О портрете избирателя, который на муниципальных выборах 2024 г., проголосовал за Народно-республиканскую партию
Мы в предыдущих статьях рассмотрели основные направления перехода электоральной поддержки и оценили интенсивность этого процесса. Помимо этого, в центре нашего внимания оказались статистические данные по распределению поддержки электората в зависимости от изменения возраста избирателей и их профессионального статуса. Эти исследования IPSOS Türkiye были акцентированы на выражении общей ситуации по всем основным партиям. Yöneylem Araştırma опубликовала еще одну интересную работу, в рамках которой представила портрет избирателя Народно-республиканской партии (CHP) на муниципальных выборах.
По гендерному критерию каких-то серьезных изменений незафиксировано. Распределение поддержки в этих группах примерно равное.
Но трансформация повлияла на данные, основанные на возрастном критерии. По ним наибольшую долю среди избирателей CHP имеет сегмент 35-54 лет. Это граждане среднего возраста, у которых есть семьи и дети. Это экономически самая активная часть населения. По сути, эта группа является основой среднего класса общества. От его самочувствия зависит общее состояние всего общества. Традиционно в этом сегменте Народно-республиканская партия была не очень успешна, зато здесь рекордные результаты показывала Партия справедливости и развития (AKP). В частности, это было одним из основных факторов ее доминирования в политической системе. Сейчас же мы видим, что по оценкам социологов почти 39% избирателей, которые проголосовали за кемалистов на выборах 31 марта, являются частью этой возрастной группы. Это еще раз демонстрирует, что CHP напрямую перетягивала избирателя правящей партии. Отметим и долю, которая выпадает на старшую часть общества (35,5% –суммарная поддержка граждан старше 55 лет от общей доли избирателей CHP). Кемалисты и так были довольно популярны в этом сегменте за счет интеллигенции и граждан, ведущих светский образ жизни. Но особенность нынешней ситуации проявляется в том, что кемалисты получили чуть больше обычного. Это тоже увязывается с перехватом поддержки от AKP. Ее рост в средней и старшей группе привел к уменьшению роли молодежи в структуре электората CHP. Она равняется примерно 26%. Если учитывать предыдущие выборы, то такая низкая доля молодежи является аномалией. Это же указывает на то, что на этих выборах произошел существенный сдвиг.
На изменения указывают данные и по уровню образования. Первое место у граждан с высшим образованием не вызывает удивления. Но сюрпризом являются такие высокие цифры по гражданам, которые имеют образование ниже среднего неполного. Эта группа опять же является традиционным электоратом AKP. С точки зрения профессионального статуса обратим внимание на сильный рост влияния пенсионеров. Но наиболее интересные для нас данные находятся в графе «уровень доходов». На первом месте здесь идет группа самых бедных. Вместе с группой избирателей из графы «низкий доход» они составляют половину от электората CHP. Средний класс, который традиционно является основой электората с экономической точки зрения, идет только на втором месте с 35%. С точки зрения этнического происхождения и идеологии резких изменений не наблюдается. Это показывает, что экономический фактор стал превалирующим в этой трансформации.
Таблица №1. Электоральный портрет Народно-республиканской партии по итогам муниципальных выборов 2024 г., источник: Yöneylem Araştırma
Критерии | ||
Пол | Мужской | 51% |
Женский | 49% | |
Возраст | 18-24 года | 9,6% |
25-34 года | 16,5% | |
35-44 года | 19,6% | |
45-54 года | 19% | |
55-64 года | 17,6% | |
Больше 65 лет | 17,7% | |
Образование | Нет никакого образования | 1,4% |
Неполное среднее образование и ниже | 30,8% | |
Среднее образование | 27,5% | |
Высшее образование и выше | 40,3% | |
Профессиональный статус | Пенсионер | 30,6% |
Безработный | 2,9% | |
Домохозяйка | 18,9% | |
Студент | 4,7% | |
Рабочий, госслужащий, фермер, малый бизнес | 33,1% | |
Владелец предприятия | 2% | |
Классифицированный специалист, руководитель | 7,8% | |
Уровень дохода | Очень бедные | 32,1% |
Низкий доход | 18,1% | |
Низкий-средний доход | 12,1% | |
Средний доход | 14,8% | |
Средний-высокий доход | 7,9% | |
Высокий доход | 6% | |
Очень высокий доход | 5,9% | |
Не ответили на вопрос | 3,1% | |
Этническое происхождение | Турок | 75,5% |
Курд/заза | 12,7% | |
Другое | 10,2% | |
Мировоззрение | Консерватор | 8,9% |
Кемалист | 55,8% | |
Националист | 16,7% | |
Носитель курдской идентичности | 17,8% | |
Социал-демократ | 48,5% | |
Социалист/коммунист | 57,5% | |
Другой | 29,6% | |
Ответа нет | 20,2% |
Подводя итог, отметим, что образ среднего избирателя CHP изменился. Теперь это гражданин средних лет без высшего образования, который работает либо в сфере услуг, либо является пенсионером и имеет доход ниже среднего. Особенность ситуации связана с тем, что этот образ годами был закреплен за AKP. Косвенно он указывает на переток поддержки от правящей партии. Важно подчеркнуть и то, что партия одновременно приобрела поддержку у бедных и среднего класса, сохранив голоса богатых и образованных. Так, партия изменила свой образ «партии богатых» и стала использовать центристские стратегии. За счет этого она форсировала потолок в 27%, который она не могла преодолеть с 2002 г.