- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых элементов проекта авианесущего корабля ВМС Турецкой Республики

Как известно, 16 февраля 2024 г. в средствах массовой информации Турецкой Республики появилась информация о начале разработки проекта авианесущего корабля для национальных ВМС. 27 апреля 2024 г. изображения перспективного корабля и краткие тактико-технические характеристики были опубликованы в открытой печати. Китайские специалисты также обратили внимание на данную информацию и приступили к сбору и анализу сведений.  С учетом полученной информации аналитики китайской кораблестроительной промышленной корпорации выделяют несколько проблемных моментов, которые предстоит решить турецким инженерам.

Как известно, корабль, спроектированный конструкторами Стамбульского кораблестроительного предприятия, а именно сотрудниками отдела разработки надводных кораблей при длине 285 м, ширине 72 м и осадке 10,1 м имеет максимальную скорость 25 узлов.

Скоростной параметр имеет высокое значение для такого надводного корабля. Ранее при обработке данных о мировой практике применения кораблей подобного назначения максимальная скорость должна составлять не менее 30 узлов, что обеспечивает нормальную скорость встречного ветра, который обеспечивает подъемную силу для взлетающих самолетов. Вполне вероятно, что максимальная скорость в 25 узлов обусловлена применением только двух валолиний

С учетом того, что турецкий авианосец, равно как и советский «Кузнецов», индийские «Викрамадитья» и «Викрант» имеют трамплинную взлетную палубу, то повышение максимальной скорости имеет определенное значение для обеспечения безопасного взлета летательных аппаратов с требуемой полезной/боевой нагрузкой.

При изучении графических изображений проекта и сопровождающей документации китайские специалисты обратили на примечание турецких кораблестроителей о модульности конструкции взлетной палубы – т. е. подразумевается, что с принятием на вооружение малозаметного истребителя национальной разработки КААN турецкие кораблестроители выполнят демонтаж трамплинной части и внедрят систему катапультного старта.

Подобное решение вполне имеет право на существование, однако подобными технологическими решениями турецкие кораблестроители и производители не обладают. Кроме того, проведение подобных работ потребует  вывода корабля из боевой эксплуатации сроком не менее 12 месяцев. Определенное время потребуется на проведений испытаний с подтверждением стабильности функционирования в различных условиях морского похода.

Китайские специалисты обратили внимание, что проектом перспективного турецкого авианесущего корабля предусмотрено наличие по правой стороне корабля только двух подъемников, обеспечивающих перемещение летательных аппаратов между летной палубой и ангаром. По мнению специалистов из Китая для нормального функционирования авиационной группы в условиях боевой работы необходимо, чтобы корабль располагал более компактными подъемниками по левому борту, которые обеспечат безопасное перемещение боеприпасов и другого имущества, необходимого для выполнения боевых задач.

Китайские специалисты обратили внимание на то, что при расчете соотношения между летательными аппаратами на летной палубе и в ангаре турецкие конструкторы использовали линейные размеры истребителя МиГ-29К, находящегося на вооружении ВМС Российской Федерации и Республики Индия.

По расчетам турецкой стороны перспективный корабль позволит разместит на нем до 50 летательных аппаратов в соотношении 20 на палубе и 30 в ангаре.  Анализ имеющихся данных позволяет определить, что в зависимости от перспективных боевых задач авианосец ВМС ТР  будет нести в подпалубном ангаре от 8 до 18 БПЛА «Байрактар-ТВ3», от 8 до 10 БПЛА Kizilelma, от 4 до 10 БПЛА Anka-3 и от 4 до 12 легких истребителей Hurjet.  Достоверно известно, что производители данных летательных аппаратов, а именно компания TAI и Baykar Defense подписали со Стамбульским кораблестроительным предприятием соглашение о передачи партий  ЛА на испытания катапультной схемы старта.

При изучении схемы размещения, а также взлетно-посадочной схемы перспективного турецкого авианесущего корабля китайские специалисты обратили внимание, что конструкторы предусмотрели три точки разгона для летательных аппаратов на удалении 145, 205 и 275 м от носового среза. В отношении последней известно, что она предназначена для обеспечения взлета малозаметного разведывательного БПЛА Kizilelma, что указывает на недостаточную мощность двигателя на взлетном режиме.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий указывают на бессмысленность размещение такого БПЛА до момента появления нормального турбореактивного двигателя, который позволит сократить длину пробега при взлете до приемлемых параметров. Высвобождение траектории пробега протяженностью 275 м самым негативным образом влияет на полезную площадь палубы и на безопасность экипажа корабля и военнослужащих авиационной группы.

В отношении энергетической установки китайским специалистам известно, что турецкие кораблестроители планируют применить четыре газотурбинных двигателя американского производства типа LM-2500, которые будут размещены в едином отсеке, что является слабым местом с точки зрения обеспечения живучести корабля в условиях боевых действий.

Расположение четырех ГТУ в одном отсеке также окажет негативное влияние на тепловую заметность корабля, поскольку подобные силовые установки производят значительный объем выхлопных газов высокой температуры, отвод которых турецкие конструкторы планируют осуществлять через коллектор, размещенный в пределах палубной надстройки.  С учетом сложного периода, в котором находятся американо-турецкие отношения на высшем уровне, вызывает множество вопросов вероятность того, что ОПК США поставят турецким кораблестроителям необходимую модель и модификацию ГТУ.

В дополнение китайские специалисты отмечают, что в палубной надстройке будет размещена РЛС с АФАР типа CAFRAD – аналог станции, разработанной для эсминцев УРО проекта TF-2000. Основной рубеж ПВО корабля обеспечит зенитно-ракетная система MIDLAS в состав которой входит вертикальная пусковая установка на 32 ракеты. Рубеж самообороны авианесущего корабля будет сформирован за счет 4 зенитных пушечных установки типа GOKDENIZ, обладающих собственными РЛС и оптико-электронными станциями наведения и управления огнем.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с комплексной оценкой китайских специалистов, что строительство подобного корабля вполне возможно силами турецкого кораблестроительного комплекса. Однако, рациональность проекта, а также его реализуемость в сжатые сроки вызывает серьезные сомнения, поскольку  турецкие корабелы не имеют необходимого опыта. В данном аспекте отметим, что для разработки УДК проекта «Анатолия» были приглашены испанские конструкторы, которые сформулировали проект и оказали значительное содействие турецким партнерам в ходе строительства корабля, который имеет водоизмещение не более 30000 тонн, что в два раза меньше, чем у перспективного авианесущего корабля ВМС ТР.