- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Вызовы демографии: быстрый рост ультраортодоксального еврейского населения угрожает национальной безопасности Израиля

по материалам европейских аналитиков

Ультраортодоксальные евреи (харедим) участвовали в столкновениях с израильской полицией в Иерусалиме 31 мая, когда тысячи людей вышли на улицы в знак протеста против планов призыва членов их общины в армию. Демонстранты собрались в ультраортодоксальном районе Иерусалима в знак протеста против решения Верховного суда (БАГАЦ) о том, что их следует призвать. Позже протестующие переместились в центр города и, как сообщается, забросала машину ультраортодоксального министра. Демонстранты поджигали и строили баррикады, в то время как конная полиция врезалась в толпу. Полицейские машины также обстреляли демонстрантов т.н. «скунс уотер» — дурно пахнущей жидкостью для борьбы с толпой.

Исторически ультраортодоксы были освобождены от военной службы в Израиле и им разрешалось сосредоточиться на изучении религии. Однако растет гнев других израильтян, которые считают, что эта группа не выполняет свой патриотический долг, особенно во время войны Израиля против ХАМАСа в секторе Газе, в результате которой более 680 израильских военных были убиты и тысячи ранены. БАГАЦ в конце мая приказал правительству начать призыв в аврмию ультраортодоксальных мужчин. В его решении также говорится, что ультраортодоксальные мужчины, обучающиеся в религиозных семинариях, известных как йешивы, больше не могут получать государственное финансирование, если они отказываются служить без официального освобождения. «В разгар тяжелой войны бремя неравенства стоит как никогда остро», — говорится в решении суда, единогласно одобренном всеми девятью судьями. Две ультраортодоксальные партии в правящей коалиции премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, «Еврейство Торы» и ШАС, осудили это решение. «В мире нет силы, способной помешать народу Израиля изучать Тору, и любой, кто пытался это сделать в прошлом, потерпел сокрушительную неудачу. Никакое своевольное решение не упразднит сообщество ученых на земле Израиля, которое является той ветвью, на которой мы все сидим», — сказал Арье Дери, глава партии ШАС и близкий союзник Нетаньяху. Повторяя эту критику, в «Еврействе Торы» заявили, что для такого решения нет правовых оснований. Однако светские и не ультраортодоксальные группы в Израиле приветствовали это решение. Движение за качественное правительство в Израиле, которое подало петицию в БАГАЦ, призвало министра обороны Йоава Галанта начать немедленно призвать ультраортодоксальных мужчин: «Решение Верховного суда является историческим триумфом верховенства закона и принципа равного бремени военной службы. Постановление подтверждает нашу позицию о том, что продолжающаяся дискриминация при призыве в армию не может продолжаться и что пришло время для равенства».

Этот вопрос и вердикт Верховного суда вновь обнажил, как минимум, две из принципиальных проблем Израиля – демографическую проблему и обострение противоречий между условно светской частью населения и ульраортодоксами.  Демография в Израиле — это не просто цифры. Это важнейший вопрос национальной безопасности и важнейший показатель, влияющий на израильско-палестинские отношения. По состоянию на начало 2023 года в Израиле и на Западном берегу проживало около 7,45 млн евреев. Примерно столько же, 7,53 млн палестинцев или арабов, проживало на Западном берегу, в секторе Газа, Израиле и Восточном Иерусалиме. Учитывая такие цифры, неудивительно, что еврейские политики выступают против создания палестинского государства, поскольку оно быстро превысило бы Израиль численностью из-за традиционно более высоких показателей рождаемости палестинцев и потенциально лучших условий жизни для палестинцев, чем существуют в настоящее время. Такое густонаселенное палестинское государство может представлять военную угрозу для Израиля. Вот почему израильские правые выступают против решения о создании двух государств. В то же время израильские / еврейские националисты выступают против решения о создании единого государства, даже если бы оно находилось под контролем Израиля. Если Израиль аннексирует весь Западный берег, а палестинцы останутся там, это создаст серьезную демографическую проблему, потенциально приведя к тому, что со временем численность палестинцев превысит численность евреев. Вот почему израильские националисты публично или тайно выступают за переселение палестинцев в Иорданское Хашимитское Королевство. Однако демографические тенденции не постоянны и со временем меняются. В последние годы в Израиле и некоторых районах Западного берега, находящихся под контролем Израиля, рождаемость среди евреев росла, в то время как рождаемость среди палестинцев снижалась (в основном из-за плохих социальных условий на Западном берегу). Однако рост рождаемости среди евреев также становится проблематичным, если учитывать его структуру – значительное увеличение числа ультраортодоксальных евреев. Сравнение рождаемости среди евреев и арабов. В течение десятилетий, последовавших за созданием Израиля в 1948 году, уровень рождаемости среди арабского населения был выше, чем у евреев. Например, в 1960 году у арабских женщин в среднем рождалось 8 детей, в то время как у еврейских женщин — 3,5 ребенка. К 1980 году это соотношение снизилось до 6 детей на арабскую женщину и 3 детей на еврейку. Примерно к 2000 году соотношение еще больше снизилось до 4,5:2,7 в пользу арабского населения. Из-за более высокого уровня рождаемости процент арабов в Израиле увеличился с 13% в начале 1970-х годов до нынешних 21% (мусульмане, христиане, друзы и другие). Однако к 2019 году коэффициент рождаемости среди евреев превысил аналогичный показатель среди арабов. В Израиле и на контролируемых Израилем частях Западного берега (зона С) это соотношение составило 3,05 к 3,04. Эти цифры не включают показатели рождаемости среди арабов в секторе Газа и территорий под управлением Палестинской национальной администрации (ПНА) на Западном берегу, поскольку они не являются гражданами Израиля. Одновременно наблюдается снижение рождаемости. В период с 2018 по 2022 год средний коэффициент рождаемости среди евреев снизился с 3,17 до 3,03 ребенка на женщину. Среди мусульман и христиан снижение было еще большим – с 3,20 до 2,91 у мусульман и с 2,06 до 1,68 для христиан. Среди друзов этот показатель снизился с 2,16 до 1,85.

