- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о политике США в отношении ядерной программы Ирана

После нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября 2023 г. продвижение ядерной программы Ирана несколько затмилось как стратегический вызов поддержкой Тегераном широкой «Оси сопротивления», атакующей Израиль, силы США в регионе и коммерческое судоходство в Красном море. Однако опубликованный в конце мая доклад главного в мире органа по надзору за ядерной деятельностью, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), похоже, вернул тему  накопления Тегераном обогащенного урана на передний план. В отчете подтверждается, что Иран продолжает приближаться к порогу создания ядерного оружия, согласно оценкам, Тегеран увеличил свои запасы 60-процентно обогащенного урана (почти оружейного качества) до 142,1 килограмма. Это количество увеличилось на 20,6 килограмма по сравнению с предыдущей оценкой МАГАТЭ в феврале. Этих запасов достаточно для изготовления нескольких ядерных боеголовок — если Иран завершит технологически простой процесс обогащения своих запасов до 90-процентной чистоты. Всего 41 килограмма 90-процентно обогащенного урана достаточно для создания ядерного оружия за несколько дней, отметило МАГАТЭ.

При этом, как указывают американские эксперты в области безопасности, ни один западный чиновник не рассматривает новый отчет МАГАТЭ как чрезвычайную ситуацию, поскольку считается, что Тегеран не разрабатывает технологию ядерного взрыва, необходимую для создания настоящего ядерного оружия. Разведка США оценивает, что Иран отложил свою программу исследований в области ядерного взрыва в 2003 году, в преддверии вторжения США в Ирак, очевидно, опасаясь, что администрация Джорджа Буша может предпринять военные действия против Ирана, чтобы предотвратить создание им ядерного оружия. Тем не менее, доклад МАГАТЭ побудил Францию и Великобританию объявить, что они осудят Иран на ежеквартальном заседании Совета управляющих МАГАТЭ с участием 35 государств-членов, которое состоится 3-7 июня. После распространения доклада МАГАТЭ в конце мая один высокопоставленный европейский дипломат сказал журналистам: «Замедления его программы нет, и со стороны Ирана нет, как и  реальной доброй воли сотрудничать с МАГАТЭ … все наши индикаторы горят красным». В последний раз Соединенные Штаты и их европейские союзники, в первую очередь так называемый ЕС–3 (Великобритания, Франция и Германия), поддержали предложение о совместной критике по этой теме Ирана в ноябре 2022 года. Но вместо того, чтобы присоединиться к своим союзникам, Соединенные Штаты выступают сейчас против любого предложения о критике Тегерана на июньской сессии МАГАТЭ. Для европейских дипломатов эта позиция, похоже, отражает изменение позиции США с марта, когда посол США в МАГАТЭ Лора Холгейт заявила, что «уровень сотрудничества Ирана с [МАГАТЭ] остается неприемлемым». Она заявила, что Совет управляющих МАГАТЭ «должен быть готов предпринять дальнейшие действия, если сотрудничество Ирана резко не улучшится». Издание The Wall Street Journal сообщает, что официальные лица США призывают Великобританию и Францию присоединиться к Соединенным Штатам и воздержаться от предложения о порицании Ирана на заседании Совета управляющих МАГАТЭ. При этом официальные лица США отрицают, что с европейскими союзниками есть разногласия по поводу того, как реагировать на ядерные достижения Ирана. Один американский чиновник заявил журналистам, что Соединенные Штаты «тесно координируют свои действия» с европейскими союзниками и что спекуляции по поводу резолюции МАГАТЭ о порицании «преждевременны». Сообщается, что официальные лица США приводят несколько перекрывающихся причин для несогласия с осуждением Ирана в начале июня. Сообщается, что Иран, скорее всего, отреагирует на официальное предложение о порицании эскалацией своей ядерной деятельности, как он делал в прошлом. В некоторых сообщениях говорится, что американские дипломаты также утверждают, что порицание МАГАТЭ может вызвать негативную реакцию внутри Ирана, которая поможет одному из более жестких кандидатов одержать победу на внеочередных президентских выборах 28 июня. Период регистрации кандидатов на внеочередных выборах заканчивается в день начала заседания Совета управляющих МАГАТЭ.

