- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: попытка с заранее предопределенным результатом

С удовлетворением констатируем, что наши предположения о начале поиска формулы «овцы целы, волки сыты» по оси Хартум-Джуба начинают приобретать отчетливые контуры. По данным информированных источников, Партия национального конгресса (ПНК) официально обратилась к своим партнерам по коалиционному правительству с предложением о создании конфедерации взамен отказа от проведения референдума о независимости. При этом Хартум готов пойти на формулу введения постов двух не федеральных президентов, которые будут представлять обе части страны и меняться на ротационной основе. То есть предполагается введение конфедеративной формы правления. Указанную схему будет презентовать в Джубе вице-президент Судана О.Таха, который считается «основным переговорщиком» с южанами. Отметим также, что все технические подготовительные вопросы обсуждались на этой неделе «за закрытыми дверями» в формате объединенного комитета, где северян представлял бывший начальник разведки С.Гош, а южан Ньял Денг Ньял. Теперь настала пора перейти к существу проблемы, что и должны сделать О.Таха и его южносуданский коллега Р.Машар. Подразумевается, что затем О.Таха должен презентовать эту модель губернаторам южносуданских штатов и высокопоставленным чиновникам правительства Южного Судана.

Это первый серьезный шаг по предотвращению раскола страны, который, несомненно, будет поддержан фактически всеми международными «игроками». Идея конфедерации не нова. Она вынашивалась уже давно, в разное время предлагались разные ее модификации. Вспомним, первого лидера южан Дж.Гаранга с его идеей «нового Судана» или лидера исламистов Х.ат-Тураби. Представляется, что О.Таха будет предлагать в Джубе нечто среднее, склоняясь больше в сторону «гаранговской» модели. Причина этого очень прозаична. Необходимо предложить такую концепцию, которую нельзя было бы с ходу отринуть, не рискуя при этом поколебать основу основ идеологии «южносуданского Ленина». По большому счету, это единственное, что может стать реальным аргументом для ветеранов партизанского движения, которые считают Дж.Гаранга непрерикаемым авторитетом. С другой стороны, это прекрасная «индульгенция» для С.Киира, который автоматически отметает все обвинения в предательстве и ренегатстве. Более того, южносуданская верхушка, которая (может за исключением уж совсем оголтелого П.Амуна) очень боится независимости с ее ответственностью и необходимостью самим отвечать за свои действия, получает в лице «доброго дядюшки» О.Тахи универсальную «палочку-выручалочку». Им фактически предложено решить безболезненно все свои проблемы.

Естественно, что сейчас Джуба начнет маневрировать. Сложившаяся ситуация позволяет южносуданцам поторговаться, чем они и займутся. Нельзя сбрасывать со счетов и абсолютно неадекватных представителей племенной верхушки, которые по своей наивности считают, что если они станут независимыми, то на них прольется «золотой дождь». Такие иллюзии еще двадцать лет были у совсем вроде бы цивилизованных и образованных восточно-европейцев. Можно себе представить представление «о независимости» у южносуданцев. Реальную опасность такого шага до конца не представляет себе даже верхушка СНОД, не говоря уже о простых жителях. Видимо поэтому партнером О.Тахи по переговорам стал самый адекватный из южан Р.Машар. При этом ему трудно позавидовать, так как помимо внутренней фронды ему придется преодолевать и противодействие самой «конструктивно настроенной» части Госдепартамента США, которая почему-то сделала тезис о независимости Южного Судана «идеей фикс».

В Джубе О.Таха будет обсуждать и вопросы создание «общего фонда» на переходный период после референдума. Само по себе это в состоянии превратиться в самостоятельный стержень создания какой-либо конфедеративной модели. Речь идет о сохранении существующего порядка вещей по распределению поступающих в единую пока страну нефтедолларов. Здесь шансов на успех гораздо больше, так как у сторон не существует пока никакой другой внятной альтернативы: 65% нефтяных месторождений находится на Юге, а единственный трубопровод – на Севере. В этой связи никто из экспертов фактически не сомневается в том, что общий фонд будет существовать и после истечения срока переходного периода. Тем более, что ситуация с экспортом нефти пока не внушает оптимизма. Судя по экономической статистике, потребность в нефтепродуктах будет иметь тенденцию к сокращению. Это вынуждает и северян, и южан быть абсолютно сговорчивыми в этой области. А, как известно, самым крепким фундаментом любой государственности является именно экономический. Те же самые резоны преследует и советник президента, который выезжает в пятницу с визитом в Китай. Его цель — увеличить приток китайских инвестиций в страну, и, прежде всего, в нефтедобычу и транспортировку.

Что же касается перспектив нынешней инициативы Хартума, то рискнем предположить, что Джуба ее провалит. Возобладает «детская болезнь левизны», политическая недальновидность и наивность. Пока самосознания хватает только на сохранение «кормушки», не более.