- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ухудшающиеся перспективы демократии в Сахеле

по материалам Института исследований внешней политики(FPRI), США

Пандемия COVID-19, помимо человеческих жертв и негативных экономических последствий в странах Африки к югу от Сахары, также способствовала упадку демократии.

Согласно статьи от 26 мая 2021 г. американского Совета по международным отношениям, в условиях полностью или частично авторитарных государств жило больше африканцев, чем в большинстве случаев за предыдущие два десятилетия. Недовольство граждан попытками лидеров остаться у власти путем обхода избирательного процесса привело к политической нестабильности, демонстрациям и насилию даже в относительно демократических странах, таких как Кения и Южная Африка. В то время как средний уровень демократии на континенте остается относительно стабильным в 2024 году, продолжающиеся случаи военных переворотов с странах Сахеля и конфликты в Эфиопии, Судане и Камеруне создают проблемы для укрепления демократии. Несмотря на продолжающийся прогресс в таких странах, как Гамбия и Замбия, и на то, что девять африканских стран входят в первую пятерку стран мира по уровню демократического участия, средние показатели представительства и верховенства закона на континенте снизились за последние пять лет.

Сахель: пояс нестабильности

Регионом Африки к югу от Сахары, демонстрирующим наиболее серьезный упадок демократического управления, является Сахель — полузасушливый пояс, соединяющий Северную Африку через пустыню Сахара с тропическими саваннами на юге. С 2020 года произошло четыре государственных переворота и три попытки переворотов в Западной Африке и Сахеле. Четыре военных переворота в Гвинее, Буркина-Фасо, Мали и Нигере произошли якобы из-за экономической стагнации и сохраняющейся нестабильности и первоначально были положительно восприняты гражданским населением. Эта поддержка, похоже, продолжается, несмотря на то, что хунты не выполняют обещаний улучшить безопасность. Средний возраст населения Сахеля колеблется от 14 до 26 лет, и можно было бы подумать, что такое молодое население станет рассадником народных восстаний, как это было в других регионах мира, но этого не произошло. Ситуация с безопасностью в странах Сахеля ухудшилась, и, несмотря на то, что он является одним из богатейших регионов мира с точки зрения природных ресурсов, в апреле 2023 года, по оценкам Организации Объединенных Наций, отсутствие продовольственной безопасности и недоедание достигли десятилетнего максимума. Около 450 000 человек оказались под угрозой «катастрофического уровня голода». До 80% населения Сахеля живут менее чем на 2 доллара в день, при этом бедность более распространена, чем в большинстве других частей Африки.

Несмотря на явный сдвиг вправо и автократию в ряде регионов, Сахель лидирует в неконституционных попытках захвата власти с 2020 года. В период с 2020 по 2023 год в странах Сахеля произошло 8 успешных государственных переворотов в шести странах, от Гвинеи на Атлантическом побережье до Судана на Красном море.

Мали

Из пяти переворотов, произошедших в Мали с момента обретения независимости в 1960 году, два произошли в 2020 и 2021 годах. С 2012 года страна сталкивается с мятежом туарегов (этническое меньшинство), джихадистов и преступных группировок, которые добились ограниченного успеха, несмотря на многолетнюю поддержку США, Франции и других международных организаций в укреплении национальной армии Мали. В 2020 году полковник, прошедший подготовку в Вооруженных силах США, Франции и Германии, сверг избранного президента. Это привело к тому, что Франция вывела свои войска из Мали, а хунта впоследствии свергла назначенного ею гражданского президента, после чего обратилась за поддержкой в области безопасности к российской ЧВК «Вагнер». Этот шаг не ослабил мятежей и привел к массовым нарушениям прав человека в отношении гражданского населения.

Чад

Военные захватили власть в Чаде в 2021 году после смерти президента Идрисса Деби, пришедшего к власти в результате государственного переворота 1990 года. Деби правил тридцать лет как бескомпромиссный автократ, но пользовался поддержкой США и Запада, потому что присоединился к международным усилиям по борьбе с терроризмом. Лидером переворота был сын Деби, генерал-лейтенант Махамат Деби. Хотя хунта допустила национальный диалог и переход к демократии, есть признаки того, что она подавляет оппозицию и предпринимает шаги по улучшению отношений с Россией и высылке американских военных инструкторов из страны, стремясь сохранить власть на неопределенный срок. Мятежи продолжаются на севере и юге страны (в  этой связи отметим от себя, что это не совсем так: лидер Чада сейчас гостит в Вашингтоне — авт.).

Гвинея

Обученный в США и Франции офицер возглавил государственный переворот в 2021 году, свергнув коррумпированное одиннадцатилетнее правление президента Альфы Конде, который пришел к власти при сомнительных обстоятельствах после того, как страна пережила десятилетия автократического правления, пообещав восстановить демократию. Однако, придя к власти, он продолжил ее подрывать. Решение Конде изменить конституцию, чтобы позволить ему баллотироваться на третий срок, было очень непопулярным, и хунта назвала его основной причиной захвата власти.

