транзит оружия через Сирию из Ирана в Ливана для «Хизбаллы». «Хизбалла» сыграла ключевую роль в оказании помощи проасадовским силам во время гражданской войны в Сирии.

Йемен. «Хизбалла» также поставляет оружие и обучает боевиков-хуситов в Йемене, а командиры «Хизбаллы», как сообщается, помогали кампании хуситов против международного судоходства в Красном море.

Атаки и угрозы интересам США

«Хизбалла» была связана с серией террористических атак, включая одну в 2012 году против израильских туристов в Болгарии и две в Аргентине в 1990-х годах. Нападения «Хизбаллы»  на персонал и объекты США за рубежом включают взрыв грузовика у посольства США и казарм многонациональных сил в Бейруте в 1983 году и похищение начальника резидентуры Центрального разведывательного управления в Бейруте, который позже скончался, находясь в плену. Сообщается, что лидеры «Хизбаллы» вооружили и обучили шиитских ополченцев, которые совершали нападения на силы США во время их развертывания в Ираке в 2003-2011 годах. В ATA 2024 года говорится, что «Хизбалла»  «сохраняет способность атаковать лиц и интересы США в регионе, по всему миру и, в меньшей степени, в Соединенных Штатах». В своих показаниях перед Конгрессом в 2023 году директор ФБР Кристофер Рэй заявил: «Аресты ФБР в последние годы также указывают на то, что «Хизбалла»   пыталась подбирать оперативников, создавать инфраструктуру и заниматься шпионажем внутри страны, что вызывает наше беспокойство по поводу того, что они могут планировать на случай непредвиденных обстоятельств будущие операции в Соединенных Штатах». Министерство финансов сообщило в 2024 году, что «члены и сочувствующие «Хизбаллы»  долгое время были вовлечены во множество крупномасштабных преступных схем, включая сложные сети отмывания денег, контрабанды и торговли людьми, которые задействовали финансовую систему США». Законодательство США предусматривает уголовную ответственность за поддержку «Хизбаллы»  и вводит ряд вторичных санкций против неграждан США, которые оказывают ей материальную поддержку или содействуют финансовым операциям от ее имени. Исследование, проведенное в 2022 году, показало, что 19 лицам были предъявлены федеральными судами обвинения в оказании материальной поддержки «Хизбалле»  в период с 1997 по 2020 год, и еще десяткам связанных с «Хизбаллой»  лиц были предъявлены обвинения в преступлениях, не связанных с терроризмом.

Продолжающийся конфликт с Израилем

«Хизбалла» и Израиль, которые вели 34-дневную войну в 2006 году, обмениваются огнем с октября 2023 года, что вызывает опасения по поводу более широкой эскалации, в ходе которой «Хизбалла» может угрожать стратегическим объектам Израиля и населенным пунктам. ВСООНЛ зафиксировали почти 9000 снарядов, выпущенных в обоих направлениях через «Голубую линию» в период с октября 2023 по февраль 2024 года, из которых почти 8000 были выпущены с южной стороны линии. С 7 октября 2024 года, по сообщениям, были убиты 60 ливанских гражданских лиц и 289 боевиков «Хизбаллы»; по оценкам министра обороны Израиля, в апреле 2024 года в результате израильских ударов погибла половина командиров «Хизбаллы»  на юге Ливана, утверждение, которое «Хизбалла» опровергла. Сообщается, что «Хизбалла» убила, по меньшей мере, 9 израильских гражданских лиц и 11 военных. Израильские официальные лица пригрозили более широкими военными действиями в Ливане, если силы «Хизбаллы»  не будут выведены к северу от реки Литани. Официальные лица США пытались добиться соглашения, которое удержит «Хизбаллу»  подальше от границы таким образом, чтобы смягчить угрозу нападения в стиле 7 октября и позволить примерно 60 000 эвакуированным израильтянам вернуться в свои дома на севере Израиля.

По оценкам некоторых наблюдателей, у сторон есть причины избегать более широкого конфликта, включая продолжающееся военное вмешательство Израиля в секторе Газа и внутриполитические ограничения «Хизбаллы».  Очевидная постепенная эскалация с февраля 2024 года усилила ожидания некоторых наблюдателей относительно такого конфликта, поскольку и Израиль, и «Хизбалла», похоже, склонны «активизировать конфликт, чтобы в конечном итоге достичь спокойствия», что может усилить вероятность просчетов. В апреле 2024 года Соединенные Штаты и другие западные державы заявили, что они «особенно обеспокоены ситуацией вдоль «Голубой линии»» и заявили, что LAF и UNIFIL сыграли «важную стабилизирующую роль в снижении риска более широкого конфликта». Для деэскалации ситуации «Хизбалла» настояла на том, чтобы Израиль сначала прекратил боевые действия в Газе, хотя неясно, какое влияние прекращение огня в Газе окажет на конфликт между Израилем и «Хизбаллой», если таковое вообще будет иметь место.

