После инцидента с «Флотилией свободы» у берегов сектора Газа и голосования в Совете Безопасности ООН по введению санкций против Ирана отношения между Турцией и США заметно охладились. Первая после этих событий встреча лидеров двух стран состоялась 26 июня с.г. в Торонто накануне саммита государств «большой двадцатки». На встрече были затронуты вопросы, связанные с действиями израильских спецслужб на борту турецкого судна «Мави Мармара», позицией Турции по ядерной программе Ирана, а также проблемы участившихся на турецкой территории терактов и сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. С турецкой стороны на встрече в гостинице «Интерконтиненталь» присутствовали премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, государственный министр и вице-премьер Али Бабаджан, министр иностранных дел Ахмет Давутоглу и посол Турции в США Намык Тан.
В целях наиболее полного осознания значимости рассматриваемой встречи необходимо обратить внимание на атмосферу, царившую в Турции накануне этого события. В турецких СМИ отмечалось, что хотя Р.Т. Эрдоган и не в первый раз встречался с президентом США Б.Обамой, однако «ни одна из предыдущих встреч не содержала в себе подобного элемента психологического напряжения». Дополнительную интригу встрече лидеров двух стран в Торонто в рамках саммита «большой двадцатки» придавало еще и то, что до последнего момента возможность ее проведения выглядела туманной. Однако напомним, что во время прошлогоднего саммита «Группы двадцати» в Питтсбурге встреча между Р.Т. Эрдоганом и Б. Обамой тоже была объявлена чуть ли не в последнюю очередь. Поэтому следует подчеркнуть, что напряженность в сознании турецкого экспертного сообщества, порожденная ожиданием в условиях неопределенности, усилилась в результате негативной атмосферы в отношениях между правительствами двух стран.
Напомним, 9 июня с.г. на 6335-м заседании Совета Безопасности ООН Турция проголосовала против введения санкций в отношении Ирана, несмотря на личный звонок Б. Обамы Р.Т. Эрдогану и его просьбу поддержать резолюцию СБ ООН № 1929, предполагавшую введение новых более жестких санкций. Проголосовав против, Турция тем самым еще больше усложнила турецко-американские отношения, натянутые в последнее время антиизраильской риторикой. На фоне таких обстоятельств в Соединенных Штатах резко увеличилось число сторонников «наказать» Турцию за ее «непослушание». Особенно негативную позицию к турецкому правительству заняли представители правого крыла израильского лобби американского Конгресса. Они были против организации встречи между Р.Т. Эрдоганом и Б. Обамой и хотели «преподнести Анкаре урок».
Администрация Белого Дома предпочла не усложнять ситуацию, поскольку в последнее время Турция заметно увеличила свое влияние в исламском мире благодаря проведению глобальной политики в отношении целого ряда мусульманских стран. Кроме того, Турция играет немаловажную роль в политике Соединенных Штатов в Ираке и Афганистане. Тем не менее, с ответом на просьбу Анкары провести двустороннюю встречу в Торонто решили не спешить. По мнению турецких экспертов, значение этой «символической» двусторонней встречи заключается в том, что, несмотря на «фактическое нежелание» Б. Обамы встречаться с Р.Т. Эрдоганом ему все же пришлось это сделать, что говорит о неготовности США в настоящее время отказаться от Турции, ее услуг и влияния в регионе.
