- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии углеводородного сектора Алжира

Достижение заявленной алжирским руководством «планки» необходимой добычи газа в 200 млрд куб. м ежегодно ведет к исчерпанию его запасов в течение ближайших девяти лет. Разведка же стратегически важного сырья пока не поспевает за увеличением его добычи.

29 мая министр энергетики и горнодобывающей промышленности Алжира Мухаммед Аркаб выступил с рядом важных заявлений относительно развития углеводородного сектора страны.

Среди них объявление о «восьми великих открытиях газа», сделанных алжирской национальной энергетической компанией Sonatrach в 2024 году и о скором приходе в АНДР второй американской нефтегазовой компании Chevron вслед за подписанием 23 мая соответствующего соглашения с другим углеводородным гигантом из США в лице Exxon Mobil.

Все это, по данным Аркаба, не только подтверждает надежность Алжира как экспортера природного газа в Европу и Азию, но и демонстрирует решимость алжирских властей обеспечить необходимый уровень поставок стратегического сырья своим партнерам.

Министр энергетики и горнодобывающей промышленности АНДР указал, что в 2024 году были открыты «очень важные месторождения углеводородов в районах Бешара, к югу от Ин-Салаха, к северу от Джанет, к югу от Иллизи и к северу от Уарглы». Что, по его данным, «позволит увеличить национальные запасы нефти и особенно природного газа».

С другой стороны, важную роль в их разработке должно сыграть предстоящее подписание «важного соглашения между Sonatrach и углеводородным гигантом Chevron. По словам Аркаба, оно ожидается в «ближайшие дни. Это позволит разработать крупное месторождение» (название и место не указываются – авт.) и увеличить добычу углеводородов».

В свою очередь, по данным министра, после подписания 23 мая меморандума о взаимопонимании между Sonatrach и ExxonMobil до конца года стороны подпишут контракты на разработку газа в Алжире, что также приведет к росту его производства».

В этой связи он напомнил, что Sonatrach после принятия и вступления в силу в 2020 году нового более лояльного к иностранным инвесторам закона об углеводородах, подписала ряд соглашений с «крупнейшими энергетическими компаниями мирового уровня», включая норвежскую Equinor, итальянскую Eni и американскую Western Petroleum относительно добычи, переработки и добычи углеводородов.

Благодаря этому Алжир, как заверил Аркаб, «интенсифицирует производство природного газа для возросших потребностей в том числе Европы».

Благодаря этому, как утверждает министр, Алжир в среднесрочной перспективе достигнет установленной президентом страны Абдельмаджидом Теббуном «планки» добычи голубого топлива в 200 млрд куб. м ежегодно. Сейчас она составляет 137 млрд куб. м.

Однако пока приоритетной задачей для алжирских властей остается решение назревающих кризисных моментов в собственной энергетике. Причем по данным Аркаба, Алжир постепенно будет все больше отходить от поставок за рубеж непереработанного сырья. Министр утверждает, что ставка будет делаться «на освоение углеводородных ресурсов на местном уровне. Цель состоит в увеличении коэффициента переработки с примерно 32%, как сейчас до 50% в будущем.

Речь идет о продолжении развития нефтехимической промышленности страны. А это неприятный сюрприз для тех же европейских стран. Дело в том, что в случае достижения показателей ежегодной добычи в 200 млрд куб. м газа и ожидаемого экспорта в 100 – 110 млрд куб. м зарубежные потребители смогут реально рассчитывать на поставки лишь 50 – 55 млрд куб. м. Что близко к нынешним показателям алжирского экспорта. Остальная часть углеводородных поставок из АНДР власти этой страны планируют осуществлять в виде «товаров с высокой добавленной стоимостью». Что выгодно потребителям газа в гораздо меньшей степени, чем если бы они покупали необработанное сырье.

Между тем, в связи с реализацией амбициозных углеводородных планов перед Алжиром возникают и другие проблемы. Так, сейчас страна обладает лишь 1.8 трлн куб. м подтвержденных запасов газа, которые возможно извлечь при имеющемся техническом уровне. Этого при заявленной цели добычи в 200 млрд куб. м хватит лишь на девять лет.

Правда, еще алжирские недра могут содержать 2.2 трлн куб. м голубого топлива. Однако это пока неподтвержденные прогнозы. Кроме того, неизвестно, какие объемы этих запасов могут быть извлечены и с каким полезным коэффициентом, то есть насколько выгодно их вообще разрабатывать.

Но даже если включить в подтвержденные запасы алжирского голубого топлива его прогнозируемые объемы, то их хватит лишь на 20 лет. Разумеется, в процессе работы происходят дополнительные открытия месторождений. Так, увеличившуюся добычу газа могут частично покрыть сделанные в 2023 – 2024 гг. открытия. Согласно алжирским данным, их объем составляет от 100 до 340 млрд куб. м газового конденсата.

Кроме того, в 2022 году было открыто месторождение в районе Туггурта, очень условно оцениваемое в миллиард баррелей в нефтяном эквиваленте.

Тем не менее, все эти открытия являются предварительными и не дающими точного объема сырья, а во-вторых, даже при текущей добыче в 120 – 137 млрд куб. м голубого топлива ежегодно они не покрывают снижения его реальных сырьевых запасов.

Опять-таки, не дают Алжиру уверенности  на сохранение желаемых высоких темпов добычи сырья и предварительные соглашения с американскими компаниями. Допустим, что в том числе благодаря им и другим зарубежным энергетическим гигантам руководству АНДР удастся добиться увеличения производства газа. Но даже при самом наилучшем раскладе для АНДР представляется крайне сомнительным, что в итоге они дадут необходимый для достижения добычи в 200 млрд куб. м газа уровень инвестиций (не менее 40 млрд долларов до 2027 года).

Для воплощения в жизнь надежд алжирского руководства на получение газовых сверхдоходов ему необходимо еще больше реформировать свое инвестиционное законодательство. Например, максимально приблизить его к законам, применяемым в отношении иностранных компаний теми же аравийскими монархиями.