- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии турецко-американской сделки по самолетам F-16

11 июля издание Bloomberg опубликовало материал авторства Сельджана Хаджаоглу (Selcan Hacaoglu) под заголовком «Турция сократит сделку на 23 миллиарда долларов по самолетам F-16 с США».

Как отмечает издание, Турция сокращает запланированный оборонный контракт на 23 млрд долларов с США на модернизацию второго по величине парка истребителей F-16 НАТО и будет добиваться компенсационного соглашения о производстве некоторых деталей для боевых самолетов на месте. В частности, в материале напоминается то обстоятельство, что с 2021 года Анкара пытается купить 40 самолетов F-16 последнего поколения компании Lockheed Martin Corp., 79 комплектов для модернизации своего существующего парка, а также сотни бомб и ракет. Не скрывая и причинно-следственных связей, Bloomberg указывает, что США одобрили продажу в начале этого года после того, как Турция ратифицировала членство Швеции в альянсе.

Цитируем: «Но теперь Турция настаивает на покупке меньшего количества комплектов для модернизации и боеприпасов, чтобы сэкономить миллиарды долларов на фоне сокращения расходов внутри страны, по словам людей, знакомых с планом, которые говорили на условиях анонимности. Страна хочет, чтобы ее развивающаяся военная авиационная промышленность удовлетворяла некоторые из ее потребностей, заявили источники. Министерства обороны и иностранных дел Турции отказались от комментариев»

И далее: «На вопрос о планах пересмотра контракта во время пресс-конференции в Вашингтоне в четверг президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уклонился от ответа, заявив, что «вопрос относительно этих запасных частей — это то, что мы всегда обсуждаем».

Заметим, что такое развитие событий не может не вызывать интерес с той точки зрения, какое внимание придает Турция этой сделке и сколько усилий она затратила на то, чтобы пролоббировать закупку F-16 в США с тем, чтобы отчасти компенсировать тот урон обороноспособности страны, который возник из-за её исключения из программы создания истребителей пятого поколения F-35. Тем более, что триггером для исключения Турции из программы F-35 стала закупка у Российской Федерации систем С-400 (триггером последней, в немалой степени, была попытка государственного переворота 15 июля 2016 года, которая лишний раз подсветила проблемы Турции с системами ПВО – И.С.).

С каких точек зрения следует рассматривать происходящее на переговорах по многострадальной сделке? – Перечислим:

Во-первых, с точки зрения ограничения расходов — понятно, что Турция пытается снижать свои бюджетные издержки на фоне непростой экономической ситуации.

Переговоры по снижению сумм заключаемых сделок ведутся постоянно, однако, когда «секвестр» добирается до стратегических контрактов в военной сфере, давно ожидаемых и лоббируемых, да ещё и так, чтобы об этом говорили руководители двух стран (а Турция и США, судя по всему, эту тему обсуждают на высшем уровне) — это показательно. Подчеркнем, не всё в порядке в экономике тех стран, которые начинают экономить на своей обороноспособности. Хотя, в случае Турции, желание сэкономить – это явно не единственный мотиватор.

Во-вторых, с точки зрения локализации в Турции: Турция добивается технологического партнёрства с США, говоря шире, с Западом. Сделка по F-35 сорвалась после покупки Турцией российских систем С-400. Теперь, как можно понять, свое ВПК турецкие руководители пытаются оставить в обойме, используя для этого, как возможность, сделку по F-16.

Тут и возможность получения новых технологий для Турции (не будем забывать про проект собственного истребителя 5-го поколения KAAN), тут и возможный трамплин на перспективу в прочие западные проекты (как маловероятный, но, всё же, вариант возврат к программе F-35).

В-третьих, с точки зрения турецких переговорных стратегий: ещё раз обратим внимание на то, как Турция все последние годы добивается F-16, на фоне бросающегося в глаза нежелания американцев.

Однако, получив согласие на поставку у американской стороны, Турция продолжает бороться и пытаться получать для себя наилучшие условия. Даже невзирая на то, что именно Турция выглядит в этой сделке более заинтересованной стороной.

Впрочем, одна из самых важных переговорных тактик заключается в том, чтобы убедить противоположную сторону в том, что это её корневой интерес (в данном случае — США), в первую очередь, осуществить поставку изделий Турции, а не наоборот.

Заниматься этим можно ровно в тот момент, когда и если есть уверенность, что такие маневры не обрушат всю сделку. Однако, это — то, что называется «закрывающая скидка». Все переговоры, вроде как, завершены, контракт заключается, но остался «маленький нерешенный вопрос» и можно подписываться.

Вопрос сейчас заключается в том, удастся ли Турции подписать сделку с США в условиях поступления новых вводных, особенно, с учетом фактора времени и очевидной смены власти в США. Пока выглядит так, что Турция рискует срывом сделки в стремлении улучшить для себя её условия.