Законодательство и вопросы для Конгресса

Конгресс принял ряд мер, введя вторичные санкции против физических и юридических лиц, которые содействуют финансовым операциям «Хизбаллы», включая Закон о предотвращении международного финансирования «Хизбаллы»  от 2015 года (П.Л. 114-102) с поправками, внесенными Законом о предотвращении международного финансирования «Хизбаллы»  от 2018 года (П.Л. 115- 272). На 118-м заседании Конгресса Палата представителей одобрила резолюцию, призывающую ЕС признать «Хизбаллу» «во всей ее полноте» террористической организацией (H.Res. 599). Чиновники Госдепартамента описали LAF как «институциональный противовес «Хизбаллае»», и эта оценка оспаривается некоторыми наблюдателями. Последовательные акты об ассигнованиях запрещают доступ к средствам для LAF, если они «контролируются» определенной террористической организацией. Осуществляя надзор за оказанием США помощи в области безопасности LAF, некоторые члены подняли вопросы о возможном перенаправлении американских средств «Хизбалле».

В этой связи отдельно отметим, что после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября 2023 г. официальные лица США и их союзники использовали все доступные инструменты национальной власти для противодействия усилиям Ирана и региональных вооруженных группировок, которые он поддерживает, чтобы помочь ХАМАСу бороться с Израилем. Причем речь идет не только о ливанской «Хизбалле», но и затрагивает всю т. н. «Ось сопротивления». С 7 октября Соединенные Штаты и их союзники используют превентивные и ответные военные действия для противодействия поддерживаемым Ираном нападениям на Израиль, на американские силы в регионе и на коммерческое судоходство через региональные морские контрольные точки. Лидеры США и Европы ввели экономические санкции в отношении лидеров ключевых групп, связанных с Ираном, а также предприятий и финансовых сетей, которые Иран и его партнеры используют для получения и перевода средств для своих операций. Признавая, что санкции не обязательно могут повлиять на ход войны между Израилем и ХАМАСом, ни один западный чиновник не рекламировал санкции как «быстрое решение», которое приведет к деэскалации конфликта, бушующего в регионе. С другой стороны, многие западные политики, включая членов Конгресса США, часто выступают за расширение санкций как за компонент политики без затрат и с низким уровнем риска, при этом преувеличивая способность санкций достигать национальных целей. Тем не менее, как полагают американские эксперты в области безопасности, западные санкции могут ослабить сеть Ирана в долгосрочной перспективе, исключив иранских и проиранских лидеров, боевиков, посредников, деловых партнеров и финансовых сторонников из международной финансовой системы и лишив их возможности извлекать выгоду из всеобщего признания доллара США. Санкции, направленные против конкретных лидеров и командующих, по-видимому, призваны лишить их легитимности в качестве лидеров их внутренних электоратов, удержать мировых лидеров от встреч с ними или приема у себя, а также помешать им накапливать финансовые активы или получать доступ к ним за пределами стран их происхождения. Тем не менее, практический эффект от нацеливания на конкретных иранских или связанных с Ираном лидеров и командиров сомнителен, потому что большинство лидеров «Оси сопротивления» и командиров не стремятся выезжать за пределы региона или проводить финансовые операции с банками США или Европы. В целом санкции, введенные после 7 октября, даже в сочетании с обширными ранее действовавшими санкциями, налагавшимися на протяжении многих лет на Иран и его союзников, практически не оказали заметного влияния на способность Ирана или его партнеров проводить свои различные атаки с 7 октября. С другой стороны, накопленный эффект западных санкций на группы, связанные с Ираном, может проявиться в долгосрочной перспективе. Объявления о санкциях США и других стран также помогают разведывательным и правоохранительным органам третьих стран понять поддерживаемые Ираном финансовые и логистические сети, чтобы помочь усилиям Запада по ограничению стратегического охвата Ирана. В качестве общей практики соблюдения требований мировые банки регулярно запрещают транзакции или счета, принадлежащие физическим или юридическим лицам, указанным в санкционных списках США и союзников. Как до, так и после 7 октября официальные лица США и союзников пытались устранить ключевую угрозу, исходящую от иранского арсенала баллистических и крылатых ракет и вооруженных беспилотных летательных аппаратов, часть которых Тегеран передал своим партнерам, включая хуситов в Йемене, ливанскую «Хизбаллу»  и проиранские ополченцы в Ираке и Сирии. Нападение ХАМАСа произошло за две недели до истечения 18 октября срока действия запрета ООН на разработку и передачу Ираном ракетных технологий и боевых беспилотных летательных аппаратов – автоматическое прекращение действия, предусмотренное в многостороннем соглашении по иранской ядерной программе (СВПД) 2015 года. Официальные лица США долгое время утверждали, что санкции США в отношении иранских ракетных программ и беспилотных летательных аппаратов останутся в силе, а в сентябре Великобритания, Франция и Германия объявили, что они сохранят свои санкции также в отношении иранских ракетных технологий и беспилотных летательных аппаратов. В день истечения срока действия запрета ООН Министерство финансов США ввело санкции против 11 физических лиц, 8 организаций и одного судна, базирующихся в Иране, Гонконге, Китайской Народной Республике (КНР) и Венесуэле, которые, как было установлено, «содействовали дестабилизирующим программам Ирана по созданию баллистических ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)». 