Обе стороны в продолжающейся войне в Судане используют голод в качестве оружия, заявила в среду группа независимых экспертов ООН. Война между суданской армией под командованием Абдель Фаттаха аль-Бурхана и военизированными Сил быстрой поддержки (СБА), возглавляемыми Мухаммедом Хамданом Дагло (Хемити), началась 15 апреля прошлого года и оставила голодными более 25 млн мирных жителей, остро нуждающихся в помощи. «И армия, и СБП используют продовольствие в качестве оружия и морят голодом мирных жителей», — заявили в среду эксперты, включая специального докладчика ООН по вопросу о праве на питание. «Масштабы голода и перемещения населения, которые мы наблюдаем сегодня в Судане, беспрецедентны», — заявили эксперты, которые назначаются Советом ООН по правам человека, но не выступают от имени Организации Объединенных Наций. Группа обратила внимание на продолжающуюся осаду Эль-Фашира, столицы Северного Дарфура и последнего города в обширном западном регионе Дарфура, который не контролируется СБП. Из-за осады со стороны СБП сотни тысяч мирных жителей оказались в ловушке и страдают от голода и жажды из-за острой нехватки продовольствия и воды. Ранее сообщалось об опасениях, что Эль-Фашир может стать «еще одной Сребреницей», а пленное местное население будет подвергаться массовому уничтожению со стороны СБП, которые, как уже установили международные группы, «совершили геноцид против неарабских групп» в Дарфуре. «В районе Эль-Фашир проживает более миллиона мирных жителей, многие … уже перемещены в результате конфликта и балансируют на грани выживания. Даже длительная осада угрожает их жизням, но обостряющаяся битва за город может привести к массовой резне и другим зверствам», — констатировала Международная кризисная группа (ICG). Самая насущная потребность – доставить гуманитарную помощь миллионам людей, которым грозит голодная смерть, но даже это оказывается практически невозможным. Как отметили несколько комментаторов, и армия, и СБП практически полностью отказали гуманитарным организациям в доступе к опорным пунктам друг друга. ICG заявляет, что СБП должны позволить гражданским лицам безопасно покинуть Эль-Фашир, хотя этим людям некуда идти, поскольку большинство из них принадлежат к этническим группам, на которые нацелены СЮП. Сообщается, что кризис затрагивает «примерно 25,6 млн человек», в том числе 755 000 человек страдают от голода и еще 8,5 млн сталкиваются с «чрезвычайными» ситуациями. По меньшей мере, 16 000 суданцев погибли в ходе военной борьбы за власть, которая разгорелась в апреле 2023 года, когда Силы быстрой поддержки генерала Мухаммеда Хамдана Дагло (Хемити) атаковали суданскую армию генерала Абдель Фаттаха аль-Бурхана. В докладе подчеркивается «резкое и быстрое ухудшение ситуации с продовольственной безопасностью» по сравнению с данными, опубликованными в декабре, когда число людей, сталкивающихся с высоким уровнем острой нехватки продовольствия, увеличилось на 45%. «Конфликт не только вызвал массовое перемещение населения и нарушение маршрутов снабжения… он также серьезно ограничил доступ к необходимой гуманитарной помощи, усугубив и без того тяжелую ситуацию», — говорится в сообщении. Далее в докладе упоминаются «крайне неэффективные службы здравоохранения, загрязнение воды и плохие санитарно-гигиенические условия». Международное сообщество протестует, но мало что добивается для прекращения войны или обеспечения того, чтобы экстренная помощь поступала к наиболее нуждающимся. Ранее Соединенные Штаты и Саудовская Аравия провели переговоры между двумя сторонами, которые завершились соглашением о предоставлении гуманитарной помощи и защите гражданского населения. Ни одна из сторон не выполнила своих обязательств. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2736, в которой потребовал защиты гражданского населения и беспрепятственного гуманитарного доступа, немедленного прекращения боевых действий, а также прекращения осады Эль-Фашира и внешнего вмешательства. «Большая семерка» заявила примерно то же самое. Африканский союз предпринял несколько попыток, но недостаточно, включая тщетные попытки в прошлом году усадить стороны за стол переговоров. . Совет мира и безопасности Африканского союза (PSC) 21 июня выразил «серьезную озабоченность беспрецедентной катастрофической гуманитарной ситуацией, неизбирательными убийствами … гражданских лиц и … разрушением инфраструктуры, включая больницы, школы, станции по очистке воды и выработке электроэнергии». 28 июня, когда надвигающаяся катастрофа в Эль-Фашире стала невыносимой, PSC снова призвал обе стороны начать мирные переговоры и, по крайней мере, разрешить доставку гуманитарной помощи в зоны боевых действий. В заявлении АС высоко оцениваются усилия председателя Комиссии Африканского союза Муссы Факи Махамата, Группы высокого уровня Африканского союза по Судану и Межправительственного органа по развитию по созыву всеобъемлющего процесса политического диалога по Судану в Аддис-Абебе в следующем месяце. PSC поручил Махамату создать комитет, состоящий из лидеров от каждого из пяти регионов Африки, чтобы призвать аль-Бурхана и Хемити встретиться лицом к лицу, чтобы разрешить эту, в конечном счете, личную борьбу за власть между ними.
