- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии на Израиль назначения нового генерального секретаря НАТО

26 июня главный руководящий орган НАТО – Североатлантический совет утвердил кандидатуру премьер-министра Нидерландов М.Рютте в качестве нового генерального секретаря Альянса. Предполагается, что он приступит к исполнению обязанностей с 1 октября текущего года, сменив норвежца Й.Столтенберга. Несмотря на то, что Израиль не входит в Организацию Североатлантического договора и не демонстрирует на текущем этапе подобных амбиций, являясь лишь одним из участников партнерской инициативы сотрудничества – Средиземноморский диалог, смена главного чиновника НАТО потенциально способна привнести нечто новое в отношения ближневосточной страны с военно-политическим блоком. Не в последнюю очередь подобные ожидания связаны с характером восприятия Израиля, сформировавшегося у М.Рютте за годы активной вовлеченности в национальную политику, чем он отличается от своего предшественника.

Будучи главой правительства Нидерландов, М.Рютте заслужил статус «большого друга Израиля», несколько раз посетив страну и выразив намерение укреплять отношения Амстердама и Иерусалима по таким направлениям, как высокие технологии, энергетика, сельское хозяйство, рациональное использование водных ресурсов и противодействие терроризму. После агрессии ХАМАС 7 октября 2023 г. он еще несколько раз побывал в Израиле с визитами солидарности, а также принял участие в международных усилиях, направленных на освобождение израильских заложников, для чего встречался с представителями Египта и Катара. Более того, по сообщениям европейских источников, этим деятельность М.Рютте в интересах Израиля не ограничивалась. Как следует из январских публикаций местных СМИ, Министерство общих вопросов, выполняющее функции канцелярии премьер-министра Нидерландов, обратилось в юридический отдел МИД для выработки совместными усилиями механизмов поддержки ближневосточного государства в информационной войне, вплоть до поиска возможностей сокрытия отдельных фактов, рискующих навредить имиджу Израиля.

Критики подхода Нидерландов к нынешнему витку насилия на Ближнем Востоке полагают, что одним из основных факторов, формирующих курс Амстердама на данном направлении в текущих реалиях, является стремление к сближению с Вашингтоном. Более того, в определенной степени реакция правительства М.Рютте на конфликт Израиля с ХАМАСом может напоминать позицию в период войны в Ираке, которую Нидерланды не только поддержали политически, но и направили туда свой военный контингент. Свидетельством координации усилий по оказанию содействия Израилю в условиях операции «Железные мечи» в секторе Газа рассматривается  поставка запчастей для американских самолетов F-35, предназначенных в том числе для передачи ЦАХАЛу. Хотя указанный компонент контактов был заморожен после соответствующего решения Гаагского апелляционного суда, вынесенного в феврале 2024 г., по данным, к примеру турецких источников, Вашингтон и Амстердам вместе ищут альтернативные способы продолжения экспорта самолетов в Израиль с участием третьих стран.

Те же соображения, предположительно, справедливы и для М.Рютте. При этом не исключено, что за ролевую модель он взял прошлого представителя своей страны на посту генерального секретаря НАТО – Я. Де Хоп Схеффера, успешному выдвижению кандидатуры которого как раз способствовала позиция Нидерландов по Ираку. Таким образом, следуя данной версии, М.Рютте старательно приводил курс Амстердама в отношении палестино-израильского конфликта в соответствие с американским именно в целях утверждения в должности. Самому же Белому дому его назначение оказалось  выгодно в силу нежелания победы альтернативного кандидата, представляющего т. н. посткоммунистическую Европу, в лице президента Румынии К.Йоханниса. При этом в данном случае значение имел не столько сам претендент на пост и его повестка, сколько факт перехода столь существенного рычага воздействия на принятие решений в руки государств, вошедших в Альянс в ходе масштабного процесса расширения, начавшегося в конце 1990-х гг., что стало бы прецедентом в истории блока.

В целом назначение М.Рютте генеральным секретарем НАТО может свидетельствовать о консолидации между США и ведущими европейскими центрами силы, кандидатом от которых и стал премьер-министр Нидерландов. Вместе с тем для Израиля смена главного должностного лица Североатлантического альянса с высокой вероятностью не принесет существенных трансформаций в отношениях с ним. Связано это с большой преемственностью в контактах НАТО с Иерусалимом, доказанной при пришлом Генсеке Й.Столтенберге, который имел в Израиле репутацию, в корне противоположную представлениям о М.Рютте. Вместе с тем, нельзя исключать упрочения сотрудничества Израиля и Альянса по ряду отдельных  направлений. Нечто аналогичное наблюдалось при предшественнике Й.Столтенберга – А. Фог Расмуссене, который также имел репутацию произраильского политика.