Вашингтон, несмотря на предвыборную гонку предстоящих президентских выборов и покушение на кандидата в президенты от Республиканской партии Дональда Трампа, а точнее не нынешняя американская администрация, а Пентагон, разворачивает, причем все более активно, деятельность по вытеснению из Ливии сначала Турции, а затем и России . Это и понятно – в США иной механизм принятия решений, их практической реализации и выработки стратегии безопасности и внешней политики, нежели чем в Турции и России, где практически все решается президентами и их узким кругом приближенных, причем не обязательно из государственных структур. В Соединенных Штатах внешняя и оборонная политика определяется не столько президентом, сколько узкой группой лиц, представляющих интересы финансовой системы, прежде всего Федеральной резервной системы (ФРС) и ведущих банков, ВПК, нефтегазового бизнеса и IT-технологий. И не важно, кто у власти – демократы или республиканцы, которые вносят не более, чем нюансы и расстановку акцентов в глобальную стратегию страны. Поэтому, несмотря на эвентуальную смену администрации США в ближайшем будущем, военная стратегия по обеспечению американских интересов во внешнем мире последовательно реализовывается. Тем более когда речь идет о Ближнем Востоке и Северной Африке с их огромными нефтегазовыми ресурсами и близостью к союзникам Вашингтона по НАТО в Южной Европе.
15-16 июля в Ливии произошел целый ряд важных событий внешнеполитического и военного плана. Заместитель командующего Вооруженными силами США в Африке (АФРИКОМ), глава командования специальных операций в Африке и временный поверенный в делах США в Ливии встретились в Триполи с премьер-министром правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамидом Дбейбой. Согласно коммюнике американского посольства, обсуждалась ситуация в области региональной безопасности и важность работы с профессиональными военными по всей Ливии и принятия конкретных мер по объединению вооруженных сил. Хотя, по утверждению местных источников, «гости» из США в основном обсуждали вопросы того, как выдавить из Ливии турецкое военное присутствие, заменив его на американское, чтобы затем приступить к сворачиванию и российского военного присутствия на востоке страны – в зоне контроля Ливийской национальной армии (ЛНА) во главе с Халифой Хафтаром. Тем более что опыт «борьбы» с российскими бойцами российской ЧВК «Вагнер» у американцев имеется – несколько лет назад Вооруженные силы США в Сирии нанесли мощный удар авиацией и артиллерией по вагнеровцам, которые попытались войти в зону нахождения нефтегазовых месторождений на востоке Сирии, которая находилась под американским военным контролем. Тогда, если верит соцсетям , ЧВК «Вагнер» потеряла до 300 своих бойцов. А сейчас подразделения Африканского корпуса МО РФ, дислоцированные в Киренаике, слишком малочисленны, чтобы противостоять военным из регулярной армии США. По крайней мере, в этом уверены политические деятели Триполитании. Либо они хотят в это верить. Тем более что в этом случае, если верить некоторым местным соцсетям, их поддержит авиация, базирующаяся на кораблях американского флота в Средиземном море и на наземных базах южноевропейских стран НАТО.
Анкара отреагировала незамедлительно на эти шаги Вашингтона. Согласно данным турецких вооруженных сил, начальник Генштаба армии Турции провел инспекцию военного регионального командования и штаба турецких офицеров в центре Мисураты. Он направился в Мисурату из Митиги после проведения инспекций на турецком фрегате TCG KEMALREIS. Этот корабль ранее был передан в распоряжение командования Ливийской оперативной группы и турецко-ливийской военно-морской оперативной группы.
Интересно и то, что одновременно премьер-министр правительства национального единства Абдель Хамид Дбейба заявил о приезде в Триполи президента Чада Махамата Идриса Деби. По его словам, этот визит чадского лидера в Ливию имеет большое значение, и, в ходе переговоров, будут обсуждаться многие темы. А ведь хорошо известно, что Нджамена продолжает ориентироваться на Париж, а Франция из стран ЕС наиболее активна в Ливии.
Похоже, что ливийская ситуация пошла по пути очередного обострения. Запад явно решил побороться за Ливию с Турцией и Россией. Уж слишком жирный ливийский пирог, чтобы делить его с другими внешними игроками.