В заявлении для прессы эксперты ООН потребовали, чтобы обе стороны «прекратили блокировать, мародерствовать и использовать гуманитарную помощь». Усилиям местных властей по реагированию на кризис препятствовало не только беспрецедентное насилие, но и целенаправленные нападения на спасателей, заявили эксперты: «Преднамеренные нападения на гуманитарных работников и местных добровольцев подорвали операции по оказанию помощи, подвергая миллионы людей дальнейшему риску голодной смерти». Независимые эксперты ООН также заявили, что «иностранные правительства, оказывающие финансовую и военную поддержку обеим сторонам в конфликте, являются соучастниками голода, преступлений против человечности и военных преступлений». Эксперты не назвали страны, но призвали стороны конфликта согласиться на немедленное прекращение огня и начать всеобъемлющие политические переговоры. Предполагается, что Объединенные Арабские Эмираты являются основным покровителем СБП, снабжая его через доверенных лиц в Ливии, Чаде, Уганде и Центральноафриканской Республике. В Foreign Affairs на прошлой неделе исполнительный директор Всемирного фонда мира и эксперт по Судану Алекс де Ваал написал, что надвигающийся голод не случаен: и аль-Бурхан, и Хемити используют массовый голод как оружие войны: «Бойцы СБП действуют как люди-саранча, лишая города и сельскую местность всех движимых ресурсов … для поддержания своей военной машины. Суданская армия … заблокировал доставку гуманитарной помощи в обширные районы страны, находящиеся под контролем СБП. Де Ваал говорит, что, по одному из прогнозов, до 5% населения Судана может умереть от голода к концу года. Однако над любыми мирными усилиями одной Африки нависает большой знак вопроса из-за беспрецедентного вмешательства иностранных сил в конфликт. Подозрения указывают в основном на Персидский залив. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) широко подозреваются в вооружении и финансировании СБП, в то время как считается, что Саудовская Аравия поддерживает суданскую армию. Де Ваал говорит, что это включает разрешение Египту, Катару и Турции поставлять армии оружие и блокировать мирные инициативы. В прошлом году Иран отправил беспилотники суданской армии в рамках усилий по восстановлению своих связей с суданскими исламистами, которые поддерживают армию, говорит он. В этой связи отметим интересный факт: многие бывшие сторонники и функционеры прежнего исламистского режима Омара аль-Башира сейчас как раз переходят на сторону Хемити. Тем временем Россия, похоже, играет на обеих сторонах. ЧВК «Вагнер» уже много лет работает в Судане, поддерживая СБП. Но недавно Москва заняла более беспристрастную позицию, поскольку хочет создать военно-морскую базу в Порт-Судане (куда отступило правительство аль-Бурхана) в обмен на оружие для суданской армии. Де Ваал считает, что только Саудовская Аравия и ОАЭ могут привлечь аль-Бурхана и Хемити к переговорам. Как и ICG, он призвал Вашингтон и Запад использовать свое влияние на две страны Персидского залива, чтобы добиться этого. В этой связи стоит отметить отдельный подход Лондона к этому вопросу. Йона Даймонд, юрисконсульт Центра Рауля Валленберга по правам человека, сообщила, что в Эфиопии были проведены неофициальные переговоры по изучению возможного судебного иска против ОАЭ за их роль в Судане. Во время обсуждений источники сообщили Даймонду, что Великобритания активно отговаривала африканских дипломатов от критики Абу-Даби: «Они сказали мне, что Великобритания отговаривает государства от критики ОАЭ. Мы стремились заручиться поддержкой механизма защиты гражданского населения [в Дарфуре] и предпринять шаги по привлечению ОАЭ к ответственности в международном суде или где-либо еще в регионе». Министерство иностранных дел Великобритании опровергло эти утверждения. Представитель заявил: «Эти обвинения категорически не соответствуют действительности. Великобритания использует свое дипломатическое влияние для поддержки усилий по установлению прочного мира». В отчете, опубликованном в середине апреля Центром Рауля Валленберга, делается вывод, что против неарабских групп в Дарфуре имел место геноцид со стороны СБП и союзных ополченцев. В нем говорилось, что имеются «четкие и убедительные доказательства»» того, что Судан, ОАЭ, Ливия, Чад, ЦАР и Россия были «соучастниками геноцида» через действия ЧВК «Вагнер». ОАЭ неоднократно отрицали оказание военной поддержки СБП, а в июне вступили в конфликт с Хартумом в Совете Безопасности ООН. Аль-Харис Идрисс аль-Харис Мухаммед, посол Судана в ООН, заявил: «Военная агрессия, развязанная ополчением СБП при поддержке оружия Эмиратов, намеренно и систематически нацелена на деревни и города». Посол ОАЭ в ООН Мухаммед Абушахаб заявил, что его суданский коллега выдвинул «смехотворные» и ложные обвинения, призванные отвлечь внимание от «серьезных нарушений, которые происходят на местах». Великобритания в настоящее время является «держателем ручки» в Совете Безопасности ООН по Судану и, следовательно, руководит его деятельностью по стране. В конце апреля ОАЭ отменили ряд встреч с министрами Великобритании по вопросу войны в Судане. Согласно отчету, опубликованному в The Times, четыре встречи министров Великобритании были отменены ОАЭ, которые, как сообщается, были возмущены тем, что британцы не встали на их защиту после того, как Совет Безопасности ООН обвинил их в пособничестве СБП. Ранее заместитель премьер-министра Великобритании совершил секретную поездку в ОАЭ, чтобы восстановить связи со страной Персидского залива после нескольких месяцев роста напряженности. Источник, близкий к переговорам между двумя странами, сообщил, что официальные лица Эмирата почувствовали, что страна превратилась в «боксерскую грушу» для британских политиков, пытающихся казаться жесткими внутри страны. При этом британцы явно стараются усидеть на двух стульях, что отразилось на резком неофициальном смягчении позиции Лондона по отношению к критике ОАЭ. Таким образом, говорить о какой-то решающей роли коллективного Запада на суданском направлении не приходится.
Теоретически есть еще один источник давления на Саудовскую Аравию, ОАЭ и других участников вмешательства. В блок БРИКС теперь входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Иран и Россия – все они подозреваются во вмешательстве в дела Судана. Тем не менее, когда министры иностранных дел этих стран встречались в России в этом месяце, все они произносили мантру «африканских решений африканских проблем» в отношении Судана, ничего не говоря о собственном соучастии. И наоборот, ICG сочла обнадеживающим тот факт, что в коммюнике PSC на прошлой неделе АС впервые осудил внешних участников, даже если и не назвал их имен. Демократы Судана также могут сыграть свою роль. Координационный орган гражданских демократических сил (Такаддум), включающий гражданское общество Судана и политических деятелей, провел свою учредительную конференцию в мае. В нем приняли участие почти 600 человек из 18 штатов Судана, и его лидером был избран бывший премьер-министр Абдалла Хамдок. Как отмечает Chatham House, обе воюющие стороны обвиняют Такаддум в предвзятом отношении друг к другу, и он должен оставаться единым и сильным, чтобы внести свой вклад в мирные усилия. Такаддум, вероятно, остается заложником безрассудных амбиций аль-Бурхана и Хемети. Но конференция стала полезным напоминанием о том, что ни один из двух лидеров, разрушающих страну ради собственной выгоды, не был бы законным наследником, если бы был достигнут мир. Они объединили усилия в октябре 2021 года, чтобы помешать переходу к гражданской демократии, и ни один из них не заслуживает роли в будущем Судана.