- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О значении парламентских выборов во Франции для отношений с Израилем

7 июля во Франции прошел второй тур внеочередных выборов в Национальное собрание, назначенных главой государства Э.Макроном в связи с итогами голосования за депутатов Европарламента, продемонстрировавшими эрозию поддержки пропрезидентского блока «Вместе за республику». Если по результатам первого этапа электоральной борьбы победу одержало крайне правое «Национальное объединение» М.Ле Пен, набравшее 33 % голосов, то во втором на лидирующие позиции вышла коалиция левых «Новый народный фронт», которая, по предварительным данным займет не менее 182 мест в парламенте нового созыва. Несмотря на то, что подобный расклад влияет прежде всего на внутриполитическую ситуацию в Пятой республике, он неизбежно отразится и на ее дипломатии, включая ближневосточный вектор, что в свою очередь, имеет большое значение для Израиля. Определяется оно не только важностью двусторонних отношений Иерусалима и Парижа, но и позициями последнего в Евросоюзе.

Данные открытых израильских источников позволяют предположить, что потенциальная победа «Национального объединения» не настораживала правительство  Б.Нетаньяху, а во многом рассматривалась им в качестве более предпочтительного исхода голосования во Франции. Обусловлено это может быть тем, что с осени прошлого года председатель партии Ж.Барделла, претендовавший на кресло главы правительства, и его предшественница М.Ле Пен, баллотировавшаяся в президенты, приняли участие в произраильских акциях, а также выступили против одностороннего признания палестинской государственности на волне подобных решений других европейских стран. В связи с этим израильский министр по делам диаспоры А.Шикли в начале текущего месяц даже заявил, что М.Ле Пен была бы наиболее предпочтительным кандидатом в президенты на следующих выборах, принимая во внимание ее «твердую позицию» по таким вопросам как антисемитизм, деятельность группировки ХАМАС или преследование Израиля в МУС. Примечательно при этом, что об исходе парламентских выборов политик, указавший на то, что премьер-министр «разделяет тоже мнение», предпочел не высказываться, судя по всему, опасаясь своими словами осложнить положение страны в случае поражения «Национального объединения».

Произраильская политическая позиция считалась не единственной потенциальной основной для сближения партии М. Ле Пен и правительства Ж.Барделла с Иерусалимом. Ряд французских обозревателей высказал мнение, что под руководством лидера «Национального объединения» Пятая республика способна нарастить объемы военно-технического сотрудничества с Израилем, тем самым содействуя ему в условиях операции ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газа. Вместе с тем практически сразу возникло немало критиков таких контактов в оппозиционных кругах ближневосточной страны. Помимо традиционного недовольства сотрудничеством с европейскими крайне правыми политическими силами они подчеркнули высокие риски роста антисемитизма во Франции. В связи с этим можно предположить, что такого рода публикации, вероятно, были призваны показать разрыв между представлениями правительства Б.Нетаньяху и мнением еврейских общин за рубежом, которые израильский кабмин, следуя подобным рассуждениям, готов подвергнуть опасности для достижения своих целей.

Впрочем, предпочтения французского еврейства на нынешних парламентских выборах все же нельзя считать столь однозначными. Ряд общинных организаций в самой Пятой республике особенно перед вторым туром призывал голосовать за пропрезидентскую коалицию «Вместе за республику», подчеркивая ее умеренность в сравнении с соперниками. Сразу несколько видных общественных деятелей еврейского происхождения отдали предпочтение «Национальному объединению», мотивировав это прежде всего нежеланием усиления крайне левых. Среди таковых оказался, к примеру, С.Кларсфельд – историк и охотник за нацистскими преступниками, отметивший, что если «Национальное объединение» «эволюционировало», то левые попали под контроль Ж.-Л.Меланшона и имеют признаки «антисемитизма и жесткого антисионизма».  Наоборот категорически против правых даже с учетом возможного усиления левых высказался Союз еврейских студентов Франции.

В Израиле кандидатом, получившим наибольшую поддержу, стал  представитель правого блока, депутат Национального собрания прошлого созыва М.Хабиб, имеющий еврейско-тунисские корни. В общем по ближневосточной стране голоса за него отдали порядка 85 % участвовавших во французских выборах, а в Эйлате этот показатель достиг 98 %.  Однако избран он не был, что одни источники связали с близостью к Б.Нетаньяху, в то время как другие, — с проявлениями антисемитизма, с которыми политик столкнулся в ходе избирательной программы, причем источниками подстрекательства в его адрес были названы именно крайне левые сторонники Ж.-Л.Меланшона.

В итоге, однако, именно левые одержали пусть и не абсолютную, но победу во втором туре выборов, а Ж.-Л.Меланшон высказал вполне очевидные претензии на власть, включая контроль над чувствительными для Израиля вопросами. В частности, он заявил, что «премьер-министр будет из Нового народного фронта», что даст блоку возможность «решать многие вопросы», в частности, «на международном уровне мы должны будем согласиться на признание палестинской государственности». В этом контексте особенно важно отметить, что присоединение к полосе признания палестинского суверенитета такой влиятельной в ЕС страны как Франция прежде рассматривалось как фактор, способный побудить к аналогичным действиям другие страны Европы, не последовавшие по такому пути под воздействием Испании, Норвегии или Ирландии.

В целом ввиду отсутствия у каждого из политических лагерей, претендующих на руководство правительством Пятой республики, абсолютного большинства в полной мере контуры политики страны, в том числе на международной арене определить на текущем этапе довольно сложно. Вместе с тем можно говорить о том, что любой исход французских парламентских выборов в той или иной степени неизбежно оказался бы для Израиля неблагоприятен. Сотрудничество с правым «Национальным объединением» повлекло бы за собой нарастание критики в адрес правительства Б.Нетаньяху в местных оппозиционных кругах, что неизбежно сдерживало бы контакты. Открыто пропалестинский курс левых способен лишить Израиль даже умеренной французской поддержки и усугубить ситуацию для ближневосточного государства внутри ЕС. Э.Макрон также стал вызывать в Израиле возражения в связи с тенденцией к большему учету палестинских интересов, что проявилось в призывах к прекращению огня без упоминания об израильских заложниках или в настойчивом продвижении послевоенного управления сектором Газа силами Палестинской национальной администрации. Наконец, парализованное правительство, решения которого блокируются противоборствующими лагерями, вытекающая из этого внутренняя нестабильность и сосредоточение на национальной повестке способно привести к минимизации внешнего влияния, особенно в Ливане, где Париж работает над деэскалацией.

В этой связи можно предположить, что правительство Б.Нетаньяху постарается в краткосрочной перспективе отдалиться от Парижа, дабы не нарушить своими действиями шаткий баланс в отношениях. Косвенно о подобной тактике и предварительной проработке ее на уровне МИД может свидетельствовать позиция министра иностранных дел ближневосточного государства И.Каца, в преддверии второго тура голосования в Пятой республике подчеркнувшего, что «Израиль не участвует во французских выборах и уважает французскую демократию», ожидая в ответ, что «другие страны будут уважать израильскую демократию».