О влиянии фактора явки на результаты муниципальных выборов
По мнению специалистов, помимо фактора изменения электоральных предпочтений, на результаты выборов решающее значение имела явка. С нашей точки зрения, она указала на фундаментальное состояние турецкого общества и является индикатором здоровья социума с точки зрения итогов всеобщих выборов 2023 г. Поэтому мы считаем необходимым оценить влияние явки на итоги муниципальных выборов и трансформацию системы.
На прошедших 31 марта муниципальных выборах явка составила 78,6%. Эта цифра важна во многих отношениях.
Во-первых, впервые с 2004 г. явка на муниципальных выборах опустилась ниже 80%. Примечательно, что в 2004 г. низкая явка на муниципальных выборах была зафиксирована в условиях слабой позиции с точки зрения принятия власти Партии справедливости и развития (AKP) со стороны общества. После феноменального уровня явки на выборах 2014 г. было очевидно, что после достижения пика этот показатель упадет, что и произошло в 2019 г. Однако снижение явки в 2024 г. мы рассматриваем как вытекающий из логики процесса тренд.
Это ведет нас ко второму обстоятельству. Отмечается снижение явки по сравнению с проявлением этого показателя на всеобщих выборах 2023 г. и во время второго тура президентских выборов. Сравнивать эти выборы не совсем корректно с точки зрения статистических значений, однако их сопоставление дает нам много пищи для размышлений с точки зрения понимания характера процесса. Разницу в 8,5% мы считаем существенной особенно в контексте того, явка на муниципальных выборах упала ниже психологической отметки в 80%. Для раскрытия важности этой связи отметим, что отклонение между явкой на всеобщих выборах 2018 г. и муниципальных выборах 2019 г. оказалась в районе статистической погрешности. Сейчас же полученная разница оказалась в разы радикальной.
В-третьих, мы отдельно подчеркнем, что явка оказалась ниже психологической отметки в 80%. Если не учитывать конституционные референдумы, в XXI веке явка была ниже 80% 4 раза. На выборы 2002 г. и 2004 г. влияло шоковое состояние общества после политической нестабильности 1990-х гг. Президентские выборы 2014 г. для нас также стоят особняком, потому что они проводились летом, а на явку тогда повлияла слабая мобилизация поддержки единым оппозиционным кандидатом Эклемеддином Ихсаноглу. То есть явка на этих муниципальных выборах для нас является первым объективным случаем сильного отклонения от нормального уровня явки в эпоху сильной Партии справедливости и развития, который мы связываем с реакцией на политику AKP.
Таблица №1. Явка на всех типах выборов в Турции, которые проводились в XXI в.
Выборы | Явка |
Парламентские выборы 2002 г. | 79,1% |
Муниципальные выборы 2004 г. | 76,3% |
Парламентские выборы 2007 г. | 84,3% |
Муниципальные выборы 2009 г. | 85,2% |
Парламентские выборы 2011 г. | 83,2% |
Муниципальные выборы 2014 г. | 89,2% |
Президентские выборы 2014 г. | 74,1% |
Парламентские выборы 2015 г. | 83,9% |
Досрочные парламентские выборы 2015 г. | 85,2% |
Всеобщие выборы 2018 г. | 86,2% |
Муниципальные выборы 2019 г. | 84,6% |
Всеобщие выборы 2023 г. | 87,1%
Второй тур президентских выборов – 84,2% |
Муниципальные выборы 2024 г. | 78,6% |
Но мы хотим подчеркнуть, что этот тренд мы считаем антиэлитными, потому что он связан не только с правящей партией. Он сильно оказал влияние на явку в районах, которые считались электоральными базами Партии справедливости и развития. Однако мы должны отметить, что снижение явки происходило повсеместно, в том числе и районах, где сильны оппозиционные партии. Это указывает на то, что возобладало разочарование всей политической системой, а не только AKP. Такое влияние на результаты связано с особой ролью, которая правящая партия имеет, являясь, по сути, системообразующим элементом. Однако отрицательную реакцию получили и Республиканская народная партия, и Партия равенства и демократии народов там, где они считаются доминирующими партиями. Поэтому название этой волны исключительно, направленной против AKP, неточно отражает действительность.
Таблица №2. Явка в проэрдогановских и оппозиционных районах
Проэрдогановский район | Явка | Оппозиционный район | Явка |
Кайсери | 77,6% | Мерсин | 79% |
Эрзурум | 72,4% | Анталья | 78,5% |
Газиантеп | 70,8% | Айдын | 80,8% |
Малатья | 74,8% | Мугла | 81,4% |
Трабзон | 78,2% | Измир | 79% |
Коджаэли | 76,4% | Чанаккале | 77,9% |
Конья | 76% | Текирдаг | 77,8% |
Сакарья | 80% | Элирне | 79,1% |
Самсун | 80,2% | Кыркларэли | 80,4% |
Орду | 80,5% | Мардин | 73,1% |
Кахраманмараш | 79,3% | Батман | 69,2% |
Шанлыурфа | 75% | Диярбакыр | 67% |
Подытоживая статью, мы отмечаем, что снижение явки в 2024 г. стало первым проявлением антиэлитных настроений со стороны электората в XXI в. Но разочарование не имело тотального партийного окраса. Преимущественно оно повлияло на правящую партию, но оппозиция тоже испытала это влияние. Последний факт является существенным в контексте победы оппозиции на выборах. Мы это интерпретируем как проявление того, что общество не будет делать поблажек и CHP в случае отсутствия успехов. Поэтому нынешнюю систему мы характеризуем как промежуточную, так как сейчас сформировано состояние качелей. Любое изменение, даже незначительное, может качнуть ситуацию в обе стороны.