- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об исследовании «Турецкие карты в мире. Повышая ставки». Часть 2

Институт изучения (проблем) безопасности, агентство Европейского союза, опубликовал свежее исследование под названием «Турецкие карты в мире. Повышая ставки», посвященное внешней деятельности Турецкой Республики в ряде регионов мира, включая: Балканы, Южный Кавказ, Ближний Восток и Северную Африку, а также Африку южнее Сахары. Как можно заметить, это – регионы, которым Турция, декларирующая свое возвращение на международную арену, придает особое значение.

Продолжаем анализировать материал и, в частности, его главу, посвященную взаимодействию Турции и Балкан. Сразу заметим, исторического для Турции региона. Напомним, что на, как утверждает издание, экономическое взаимодействие ЕС и Турции с Балканами отличается приблизительно в 30 раз. Разумеется, в европейскую пользу, что отвечает и сравнительному экономическому потенциалу Европы и Турции, и той роли, которая была отведена Западной Европе в период Холодной войны.

Помимо взаимной торговли, изданием отмечается та роль, которую Турция играет в инвестициях и в строительстве инфраструктуры. Понятно, что речь идет о высоком потенциале и большом опыте турецких строительных подрядчиков.

Например, как отмечается изданием, турецкая строительная компания Taşyapı, в значительной степени, финансирует строительство автомагистрали Сараево — Белград, крупного проекта, который «решит давние транспортные проблемы». Ранее эта же компания играла важную роль в реконструкции дороги Нови Пазар-Тутин в населенном преимущественно мусульманами регионе Санджак в Сербии.

Также Приштинский международный аэропорт имени Адема Джашари был построен в 2013 году турецко-французским консорциумом Limak — Aéroports de Lyon, его стоимость составила более 140 млн евро. В этом смысле, со своей стороны, отметим то обстоятельство, что компания Limak является одной из тех, кого принято называть «ближним кругом» турецкого руководства. В том смысле, что Limak – в перечне тех компаний, которым поручается строительство наиболее дорогостоящих и ответственных проектов. Не следует удивляться и тому, что потенциал этих компаний, включая Limak, оказывается столь высок, что они проявляют активность и за пределами Турции, включая стратегические для страны направления. Надо ли говорить о том, что (частично признанная) Республика Косово является для Турции одним из подобных направлений.

Кроме того, как указывается изданием, в 2023 году, совместное предприятие Bechtel — ENKA заключило контракт на строительство двух новых автомагистралей в Северной Македонии: коридора 8, соединяющего Адриатическое и Черное моря, и коридора 10d, входящего в сеть общеевропейского транспортного коридора 10. В случае компании ENKA следует отметить, что из игрока средней руки она превратилась во влиятельного подрядчика в результате своей деятельности на территории Российской Федерации, в первую очередь, в Москве. С тех пор, как в России стали доминировать другие игроки – и ENKA, в свою очередь, заметным образом утратила свои позиции.

Еще одной компанией, упоминаемой в отчете в качестве игрока на Балканах, является Şahterm. Так, как отмечается, в 2024 году компания продолжает строительство в Северной Македонии завода стоимостью 70 млн евро по производству трубчатых нагревательных элементов для бытовой техники.

В свете заметно возросшего за последние годы турецкого потенциала по реализации крупных проектов, прежде чем перейти к турецкой «мягкой силе» на Балканах, уместно задаться вопросом: сопоставимы ли турецкий потенциал и фактическое его приложение в этом регионе? – Выразим личное мнение, что нет, не сопоставимы. И речь здесь идет именно о том, что ЕС, прежде всего, Германия не оставляет туркам большого поля для деятельности.

Что же до «мягкой силы», то, в числе прочих инструментов, Турцией используется такая структура как Турецкое агентство по сотрудничеству и координации или TİKA.

Как упоминается изданием, эта структура последовательно оказывает помощь в целях развития Западным Балканам. Босния и Герцеговина (8,02 млн евро), Косово (4,59 млн евро) и Северная Македония (4,17 млн евро) были крупнейшими получателями помощи в 2021 году, при этом Босния и Герцеговина вошла в десятку крупнейших бенефициаров TIKA в мире.

Что же до характера реализуемых проектов, то они включают в себя разнообразные проекты, в том числе, поддержку студии государственного телевидения MTV4 в Скопье, оснащение административного и полицейского управления в Подгорице, предоставление помещений для логопеда и языковой терапии в детском саду «Ангелус» в Домалеваце и установку 60 промышленных швейных машин в тюрьме в Зенице. Подобного рода точечная помощь с максимизацией КПД (как сутевого, так и медийного) является фирменным стилем работы турецкой «мягкой силы», где нет места «гигантизму», а есть скрупулезная проработка проектов и фокус на множестве «небольших дел».

Достаточно логично, что одним из важнейших инструментов турецкой мягкой силы называется флагман турецких авиакомпаний – «Турецкие авиалинии». Мы не раз писали о значении ТА в турецком продвижении в мире, а в части 1 нашей публикации приводили ещё и карту региональных связей турецкого перевозчика с Балканами, Африкой, Кавказом и Ближним Востоком.