Во время переговоров с официальными лицами МАГАТЭ в конце мая, направленных на улучшение сотрудничества Ирана с усилиями Агентства по более последовательному мониторингу иранских ядерных объектов, иранские официальные лица заявили журналистам, что не будут вести переговоры по требованиям МАГАТЭ, пока не будет избран преемник президента Э.Раиси. МАГАТЭ также долгое время добивалось от Ирана ответов на вопросы о ядерных материалах, которые были обнаружены на незаявленных объектах в Иране – выводы, которые предполагают, что Иран занимался ядерными работами вне сферы мониторинга МАГАТЭ, который требуется в соответствии с его Соглашением о гарантиях как участника Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Американские дипломаты теперь пытаются убедить своих коллег применить все многочисленные альтернативы воздействия на ситуацию помимо ходатайства о порицании. Представители администрации президента СЩА Джо Байдена заявили The Wall Street Journal, что они выступают за то, чтобы европейские страны усилили давление на Иран, заблокировав иранским банкам доступ к европейским финансовым системам и объявив Корпус стражей исламской революции (КСИР) террористической организацией. Соединенные Штаты объявили КСИР иностранной террористической организацией (FTO) в 2019 году, но союзники США в Европе не последовали их примеру, утверждая, что должным образом сформированные вооруженные силы государства не должны характеризоваться как террористическая организация. Американские эксперты считают, что дополнительные санкции заставят иранских лидеров изменить курс либо в отношении своей ядерной программы, либо в отношении поддержки партнеров по «Оси сопротивления» в регионе. Иран продает почти 1,5 млн баррелей сырой нефти в сутки Китаю, который рассматривает Тегеран как партнера в усилиях по свержению доминирования Запада в мировой финансовой и политической системе и вряд ли будет соблюдать какие-либо новые экономические санкции США или их союзников против Ирана. Европейское признание КСИР террористической организацией, даже если этот шаг будет сделан, было бы не более чем символическим действием. КСИР действует по всему региону, но имеет небольшое присутствие в Европе и уже лишен возможности покупать западное оружие. В свою очередь  европейские дипломаты утверждают, что введение дополнительных санкций не является взаимоисключающим при голосовании за предложение МАГАТЭ о порицании. Они утверждают, что официальные лица США выступают против предложения МАГАТЭ о порицании продолжения двустороннего взаимодействия с Ираном по ядерным вопросам, а также против поддержки Ираном атак «Оси сопротивления», связанных с войной в Газе. По сообщениям СМИ, официальные лица США и Ирана провели свои последние по времени непрямые переговоры в начале мая в Султанате Оман, якобы для обсуждения того, как предотвратить перерастание войны в Газе в региональную войну после атаки Ирана ракетами и беспилотниками по Израилю 14 апреля. Атака была отражена Израилем, Соединенными Штатами и несколькими арабскими государствами, действовавшими согласованно. Однако официальные лица США утверждают, что американо-иранские переговоры в Омане, которые периодически проводились с тех пор, как официальные переговоры по восстановлению многосторонней ядерной сделки с Ираном 2015 года (СВПД) были прерваны в конце 2022 года, достигли прогресса в достижении «взаимопонимания» с Ираном относительно сохранения его ядерной программы ограниченной. Остается неясным, согласуется ли дальнейшее накопление Ираном 60-процентного обогащенного урана, о чем сообщило МАГАТЭ в конце мая, с этими договоренностями или является их нарушением. Тем не менее, некоторые аналитики утверждают, что переговоры с Ираном при посредничестве Султаната Оман мало чего достигли и лишь заставляют Иран поверить, что он может безнаказанно дестабилизировать регион. Американские критики также отмечают, что вместо оказания экономического давления на Иран Вашингтон предоставил Ирану смягчение санкций в виде отмены санкций, которые позволили перевести заблокированные иранские активы в Южной Корее на счета в Катаре и Омане для использования Тегераном. Ссылаясь на политический контекст США, некоторые утверждают, что официальные лица США рассматривают взаимодействие с Ираном и ослабление санкций как средство предотвращения эскалации регионального конфликта Тегераном и его партнерами по «Оси сопротивления» до уровня, который помешал бы усилиям президента Байдена по переизбранию в ноябре.

Основные выводы

Официальные лица США в администрации Джо Байдена предпочитают договариваться с Ираном о взаимопонимании по ограничению его ядерной программы, а не поддерживать усилия Европы по официальному осуждению его ядерной деятельности.

В новом отчете Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) оценивается, что Иран в настоящее время располагает достаточным количеством высокообогащенного урана для разработки трех видов ядерного оружия, если режим решит это сделать.

Дополнительные санкции США и Европы в отношении Ирана вряд ли существенно изменят стратегические намерения или возможности Ирана.

Критики этой позиции США  утверждают, что Белый дом преуменьшает продвижение Ирана к порогу создания ядерного оружия, чтобы продолжать двустороннее взаимодействие с Ираном по ядерным и региональным вопросам.