При анализе последней беседы лидеров двух стран необходимо учитывать и то, что буквально за несколько часов до встречи Р.Т. Эрдогана с Б. Обамой заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон дал интервью информационному агентству Associated Press (AP), в ходе которого сделал важные заявления по вопросу дальнейшего американо-турецкого сотрудничества. О том, что выступление Ф. Гордона «сильно огорчило» турецкое руководство можно судить по ответам Н. Тана журналистам того же AP. Турецкий посол заявил, что США по отношению к Турции ведут себя «неправомерно». Следует отметить, что Ф. Гордон до сих пор только поддерживал Турецкую Республику. Именно поэтому Анкару «сильно разочаровали» высказывания заместителя госсекретаря. Указывая на позицию Турции в ходе голосования в Совете Безопасности ООН по принятию «антииранской резолюции» и антиизраильскую риторику турецких властей, последовавшую вслед за инцидентом на борту турецкого судна «Мави Мармара», Ф. Гордон подчеркнул: «Мы верим в то, что Турция все еще на стороне НАТО, США и Европы. Однако турецким властям необходимо продемонстрировать свою приверженность (Западу – авт.), поскольку кое у кого по этому поводу возникли вопросы, которых раньше не было. И это плохо, потому что Соединенным Штатам становится все труднее поддерживать турецкие инициативы, не подкрепленные взаимными интересами».(1)
Американский дипломат заявил, что США так и не смогли «увидеть смысл негативного отношения Турции к резолюции № 1929 СБ ООН». Турецкие эксперты отмечают, что «заявление Ф. Гордона хоть и не “Письмо Джонсона”, но определенную степень угрозы в себе содержит». Другими словами, Ф. Гордон пытался донести до турецкого руководства, что если оно не изменит свою внешнеполитическую программу, то останется без поддержки Соединенных Штатов. О какой именно поддержке шла речь, и каких вопросов это касалось – не уточнялось. Турецкие специалисты предполагают, что вполне возможно речь шла об «армянском вопросе» и поддержке в борьбе с терроризмом.(2) При этом необходимо учитывать, что в настоящее время в Конгрессе США все громче стали звучать голоса тех, кто предлагает исключить Турцию из НАТО. Маловероятно, но факт говорит сам за себя. К тому же, ведь не случайно заявление Ф. Гордона было сделано буквально за несколько часов до начала двусторонних переговоров в Торонто.
Теперь о самой встрече. Согласно заявлениям официальных лиц, в ходе беседы, состоявшейся между лидерами двух стран, был обсужден целый ряд насущных проблем, оказавших негативное воздействие на атмосферу в двусторонних отношениях. Во время встречи были четко обоснованы позиции сторон по тем или иным вопросам, обозначены «краеугольные камни» в двусторонних отношениях и рассмотрены способы развития «модельного партнерства». В частности, что касается вопроса борьбы с терроризмом, то здесь лидеры двух государств подчеркнули важность продолжения сотрудничества в рамках тройственного механизма, сформированного между Турцией, США и Ираком в целях координации усилий по борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК). Б. Обама «дал слово» поддерживать Турцию в ее борьбе с курдскими боевиками.
В связи с ухудшением турецко-израильских отношений после инцидента, случившегося у берегов сектора Газа, американский президент выразил свою обеспокоенность и пообещал приложить все усилия для их нормализации. В свою очередь Р.Т. Эрдоган повторил ранее озвученные требования Турции: 1) принесение Израилем официальных извинений; 2) выплата компенсаций семьям пострадавших, принявших участие в «гуманитарной акции»; 3) снятие блокады с сектора Газа. Во время беседы Р.Т. Эрдоган поблагодарил Б. Обаму за его содействие в освобождении пассажиров турецкого судна «Мави Мармара», захваченных в ходе операции против активистов «гуманитарной акции». Был также затронут вопрос о проведении международного расследования. Кроме того, в заявлении Белого Дома отмечается, что в ходе двусторонней встречи, проведенной в рамках саммита «большой двадцатки», турецкие представители так и не передали американским коллегам досье по перехвату «Флотилии свободы».
В ходе встречи Р.Т. Эрдогана и Б. Обамы поднимался также вопрос, связанный с иранской ядерной программой. По данной проблеме каждая из сторон высказала свое мнение относительно методов ее урегулирования. Стороны коснулись вопроса о процессе развития достигнутых ранее между Турцией и Ираном договоренностей об обмене урана. Однако по вопросу о продолжении посреднической роли Анкары в урегулировании иранской ядерной проблемы ничего не говорится. Тем не менее, подробно были обсуждены аргументы, побудившие Турцию проголосовать против принятия новой резолюции СБ ООН в отношении Ирана. По словам представителей Белого Дома, позиция Соединенных Штатов по данному вопросу была изложена в предельно ясной форме.(3) Следует сказать, что сложившаяся на сегодняшний день ситуация вокруг иранской ядерной программы вынуждает идти на поиски нового подхода, который бы позволил, с одной стороны, хотя бы частично применить санкции, предусмотренные новой резолюцией СБ ООН, а с другой – продолжить дипломатические усилия по урегулированию этой проблемы.