Применительно к Балканам, изданием приводятся следующие сведения о перелетах Турецких авиалиний: компания предлагает наиболее частые рейсы в Белград (21 рейс в неделю / 3 рейса в день), Подгорицу (18 раз в неделю), Скопье (14 рейсов в неделю / 2 в день), Сараево (14 рейсов в неделю), Приштину (11 рейсов в неделю) и Тиват (5 рейсов в неделю). Pegasus Airlines, частный турецкий бюджетный авиаперевозчик, также выполняет еженедельные рейсы во все столицы Западных Балкан; 11 рейсов в Тирану и Сараево, 8 рейсов — в Приштину и Скопье, 7 рейсов в Подгорицу и 4 рейса в Белград. Для сравнения, среди европейских перевозчиков только Austrian Airlines выполняет прямые рейсы во все столицы Западных Балкан.

Отметим одно немаловажное обстоятельство. Действительно Турецкие авиалинии, будучи, по факту, государственной компанией и инструментом продвижения государственных интересов, достаточно широко инвестирует и в расширение своего летного парка, и в расширение сети направлений своих перелетов. Это именно, что инвестиция в то, чтобы застолбить за собой лидирующие позиции по максимальному числу направлений. При этом, зачастую, идя на то, что экономика в перелетах – вторична.

А то обстоятельство, что у «Турецких авиалиний2 есть проблемы экономического свойства иллюстрируется фактом выделения в отдельный бизнес «дочки» Турецких авиалиний – авиакомпании Anadolu Jet – и превращения её в Ajet. Отметим, что за Anadolu Jet были все внутренние перелеты в стране. При этом немало разговоров ведется о том, что авиакомпания может быть полностью или частично продана зарубежным инвесторам. В частности, в этом смысле, упоминаются инвесторы из Ближнего Востока, в частности, из Катара. То, что приватизация турецким руководством рассматривается, косвенно подтверждается полным выделением Ajet в отдельный бизнес, включая отключение «переформатированой» компании от системы лояльности Турецких авиалиний.

В свежем интервью сайту EA Daily чрезвычайный и полномочный посол России в Турции А.В.Ерхов отметил непростую экономическую ситуацию в стране и привел следующие факты.

По словам политика, несмотря на то, что президентские и парламентские выборы позади, ситуация в стране не самая стабильная. Причиной тому стало сильное проседание экономики — на сегодня инфляция оценивается в 70%, а ее пик может составить 75%. В бюджете не хватает порядка 500 млрд турецких лир, что в переводе на рубли превышает отметку в 1,3 трлн, а к концу года дефицит может достичь 2,5 трлн лир, а это, между прочим, составляет 6,5% годового национального дохода. Убыток Центробанка также составил внушительные 800 млрд лир. Вследствие проблем с экономикой начинают тормозиться такие «бюджетообразующие» отрасли, как автопромышленность, производство текстиля, строительство и так далее. Сегодня, как отметил российский посол, экономика Турции в основном зависит от внешнего финансового воздействия и иностранных инвестиций.

О непростой экономической ситуации в Турции, пусть и без приведения таких фактов, говорит и рассматриваемое нами издание.

Цитируем:

«Однако планы Турции по инвестициям и развитию региона могут быть сорваны из-за резкого роста инфляции и ослабления валюты. Экономическая ситуация еще больше обострилась из-за двух разрушительных землетрясений, которые произошли в Турции в феврале 2023 года. Инфляция выросла почти до 65% и, как ожидается, достигнет пика к середине июня 2024 года, что усилит давление на и без того хрупкую макрофинансовую ситуацию Турции».

Можно ли говорить в таких условиях о полноценной экономической экспансии Турции в зарубежье и даже в отдельные регионы, представляющие для страны особый интерес? – Полагаем, что здесь этот вопрос надо считать риторическим. Любая экспансия или даже укрепление позиций предполагает наличие достаточного финансового рычага. В случае же Турции идеи об экспансии начинают вступать в заметное противоречие с экономической ситуацией в стране.

Отдельных слов заслуживает положение турецкой диаспоры на Балканах. Вот как ситуация характеризуется европейским изданием:

«Возникновение более авторитарной формы правления при президенте Эрдогане привело к растущей тенденции проецировать внутренние проблемы на международную арену, увеличивая уязвимость Турции перед внешним давлением. Это было очевидно на президентских выборах 2023 года, когда турецкая балканская диаспора продемонстрировала значительный сдвиг в избирательных предпочтениях: большинство поддержало оппонента Эрдогана Кемаля Кылычдароглу по сравнению с президентскими выборами 2018 года. Турецкая диаспора на Западных Балканах состоит из двух основных групп: турецких чиновников, работающих в государственных учреждениях или над крупными государственными инфраструктурными проектами, и лиц, имеющих семейные связи с регионом, которые покинули Турцию из-за растущего авторитаризма, например, студенты и бизнесмены. Более того, благодаря тесным связям балканских родственных общин с Турцией, турецкая балканская диаспора осознавала последствия руководства президента Эрдогана, включая высокую инфляцию и высокий уровень безработицы, которые наблюдаются с 2018 года».

Отметим, что это – очень серьезная смена настроений. Вплоть до последних выборов, можно было говорить о том, что зарубежные турки склонны, в массе своей, поддерживать именно действующее руководство страны.