- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: итоги муниципальных выборов 2024 г. Часть 16

О влиянии фактора явки на результаты муниципальных выборов

По мнению специалистов, помимо фактора изменения электоральных предпочтений, на результаты выборов решающее значение имела явка. С нашей точки зрения, она указала на фундаментальное состояние турецкого общества и является индикатором здоровья социума с точки зрения итогов всеобщих выборов 2023 г. Поэтому мы считаем необходимым оценить влияние явки на итоги муниципальных выборов и трансформацию системы.

На прошедших 31 марта муниципальных выборах явка составила 78,6%. Эта цифра важна во многих отношениях.

Во-первых, впервые с 2004 г. явка на муниципальных выборах опустилась ниже 80%. Примечательно, что в 2004 г. низкая явка на муниципальных выборах была зафиксирована в условиях слабой позиции с точки зрения принятия власти Партии справедливости и развития (AKP) со стороны общества. После феноменального уровня явки на выборах 2014 г. было очевидно, что после достижения пика этот показатель упадет, что и произошло в 2019 г. Однако снижение явки в 2024 г. мы рассматриваем как вытекающий из логики процесса тренд.

Это ведет нас ко второму обстоятельству. Отмечается снижение явки по сравнению с проявлением этого показателя на всеобщих выборах 2023 г. и во время второго тура президентских выборов. Сравнивать эти выборы не совсем корректно с точки зрения статистических значений, однако их сопоставление дает нам много пищи для размышлений с точки зрения понимания характера процесса. Разницу в 8,5% мы считаем существенной особенно в контексте того, явка на муниципальных выборах упала ниже психологической отметки в 80%. Для раскрытия важности этой связи отметим, что отклонение между явкой на всеобщих выборах 2018 г. и муниципальных выборах 2019 г. оказалась в районе статистической погрешности. Сейчас же полученная разница оказалась в разы радикальной.

В-третьих, мы отдельно подчеркнем, что явка оказалась ниже психологической отметки в 80%. Если не учитывать конституционные референдумы, в XXI веке явка была ниже 80% 4 раза. На выборы 2002 г. и 2004 г. влияло шоковое состояние общества после политической нестабильности 1990-х гг. Президентские выборы 2014 г. для нас также стоят особняком, потому что они проводились летом, а на явку тогда повлияла слабая мобилизация поддержки единым оппозиционным кандидатом Эклемеддином Ихсаноглу. То есть явка на этих муниципальных выборах для нас является первым объективным случаем сильного отклонения от нормального уровня явки в эпоху сильной Партии справедливости и развития, который мы связываем с реакцией на политику AKP.

 

Таблица №1. Явка на всех типах выборов в Турции, которые проводились в XXI в.

 

Выборы Явка
Парламентские выборы 2002 г. 79,1%
Муниципальные выборы 2004 г. 76,3%
Парламентские выборы 2007 г. 84,3%
Муниципальные выборы 2009 г. 85,2%
Парламентские выборы 2011 г. 83,2%
Муниципальные выборы 2014 г. 89,2%
Президентские выборы 2014 г. 74,1%
Парламентские выборы 2015 г. 83,9%
Досрочные парламентские выборы 2015 г. 85,2%
Всеобщие выборы 2018 г. 86,2%
Муниципальные выборы 2019 г. 84,6%
Всеобщие выборы 2023 г. 87,1%

Второй тур президентских выборов – 84,2%

Муниципальные выборы 2024 г. 78,6%

 

Но мы хотим подчеркнуть, что этот тренд мы считаем антиэлитными, потому что он связан не только с правящей партией. Он сильно оказал влияние на явку в районах, которые считались электоральными базами Партии справедливости и развития. Однако мы должны отметить, что снижение явки происходило повсеместно, в том числе и районах, где сильны оппозиционные партии. Это указывает на то, что возобладало разочарование всей политической системой, а не только AKP. Такое влияние на результаты связано с особой ролью, которая правящая партия имеет, являясь, по сути, системообразующим элементом. Однако отрицательную реакцию получили и Республиканская народная партия, и Партия равенства и демократии народов там, где они считаются доминирующими партиями. Поэтому название этой волны исключительно, направленной против AKP, неточно отражает действительность.

 

Таблица №2. Явка в проэрдогановских и оппозиционных районах

 

Проэрдогановский район Явка Оппозиционный район Явка
Кайсери 77,6% Мерсин 79%
Эрзурум 72,4% Анталья 78,5%
Газиантеп 70,8% Айдын 80,8%
Малатья 74,8% Мугла 81,4%
Трабзон 78,2% Измир 79%
Коджаэли 76,4% Чанаккале 77,9%
Конья 76% Текирдаг 77,8%
Сакарья 80% Элирне 79,1%
Самсун 80,2% Кыркларэли 80,4%
Орду 80,5% Мардин 73,1%
Кахраманмараш 79,3% Батман 69,2%
Шанлыурфа 75% Диярбакыр 67%

 

Подытоживая статью, мы отмечаем, что снижение явки в 2024 г. стало первым проявлением антиэлитных настроений со стороны электората в XXI в. Но разочарование не имело тотального партийного окраса. Преимущественно оно повлияло на правящую партию, но оппозиция тоже испытала это влияние. Последний факт является существенным в контексте победы оппозиции на выборах. Мы это интерпретируем как проявление того, что общество не будет делать поблажек и CHP в случае отсутствия успехов. Поэтому нынешнюю систему мы характеризуем как промежуточную, так как сейчас сформировано состояние качелей. Любое изменение, даже незначительное, может качнуть ситуацию в обе стороны.