Буркина-Фасо

В период с января по сентябрь 2022 года Буркина-Фасо пережила два военных захвата. 24 января 2022 года военные свергли президента Роша Марка Кристиана Каборе, заменив его подполковником Полем-Анри Сандаого Дамибой. Затем, 30 сентября, Дамиба был снят со своего поста и заменен капитаном Ибрагимом Траоре. Демонстранты, поддерживающие Траоре, атаковали символы французского присутствия в стране. После назначения Траоре президентом «переходного периода» он приказал вывести французские войска и обратился к России и Мали за поддержкой в области безопасности. В сентябре 2023 года выборы, направленные на восстановление демократии в стране, которые были запланированы на июль 2024 года, были признаны «не приоритетными» и отложены на неопределенный срок. Рост насилия в столице Уагадугу подпитал слухи о том, что страна, возможно, близка к очередному перевороту.

Нигер

После обретения независимости в 1960 году в Нигере произошло пять государственных переворотов, но он пережил десятилетие относительно стабильного продвижения к демократии до июля 2023 года, когда группа военных свергла демократически избранного президента Мохаммеда Базума, занимавшего свой пост с 2021 года. Оправданием лидеров переворота было постоянное ухудшение ситуации с безопасностью. Армия прошла подготовку в Соединенных Штатах и Франции, и в ней располагалась база американских беспилотников, а 1100 американских военнослужащих участвовали в контртеррористических операциях. Впоследствии хунта разорвала свое военное соглашение с Соединенными Штатами, потребовала вывода американских войск и пригласила в страну российских военных «советников».

Судан

После обретения независимости в 1955 году Судан пережил шесть государственных переворотов и 53 года военного правления. Народные протесты в 2019 году побудили армейских офицеров свергнуть автократического правителя генерала Омара аль-Башира и работать с гражданскими активистами для перехода к демократии. Этот переходный период был прерван в 2021 году, когда лидеры государственного переворота начали борьбу за то, кто будет контролировать страну. Конфликт между генералом Абдель-Фаттахом Бурханом, командующим Вооруженными силами Судана, и генералом Мухаммедом Хамданом Дагло, командующим военизированными Силами быстрой поддержки, стоил жизни многим гражданским лицам, не участвующим в боевых действиях, вызвал гуманитарный кризис и вынудил многие страны, включая Соединенные Штаты, эвакуировать свои посольства.

Играем в долгую игру

Поскольку Россия вторгается в регион, чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся после ухода вооруженных сил США и Франции, краткосрочные и среднесрочные перспективы демократизации Сахеля кажутся чрезвычайно туманными. Согласно статье Rand Corporation от 6 июня 2023 года, Сахель в настоящее время является эпицентром глобального терроризма, на долю которого приходится 43% смертей, приписываемых глобальному терроризму в 2022 году. На Буркина-Фасо и Мали в 2022 году пришлось 73% смертей, связанных с терроризмом, в Сахеле и 52% всех таких смертей в странах Африки к югу от Сахары. В условиях роста терроризма и государственных переворотов Соединенным Штатам необходимо по-новому взглянуть на свою политику в отношении Сахеля. Вашингтон должен отказаться от подхода, основанного на обеспечении безопасности и тактической подготовке, который не сработал, к политике институционального строительства с упором на гражданский контроль и ответственное использование вооруженных сил. Такая политика должна единообразно проводиться во всем регионе без исключения, при этом нарушители прав человека и законов ведения войны должны нести ответственность за свои действия. Вместо того, чтобы отказываться от тактического реагирования на экстремистские движения, основное внимание следует уделять выявлению и устранению коренных причин появления таких экстремистов. Хотя в краткосрочной перспективе будет трудно работать с вооруженными силами стран Сахеля, которые участвовали в неконституционном захвате власти, когда Соединенные Штаты смогут возобновить участие, акцент должен быть сделан на надлежащем управлении обороной, разработке надлежащей доктрины и установлении эффективных отношений между гражданскими и военными с целью создания эффективных, профессиональных вооруженных сил, которые служат нации, а не конкретным группам интересов или тем, кто стремится к власти. Реакция США на перевороты любого рода должна быть последовательной и определенной. Правительство США должно осудить все поглощения и немедленно приостановить всю военную помощь, а также ввести визовые ограничения в отношении лидеров переворота, независимо от мотивации переворота или уровня предшествующего сотрудничества в контртеррористических операциях США. Этот фундаментальный сдвиг в мышлении Вашингтона будет нелегко осуществить, и он потребует сосредоточенности на долгосрочной перспективе, а не на краткосрочных, быстрых результатах, которые, к сожалению, характеризуют большую часть текущей стратегии США. Соединенные Штаты также должны быть готовы остаться надолго, и их не отпугнет отсутствие краткосрочного успеха их стратегии. Хотя оно должно быть осведомлено о других внешних игроках в этой долгой игре, о тех, кто будет выступать против США, и о других, которые якобы на стороне правительства, им следует остерегаться переоценивать конкурентов или отдавать их на аутсорсинг предполагаемым друзьям. Подход США должен основываться на том, что в первую очередь отвечает своим интересам, а во вторую — интересам народа конкретной африканской страны. Она должна быть готова представить себя надежным и последовательным партнером в долгосрочном экономическом и политическом развитии стран Сахеля и стать желанной альтернативой нынешнему составу персонажей, помогающих региону. Долгосрочной целью должно быть развитие профессиональных, демократических, стабильных партнеров в интересах мира и процветания для всех участников.