- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об усилении координация между йеменскми хуситами и «Аль-Каидой Аравийского полуострова» (АКАП)

Как указывают местные йеменские источники, в последнее время наметилась тенденция по усилению  координация между хуситами и «Аль-Каидой Аравийского полуострова» (АКАП) в одной из ключевых провинций страны Абъяне. Другими словами, все эти две идеологически разные силы возвращаются к определенной степени взаимодействия после долго периода заморозки своих отношений. Несмотря на освобождение Абъяна от АКАП в 2011 году и хуситов в 2015 году в провинции сохраняется присутствие этих сил на фоне растущего сотрудничества между ними. Отношения между АКАП и хуситами прошли несколько этапов, которые характеризовались, в общем-то, наличием нейтралитета между ними. Эта политика началась еще со времен Усамы бен Ладена, который дал указание тогдашнему лидеру АКАП Насир аль-Вахайши «не вступать в конфронтацию с хуситами, и не рассматривать их в качестве приоритетных целей». Приход к власти в АКАП Касема аль-Рими открыл новый этап взаимоотношений между группами, что было мотивировано направлением проживающим в Иране нынешним лидером «Аль-Каиды» Сейфом Аль-Исламом своего сына Халеда в Йемен для организации координации с находящимися там иранскими советниками через местных племенных посредников. Это привело к тому, что хуситы без лишней огласка освободили в 2016-2017 гг. несколько видных функционеров АКАП. В данном случае речь идет о серьезной «многоходовой комбинации» КСИР ИРИ, который таким образом пытался ослабить влияние Саудовской Аравии на АКАП. Тому способствовали и  экономические вопросы, о которых скажем ниже. Эта тенденция по кооперации серьезно усилилась в период прихода к власти в АКАП Халеда Батерфи, который ряд местных источников охарактеризовали как период «уже союзнических по факту отношений». Свидетельством этого стал вывод сил АКАП из провинции Аль-Байда без столкновений согласно прямой договоренности с хуситами. За последние три года эта коалиция в целом оформилась. Хуситы передали АКАП несколько беспилотников, помогали выплатить денежные компенсации ранее освобожденным сторонникам АКАП в Сане и снабдила поддельными паспортами ряд функционеров АКАП для свободного перемещения их в Оман и обратно. Развитие отношений между группами происходит на фоне того, что хуситы сейчас держат позиции на горе Тура, что позволяет им напрямую угрожать северо-востоку Абъяна, а АКАП начинает восстанавливать свои позиции в провинции при финансовой поддержке и снабжению дронами со стороны хуситов (читай: Ирана). Такое положение дел стало возможно в силу ослабления финансовой поддержки АКАП со стороны Эр-Рияда, который  сосредоточился на законном правительстве Йемена. Как и в случае с партией «Ислах» в свое время (тогда их перекупили катарцы) это привело к переходу части АКАП  (особенно в Абъяне) под крыло КСИР. Нынешний этап консолидации происходит  в период максимального ослабления потенциала АКАП.

Теперь об экономике, или почему хуситы и АКАП являются в Абъяне партнерами в   этой сфере.  Конфликт в этой провинции начал формироваться в силу жесткой конкурентной борьбы между  внутренними местными блоками в Абьяне, которые при этом действую в интересах внешних сторон. Начало этого противостояния относится еще  к концу 1990-х или в начале 2000-2002 годов, когда был  захвачен автобус с иностранцами.  Это стало началом разгорающегося конфликта в Абьяне, и между семьей Аль-Шаиф и сыном бывшего вице-президента ЙР Али Мохсена аль-Ахмара и им самим, а причиной войны стало то, что после обнаружения нефти на побережье Абьяна состоялся тендер для  ее добычи. В нем участвовали итальянская компания, которую представляли дети Аль-Шаифа и американская компания, которую представлял Али Мохсен или его сын, который был назначен на руководящую и номинальную должность  директора дочерней компании. Тендер выиграли итальянцы. Американская компания не согласилась с этим решением и стала нагнетать ситуацию, в том числе путем поддержки и вербовки своего собственного ополчения  из числа арабских афганцев, возвращавшихся в Абьян, и именно тогда начала формироваться первая террористическая ячейка АКАП, которая захватила автобус с иностранцами, которые были  специалистами по нефти и почвам. Возглавил их «афганский ветеран» Т.аль-Фадли. Интерсно, что этот факт объясняет в какой-то степени, почему аль-Фадли вывесил на своем доме флаг США, когда Пентагон активизировал удары с помощью беспилотников по якобы позициям Армии освобождения
Адена и Абъяна. Его, кстати, никто и не тронул.   Такая ситуация, в свою очередь, заставила итальянскую компанию и ее агентов в Абьяне занять определенную позицию и не молчать о срыве проекта и похищении ответственных за это лиц. Они поддержали и завербовали ячейку, аналогичную «американской» ячейке в Абьяне, и финансируемый конфликт обострился. Базы этих групп были сформированы в Абьяне, (только  в Модии у них было две базы, которые были известны как база Али Мохсена и база конференции). Эта борьба затем локализовалась по нескольким узлам.

  1. Это противостояние между  силами  Али Мохсена, «Ансар аш-Шариа», сил Салеха и местных племенных групп, которые вступили с ними в  альянс.
  2. Война «Аль-Каиды» (запрещена в России) и Народных комитетов в Лаудере.
  3. Война сил правительства переходного периода и «Бригады гигантов» (подконтрольны ОАЭ)  в Шакре и Шейх-Салеме, которые эти формирования по сей день сохраняют в границах своего контроля, каждое из которых находится на своем месте.
  4. Бои местных племен  в долинах Омран и  Аль-Фатхана. Долины Омрана, горы Алия, Джишан и земли Аль-Фатхана располагают крупными месторождениями драгоценных камней, и крупные торговцы ведут ожесточенную борьбу за контроль над этими местами.

По сути это была двухлетняя война между ячейками «Ансар аш-Шариа», «Аль-Каиды» и силами прежнего режима, Границы его распространения простирались от  дорог до мест, которые считаются священными и содержат древние мавзолеи и усыпальницы, содержащие сокровища, реликвии, и другие вещи, которые были полностью разграблены и проданы на аукционах,  Силы Али Мохсена  контролировали цементный завод, перевозили золото на военных вертолетах за пределы Абьяна, согласно показаниям одного из рабочих завода, его группы также охраняют эти военные объекты и объекты безопасности, чтобы обеспечить свободу передвижения  «Аль-Каиды». Сфера  контроля последней  были сформирована в рамках  контроля над рудниками драгоценных камней, золотыми жилами и месторождениями рубина в горах, включая горы Хобар-Марашаш и прилегающие к ним районы,  Война между Народными комитетами и «Аль-Каидой», которая мобилизовала боевиков из других стран для захвата города Лаудер, началась изнутри, за лояльность соплеменников, и бригада, дислоцированная в Лаудере, затем передала лагерь «Аль-Каиде» без боя и разграбила его оборудование. Благодаря этому эти террористические формирования смогли оседлать господствующие высоты для того, чтобы взять под контроль Лаудер и раскопать погребенный Старый город. В течение последних двух лет эти поиски продолжались, в том числе с помощью дронов. Интерес в Лаудеру логичен: руины старого города, который был домом для древних евреев Йемена, хранит много реликвий, и  их можно очень прибыльно продать. Плюс есть конкретные заказчики из числа богатых представителей еврейской общины США.  Хуситы в данном случае  имеют свой интерес с точки зрения установления через АКАП контроля над этими месторождениями и каналами контрабанды.