Религия в Израиле

Современное Государство Израиль определяет себя как еврейское, демократическое и светское государство, в котором религия отделена от государства. Однако на практике израильский секуляризм значительно отличается от секуляризма в Европе и США. Хотя иудаизм не является официальной религией Израиля (основатели Израиля были светскими сионистами), это религия, обладающая значительными привилегиями по сравнению со всеми остальными. Пятью официально признанными религиями в государстве являются иудаизм, ислам, христианство, религия друзов и бахаизм. Они разделены на 14 признанных религиозных общин. Другие религии могут отправлять свои обряды, но официально не признаны и не получают финансирования от правительства Израиля. Подавляющее большинство граждан Израиля являются зарегистрированными членами одной из религиозных общин. Специфика брака в Израиле заключается в том, что браки заключаются исключительно между членами одной религиозной общины, а межконфессиональные браки не допускаются. Однако израильское государство признает браки, в которых супруги придерживаются разных вероисповеданий, если они заключены за границей. Поэтому многие смешанные браки заключаются, например, на Кипре или Мальте. В 2010 году была внесена поправка, позволяющая двум партнерам вступать в гражданский брак по гражданской церемонии, если они не принадлежат к какой-либо религиозной общине.

Важность ультраортодоксальных евреев

Для определенной значительной части еврейского населения вера является наиболее важным аспектом жизни. Это ультраортодоксальные евреи или харедим. Отношения между светскими евреями и евреями-харедим в Израиле начали формироваться еще до создания израильского государства между сионистским движением и религиозными евреями (политическая партия «Агудат Исраэль» была основана в 1912 году). Лидеры сионистского движения, светские евреи, были главными сторонниками создания Государства Израиль, в то время как харедим были против. Светские сионисты считали, что создание еврейского государства в Палестине было необходимо, чтобы спасти евреев от преследований и погромов в Европе. Харедим, напротив, считали, что возвращению евреев на обетованную древнюю родину (Святую Землю) должен способствовать кто-то другой, а не они, и что независимое создание еврейского государства было против воли Бога. Со временем, особенно после создания Государства Израиль, между сионистами и «Агудат Исраэль» было достигнуто соглашение о том, что религиозные евреи получат автономию или особый статус в еврейском государстве для продолжения изучения иудаизма. Некоторые из полученных ими уступок включают: 1) государственное финансирование общественных услуг и расходов на проживание (включая обучение в религиозных школах), 2) освобождение от военной службы, 3) авторитет религиозных лидеров (раввинов) в таких вопросах, как брак, развод и связанные с ними вопросы, 4) политическое представительство в Кнессете и правительстве через религиозные партии (например, «Еврейство Торы», ШАС, МАФДАЛ – религиозный сионизм).