18 апреля, через пять дней после беспрецедентного обстрела ракетами и беспилотниками Ирана Израиля, Министерство финансов объявило о санкциях в отношении 16 физических и 2 юридических лиц, которые, как было установлено, способствовали производству иранских беспилотных летательных аппаратов, включая типы двигателей, приводящих в действие иранские беспилотники Shahed variant, использованные при атаке, которые также проданы России для использования против Украины. В соответствии с заявлением США Великобритания ввела санкции против 7 физических и 6 юридических лиц, которые позволили Ирану осуществлять дестабилизирующую региональную деятельность, включая нападение на Израиль. Среди названных лиц были министр обороны Ирана бригадный генерал Мохаммад Реза Аштиани, Генеральный штаб Вооруженных сил Ирана и ВМФ Корпуса стражей исламской революции (КСИР). 25 апреля Соединенные Штаты, Великобритания и Канада ввели санкции против еще 12  юридических, физических лиц и судов, которые, по их словам, играли центральную роль в содействии и финансировании продажи иранских вооруженных беспилотных летательных аппаратов для Министерства обороны и материально-технического обеспечения вооруженных сил Ирана (MODAFL). Одной из организаций, попавших под санкции, была Sahara Thunder, идентифицированная как «основная подставная компания, которая контролирует коммерческую деятельность MODAFL в поддержку этих усилий». В январе официальные лица США, нацеленные на финансистов и финансовых посредников, ввели санкции против иракской авиакомпании Fly Baghdad и ее генерального директора за оказание помощи спецподразделению «Аль-Кудс» КСИР и их прокси-групп в Ираке, Сирии и Ливане. Объявление включало санкции в отношении трех лидеров и сторонников одного из основных связанных с Ираном ополченцев КСИР в Ираке, «Катаиб Хизбалла» (KH), а также бизнеса, который перемещает и отмывает средства для KH. Согласно заявлению США: «В течение нескольких лет иракская авиакомпания Fly Baghdad поддерживала операции КСИР и его доверенных лиц, доставляя технику и персонал по всему региону», включая доставку партий оружия в международный аэропорт Дамаска в Сирии для передачи членам КСИР и связанных с Ираном групп ополчения на местах в Сирии, таким как сирийские военные и ливанская «Хизбалла». Среди фигурантов KH, против которых были введены санкции, были глава политической партии KH Моанес аль-Ибуди и Авкад Мухсин Фарадж аль-Хамидави, младший брат генерального секретаря KH Ахмада аль-Хамидави, которые, как было установлено, руководили бизнесом KH и аспектами финансового портфеля KH. Также в том же месяце Министерство финансов США ввело санкции против трех организаций и одного физического лица, расположенных в Ливане и Турции, за оказание важнейшей финансовой поддержки КСИР и ливанской «Хизбалле»  путем продажи иранских товаров, в том числе сирийскому правительству. Среди организаций, попавших под санкции, были: базирующаяся в Турции Mira Ihracat Ithalat Petrol; базирующаяся в Ливане компания Yara Offshore SAL, аффилированная с «Хизбаллой»; и ливанская компания Hydro по аренде бурового оборудования, которая, как сообщается, работает под руководством старших офицеров КСИР и поддерживает коммерческие связи с «Хизбаллой». В январе Соединенные Штаты, Великобритания и Австралия приняли меры против финансовых сетей ХАМАСа и посредников по переводу виртуальной валюты. В марте официальные лица США и Великобритании совместно ввели санкции против двух физических и трех организаций как ключевых финансовых посредников и сборщиков средств для ХАМАСа, включая Gaza Now. В попытке ослабить и удержать движение хуситов от нападений на региональные цели и, в последнее время, на коммерческое судоходство в Красном море, США и Великобритания совместно ввели санкции против финансовых посредников группы и военных лидеров. В начале 2022 года Соединенные Штаты ввели санкции против предполагаемого финансиста хуситов Саида аль-Джамаля, чья сеть перевела десятки миллионов долларов в Йемен через сложную международную сеть посредников в поддержку нападений хуситов на объекты в Саудовской Аравии и ОАЭ. В январе, после того как хуситы открыли огонь по торговым судам в рамках своей кампании по пресечению наступления Израиля на ХАМАС, официальные лица США и Великобритании ввели санкции против министра обороны хуситов Мухаммеда аль-Атифи; командующего ВМС хуситов Мухаммеда Фадля Абд ан-Наби; начальника Сил береговой обороны хуситов Мухаммеда Али аль-Кадири; и помощника министра обороны по логистике и директора департамента закупок Мухаммеда Ахмада аль-Талиби. Тем не менее, ни санкции США и их союзников, ни совместные военные действия против позиций ракет и беспилотников хуситов пока не удержали хуситов от продолжения нанесения ущерба мировой экономике путем нападений на судоходство в Красном море.