Отдельно отметим, что такие вопросы как турецко-армянские отношения, проблема соблюдения в Турции прав человека и попытки проведения конституционных реформ, судя по официальным заявлениям сторон, во время беседы в гостинице «Интерконтиненталь» не обсуждались. США, по мнению турецких экспертов, «в этот раз, наверняка, не стали предлагать Анкаре какую-нибудь новую миссию».
Все затронутые вопросы были выложены на стол переговоров в «предельно открытой и конкретной форме». О встрече в Торонто в турецкой прессе пишется как о «четкой беседе двух союзников». Однако, по мнению турецких экспертов, с американской стороны все же «демонстрировалось определенное равнодушие». Об этом говорит и тот факт, что о проведении двусторонней встречи между Р.Т. Эрдоганом и Б. Обамой умалчивалось до последнего момента. Встреча, как известно, проходила за закрытыми дверями. Особого внимания заслуживает тот факт, что в официальном заявлении Белого Дома по итогам встречи слово «союзники» было употреблено без определения «стратегические». Тем не менее, в заявлении администрации США обращает на себя внимание неоднократное использование выражения «модельное партнерство».
Учитывая официальные заявления сторон, сделанных до и после двусторонней встречи в Торонто, а также мнения экспертов, постараемся предположить, о чем все же лидеры двух стран беседовали в течение 75 минут за закрытыми дверями. Во-первых, следует сказать, что Р.Т. Эрдоган во время переговоров, по всей видимости, занимал оборонительные позиции. Турецкий премьер, скорее всего, пытался убедить Б. Обаму в своей правоте по вопросу голосования против резолюции № 1929 СБ ООН. Судя по всему, оправдания Р.Т. Эрдогана выглядели не совсем убедительными и не произвели на администрацию Белого Дома желаемого для турецкой стороны впечатления.
Во-вторых, маловероятно, что США окажут поддержку Турции в ее попытке организовать международное расследование событий и фактов, связанных с перехватом «Флотилии свободы». Тем более, руководство Соединенных Штатов не против проведения альтернативного расследования Израилем, хотя и считает, что оно должно проводиться с учетом требований ООН и в соответствии с международными стандартами.
В-третьих, наверняка, администрация Белого Дома потребовала от А. Давутоглу объяснений в связи с его недавним заявлением: «Очень скоро мы все вместе совершим намаз (обязательная молитва, один из пяти столпов ислама – авт.) в Иерусалиме». Отметим, что это высказывание получило широкий резонанс в американских СМИ.
В-четвертых, очевидно, что по вопросу борьбы с терроризмом представители США подтвердили свою приверженность положениям тройственного механизма (Турция-США-Ирак). Однако, с другой стороны, есть все основания полагать, что в ходе беседы лидеров двух стран уточнялась и, может быть, «осуждалась» позиция Турции в отношении группировки ХАМАС, которая не только не признается турецкими властями террористической, но и с которой у нынешнего турецкого руководства сложились особо теплые отношения.
В заключение следует сказать, что Турция сильно заинтересована в нормализации турецко-американских отношений. Однако с учетом их нынешнего состояния и в свете последних событий и заявлений, очевидно, что ей придется ради этого кое-чем «пожертвовать». Судя по всему, нынешнее турецкое руководство уже готово пойти на определенные уступки в пользу Соединенных Штатов.
1. Gordon: Turkiye Bat?’ya bagl?l?g?n? gostermelidir. // Hurriyet, 28 Haziran 2010.
2. Idiz S., ABD: Turkiye’ye destek zorlas?yor. // Milliyet, 28.06.2010.
3. Aslan A., Obama ve Erdogan kritik zirvede “ac?k ve net” konustu. // Zaman, 28 Haziran 2010.