Привилегии харедим

Привилегии, которыми пользуются харедим, беспокоят многих светских евреев. Многие из харедим не работают и живут за счет государства. Процент работающих ультраортодоксальных мужчин составляет 56%, в то время как среди них работают 79% женщин. Процент работающих мужчин-харедим чрезвычайно низок и создает чрезмерное бремя для израильской экономики. Одним из наиболее важных вопросов является военная служба. Харедим освобождены от воинской повинности, что негативно сказывается на безопасности Израиля. Из-за специфической географии Израиля, который является длинным и узким (20 072 кв. км международно-признанной территории без Восточного Иерусалима, Голанских высот и Западного берега), израильтяне не могут позволить врагу проникнуть глубже на израильскую территорию в случае войны. Если бы это произошло, под угрозой оказались бы такие крупные города, как Иерусалим, Ашдод, Тель-Авив, Беэр-Шева, Петах-Тиква, Хайфа, и, возможно, даже само существование Израиля. Для защиты Израиля и предотвращения разрушения крупных городских районов первоочередной предпосылкой является большая армия. В настоящее время ЦАХАЛ насчитывает 170 000 военнослужащих и 500 000 резервистов, обладающих передовыми военными технологиями (самолеты, беспилотные летательные аппараты, ракетные системы), которые могут действовать в любое время в соседних государствах или против сил вторжения.

Быстрый рост численности харедим

Хотя коэффициент рождаемости в Израиле увеличился в пользу евреев по сравнению с израильскими арабами (3,05 : 3,04), что наблюдатели могут интерпретировать как победу евреев, при взгляде на структуру новорожденных преимущество сомнительно. У женщин-харедим коэффициент фертильности значительно выше, чем у светских еврейских женщин. У ультрарелигиозных женщин этот показатель составляет 6,64 ребенка по сравнению с 2,47 ребенка у светских еврейских женщин. Если исключить коэффициент фертильности ультраортодоксальных женщин, то показатель в 2,47 ребенка у светских еврейских женщин является превосходным по сравнению с другими развитыми странами. Женщины во Франции рожают 1,9 ребенка, в США 1,64, в Великобритании 1,56, а в Италии всего 1,25 ребенка. Для поддержания численности населения на прежнем уровне требуется коэффициент фертильности 2,1 ребенка на женщину. Это проблема для развитого западного мира. В последние десятилетия высокая рождаемость относительно небольшой ультраортодоксальной еврейской общины (до 10%) не представляла проблемы для Израиля из-за высоких показателей рождаемости светских евреев и массового возвращения евреев со всего мира, особенно из Европы (так называемый процесс алии). Однако в последнее время ситуация меняется. Массовой иммиграции евреев из Восточной Европы (территория бывшего Советского Союза) в Израиль больше нет. По общему признанию, российская операция на Украине вызвало иммиграцию из Украины и России. В 2022 году в Израиль прибыло около 60 000 человек еврейского происхождения. Проблема этих людей в том, что многие из них не чувствуют себя евреями, потому что многие имеют лишь маргинальное еврейское происхождение. В то же время многие высококвалифицированные евреи уезжают из Израиля в США и другие развитые западные страны. Более того, уровень рождаемости светских евреев снижается, в то время как уровень рождаемости ультраортодоксальных стремительно растет. В 2022 году численность харедим составляла около 1,28 млн человек по сравнению с 750 000 в 2009 году. Харедим составляли 13,3% населения Израиля в 2022 году. Дети харедим составляют 19% израильских детей в возрасте до 14 лет и 24% детей в возрасте до 4 лет.

Проблема призыва харедим в армию

По мере того, как война Израиля против ХАМАСА в секторе Газа продолжается наряду с конфликтом с ливанской «Хезболлой» на севере страны, в израильском обществе все чаще звучат призывы к тому, чтобы ультраортодоксальные евреи служили в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). Примерно 70% израильтян поддерживают призыв харедим на военную службу. Правительство Нетаньяху объявило, что правящая коалиция не договорилась о продлении военного освобождения для харедим, срок действия которого истек 1 апреля. Следовательно, ЦАХАЛ начал в начале апреля рассылать уведомления о призыве на военную службу учащимся йешив. Около 63 000 из них могут быть мобилизованы. Согласно израильским законам, каждый гражданин Израиля, который является «евреем, друзом или черкесом», должен служить в армии в возрасте 18 лет. Мужчины служат около трех лет, а женщины не менее двух лет. Арабы, мусульмане и христиане не обязаны служить. Также не так много тех, кто получает льготы по состоянию здоровья и по другим причинам, но их число растет. Ежегодно около 13 000 молодых людей освобождаются от военной службы, чего ЦАХАЛ больше не может себе позволить из-за постоянных военных столкновений с палестинцами и другими противниками. Только около 1200 ультраортодоксальных евреев ежегодно служат в армии, что составляет менее 10%. Один из двух главных раввинов страны, Ицхак Йосеф, недавно заявил, что харедим «все переедут за границу», если их будут призывать в армию. Его комментарий вызвал критику за то, что он поощряет израильтян уезжать во время национального кризиса, и насмешки, поскольку, по словам Гилада Малаха из Института демократии Израиля, многие светские израильтяне не возражали бы против массового отъезда харедим. Время покажет, действительно ли правительство начнет призыв харедим в армию. Правые партии оказывают давление на Нетаньяху, призывая его не делать этого и вместо этого расширять израильские поселения на Западном берегу. Ультраортодоксальные евреи являются основными сторонниками создания новых израильских поселений.

