- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О масштабах коррупции в Ливии

Ливия занимает 170-е место из 180 стран, перечисленных в международном индексе восприятия коррупции, измерителе уровня коррупции во всем мире, публикуемом Transparency International, неправительственной антикоррупционной правозащитной организацией. Как полагают внутренние источники,  на самом деле, коррупция в Ливии настолько широко распространена и стала нормой среди правительственных чиновников, доходя до уровня обычных людей, которые считают, что ни один государственный чиновник не честен, не говоря уже о том, чтобы не быть коррумпированным. Бывший спецпосланник ООН в Ливии Гасан Саламе однажды описал конфликт в Ливии как связанный исключительно с богатством и имеющий экономические корни, имея в виду, что политические проявления конфликта в стране просто маскируют тот факт, что все дело в деньгах. Он сказал, что вся система основана на «коррупции и разграблении» богатств страны политической элитой без исключения и добавил: «Я собственными глазами видел контрабанду топлива в Тунис. Я каждый день вижу в Ливии нового миллионера. В Ливии есть нефть и газ, как в Кувейте, но ливийцы живут как сомалийцы. Почему?».  Контрабанда является одним из ключевых факторов, способствующих коррупции в стране. Несмотря на то, что Ливия является крупнейшим производителем нефти, у нее недостаточно мощностей для ее переработки, чтобы производить достаточное количество нефтепродуктов для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Эта нестабильная ситуация вынуждает правительство тратить миллиарды долларов в твердой валюте на импорт нефтепродуктов, включая бензин и дизельное топливо. Последние по времени данные показывают, что в 2022 году страна импортировала нефтепродуктов на сумму около 5,27 млрд долларов. Большинство нефтепродуктов затем продаются на местном рынке по сильно субсидируемым ценам, что облегчает их контрабандную доставку в соседние страны, такие как Тунис. По некоторым оценкам, почти 40% субсидируемого импортируемого топлива контрабандой ввозится в Тунис и даже в некоторые европейские страны, такие как Италия, где литр бензина стоит почти 2,10 доллара по сравнению с Ливией, где он стоит около 0,05 доллара. В соседнем Тунисе, куда поступает большая часть контрабандного топлива, цена составляет 0,21 доллара, поэтому бензин является чрезвычайно прибыльным бизнесом, приносящим миллиарды долларов в год. Несмотря на долгие годы нестабильности и периодические небольшие войны то тут, то там, стоимость жизни в Ливии по-прежнему примерно на 25% ниже, чем в Тунисе, который отличается большей стабильностью и за тот же период ни разу не воевал. Это делает контрабанду средством к существованию для многих тунисцев, одновременно обогащая  ливийцев из числа контрабандистов. За последнее десятилетие во всех городах и деревнях Южного Туниса экономика процветала благодаря контрабанде из Ливии. Многие тунисцы, живущие вблизи границ, приезжают в Ливию за еженедельными покупками, потому что там почти все дешевле. Это объясняет, почему большинство тунисцев и их правительство выразило резкий негативизм, когда Ливия закрыла главный контрольно-пропускной пункт между двумя странами в Рас-Адждайре. В марте прошлого года правительство в Триполи отобрало контрольно-пропускной пункт у местного ополчения, закрыв пограничный пункт до тех пор, пока не будут приняты новые правила пересечения товаров через границу. Потребовалось почти три месяца межправительственных переговоров, обмена официальными визитами и обращений общественности, чтобы организовать повторное открытие пункта пропуска, которое ожидается к концу этого месяца.

Однако коррупция и расточительство в обществе не новы для Ливии, они были неизменной чертой ее экономики с тех пор, как она получила независимость десятилетия назад.  Однако после  падения режима М.Каддафи с помощью НАТО и поддерживаемых Западом повстанцев центральное правительство ослабло, страной управляют две параллельные администрации, а при доминирующей роли вооруженных ополченцев коррупция стала распространенной на всех уровнях управления, от местных муниципальных советов до самого верха. В настоящее время страна настолько коррумпирована, что подотчетность очень низка. Большинство людей действительно не возражают против того, чтобы чиновники и правительственные агенты воровали деньги, поскольку они думают, что «их хватит на всех», по словам экономиста Саида из Триполи, который не хочет, чтобы упоминалась его фамилия. Проблема здесь, по его словам, в том, что «коррупция имеет последствия, которые затрагивают почти каждого» и, как правило, «преследует менее удачливое большинство людей». Он указывает на прошлогоднюю катастрофу в Дерне, когда небольшой городок на северо-востоке Ливии был смыт проливным дождем в результате прорыва двух защитных дамб, в результате чего погибли тысячи человек и разрушены почти все его здания. Он сказал, что «основной причиной этой катастрофы являются коррупция и халатность, которые также являются другой формой коррупции». С сентября 2023 года, когда была разрушена Дерна, Генеральный прокурор Ливии расследует катастрофу, но пока в результате его расследований не было получено ничего конкретного. Действительно, несколько чиновников муниципального уровня были заключены в тюрьму, но многие считают, что действительно ответственные политики вряд ли будут привлечены к ответственности. В общем и целом можно констатировать  «нормализацию коррупции» в Ливии до такой степени, что людей «косвенно поощряют» принимать участие в «воровстве у своей страны всякий раз, когда у них есть такая возможность». Действительно, широкая общественность в стране, похоже, безразлична к коррупционной заразе, несмотря на разгромные финансовые отчеты, опубликованные Аудиторским бюро страны, которое контролирует государственные расходы по всей Ливии. В прошлогоднем отчете, например, почти все правительственные ведомства, включая парламент, обвинялись в расточительных расходах и коррупции. Аль-Седдик Аль-Сур, генеральный прокурор Ливии, был занят расследованием коррупции в правительстве по всей стране, но пока его работа не смогла предотвратить рост коррупции, особенно в верхушке правительства, которое считается самым коррумпированным в истории Ливии. Многие ливийцы и ООН считают, что нынешний премьер-министр Абдель Хамид Дбейба заплатил за голоса избирателей, чтобы вернуться на высшую должность в 2021 году. Как полагают местные источники, без сильного, стабильного и законного правительства, контролирующего всю территорию Ливии, финансовый грабеж богатой страны будет продолжаться, несмотря на все судебные усилия положить ему конец.