Неопределенный путь в будущее

В конце 2023 года население Израиля составляло 9,84 млн человек, увеличившись за год на 1,86%. Ожидается, что к 2040 году в Израиле будет проживать 12 млн человек. По прогнозам, к концу этого десятилетия число харедим достигнет 16% населения Израиля. По некоторым прогнозам, харедим составят 20% от общей численности населения к 2040 году, а к 2065 году — даже треть. К тому году каждый второй израильский ребенок будет ультраортодоксальным. Рост числа крайне религиозных евреев приводит ко многим проблемам и ставит бесчисленное множество новых вопросов. Несмотря на вклад харедим в демографическую борьбу евреев против палестинцев, прогнозируемый рост ультраортодоксального населения станет бременем для экономики, общества и ЦАХАЛа по нескольким причинам. Харедим являются основными получателями социальной помощи и стипендий и не вносят существенного вклада в экономику. Увеличение численности населения приведет к увеличению расходов государственного бюджета, что поднимает вопрос о том, сможет ли бюджет выдержать это, поскольку Израиль — это не США или Германия с огромными ресурсами. Светские евреи платят налоги и другие взносы, которые в основном поддерживают ультраортодоксальных евреев. Это способствует разногласиям. Даже если исключить экономику, растущее число религиозных евреев вызовет внутренний конфликт с светскими евреями, численность которых сокращается, но они по-прежнему являются главными защитниками Израиля, поскольку они с оружием в руках защищают государство от многих реальных и потенциальных врагов. Если харедим останутся освобожденными от воинской повинности, это окажет крайне негативное влияние на израильскую армию. Учитывая, что в последнее время все меньше и меньше израильской молодежи служит в армии (69% мальчиков и 59% девочек), плюс освобожденное ультрарелигиозное население, вполне вероятно, что ЦАХАЛу придется реформироваться. Израильской армии, вероятно, придется полностью перейти на профессиональный состав, поскольку резервистов становится все меньше. Это негативно скажется на возможностях израильских подразделений на Западном берегу и в других местах. Если бы правительство решило набрать большую профессиональную армию, это потребовало бы еще больших финансовых ресурсов из бюджета.

Культурные столкновения – либерализм и религиозный иудаизм

Рано или поздно произойдет культурное и цивилизационное столкновение между светскми и ультрарелигиозными евреями. Харедим ведут очень религиозный образ жизни (14%), в котором преобладает мирная, аскетичная и ориентированная на семью жизнь, посвященная Богу и молитве, без интернета, мобильных телефонов и светских образовательных материалов. Цель ультраортодоксальных евреев — молиться об искуплении грехов, чтобы быть готовыми приветствовать Мессию, который установит царство Божье на Земле. С другой стороны, светские евреи (45%) ведут западный образ жизни со всеми его преимуществами и недостатками. Они проявляют предпринимательский дух и устойчивый бизнес, основывая успешные начинающие компании и используя высокие технологии (на долю которых приходится 18% национального ВВП). Точно так же светские евреи предаются порокам современного мира, таким как наркотики, алкоголь, никотин, проституция, азартные игры и другая преступная деятельность. Помимо этих двух крайностей, существуют две умеренные группы. В частности, 25% евреев ведут традиционный образ жизни, а 16% (умеренно) религиозный. Учитывая быстрый рост ультраортодоксальных евреев, Израилю вскоре придется найти решение, чтобы справиться с этим экономическим, военным и социальным явлением и вызовом. Если этот животрепещущий вопрос не будет решен должным образом, это, несомненно, может привести к внутреннему распаду Государства Израиль. Население харедим может быть фактором, который в большей степени, чем угроза палестинского терроризма, арабских государств или Ирана, может нанести ущерб Израилю и превратить его в дисфункциональное государство, которое может стать легкой добычей врагов.

Однако у каждого меча есть два лезвия. В сценарии, когда ультраортодоксальные евреи несколько меняют свой образ жизни и в ограниченных пределах соглашаются на интеграцию в остальную часть израильского общества, они, несомненно, могут внести свой вклад в развитие Израиля. В конце концов, многие из них являются религиозными сионистами. Это, скорее всего, должно произойти, потому что ни одна страна не может терпеть, чтобы треть ее населения жила за счет программ социального обеспечения и меньшинство работало на большинство (92% налогов в государственный бюджет Израиля платят 25% населения), даже если это делается для высоких религиозных целей.